Предисловие
Социализация – понятие, широко использующееся
в современной психолого-педагогической науке.
Чаще всего социализация трактуется как процесс
развития и саморазвития человека в ходе усвоения
и воспроизводства социокультурного опыта (А.В.
Мудрик).
Важнейшая проблема, с точки зрения общества –
обеспечение успешной социализации
подрастающего поколения. В это понятие
вкладывается:
во-первых – это адаптация личности к обществу
путем усвоения социального опыта, ценностей,
норм и установок, присущим как обществу в целом,
так и отдельным группам; во-вторых – это
формирование собственной позиции и неповторимой
индивидуальности, процесс саморазвития и
самореализации, в ходе которого создается новый
социокультурный опыт.
Приобщение ребенка-дошкольника к миру
социальной действительности – одна из сложных и
важных проблем. В современных концепциях и
нормативных документах социальное развитие
рассматривается как одно из важнейших
направлений личностного развития в целом.
Современный детский сад может стать центром
социального действия, в котором идет ежедневная
совместная работа детей и взрослых. Это
предполагает превращение ДОУ в открытое
пространство для взаимодействия с учреждениями
социума в системе «ребенок–педагог–семья».
Дошкольное учреждение, может приобрести большое
значение, как субъект социального партнерства.
По мнению французского философа А.Риккера,
современный человек предельно расширяет
представление о самом себе: «Я – тот, кто
действует». При такой позиции важной становится
инициатива.
Современное ДОУ может и должно стать центром
созидательных, творческих инициатив, призванным
развивать духовно-интеллектуальный потенциал
всех участников педагогического процесса,
значимых не только для дошкольного сообщества,
но и для жителей микрорайона или города.
Эффективность работы ДОУ снижается из-за
несогласованности действий учреждений
образования, культуры, здравоохранения.
Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума
показал, что активная позиция дошкольного
учреждения влияет на личную позицию педагогов,
детей, родителей, делает учебно-воспитательный
процесс более эффективным, открытым и полным.
Используя позитивный опыт взаимодействия с
социальными институтами, все участники получили
хороший стимул к сотрудничеству, появилось
желание украшать и улучшать мир вокруг себя,
осталось удовлетворение от совместной работы и
общения.
«Целевая программа взаимодействия ДОУ с
учреждениями социума» представляет конкретный
вариант вовлечения дошкольного учреждения в
систему социального партнерства.
Нормативно-правовое обеспечение целевой программы
- Конституция РФ, ст.43;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
- Закон РФ «Об образовании»;
- Семейный кодекс РФ;
- Приказ МО РФ от 05.05. 2000 г. № 1304 «О федеральных компонентах Государственных стандартов дошкольного образования».
- Методическое письмо Министерства образования России от 25.03.94№35-М. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
- Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 № 237/23-16. О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы.
- Письмо Минобразования РФ от 31 января 2001 г. № 90/30-16
- Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №65\23-16. О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.
Цель программы: использовать возможность социума микрорайона ДОУ для создания единой воспитательной системы.
Задачи:
- Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины.
- Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
- Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
- Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, микрорайона, малой родины.
- Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.
Принципы:
- Гуманизма – основывается на усилении внимания к личности ребенка как высшей ценности общества, установке на формировании активной гражданской позиции, с полноценными интеллектуальными, моральными и физическими качествами, создание благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;
- Личной ориентированности – направлен на реализацию индивидуальных качеств и способностей всех участников в системе «ребенок–педагог–семья»;
- Культуросообразности – понимание мира, частью которого является сам ребенок. В этом мире преобладает идея малой родины – организация жизнедеятельности детей в пространстве многонациональной культуры с акцентом на ее региональный компонент;
- Интеграции и координации – отражает способы взаимосвязной деятельности всех субъектов социального партнерства и их согласованную работу;
- Диалогичности – нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов социального партнерства;
- Деятельной организации – направлен на объединение всех форм социального сотрудничества в создание единой воспитательной системы.
Предполагаемый результат
- Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума микрорайона на основе договоров и совместных планов.
- Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.
- Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
- Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
- Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.
Система отслеживания результатов
Критерии оценки |
Субъекты оценки |
Периодичность оценки |
Методы оценки |
1.Создание правовой базы сотрудничества | администрация |
Раз в год – итоговый |
Заключение договоров, анализ планов. |
2. Организационно- педагогические условия успешной работы | Творческая группа, самооценка |
Текущий – раз в полугодие |
Анализ среды, наблюдение. |
3. Создание структуры взаимодействия учреждений социума | Администрация, творческая группа, самооценка |
Текущий – раз в полгода |
Анализ планов, наблюдение, опросы |
4. Освоение новых форм социального партнерства | Творческая группа, самооценка |
Текущий – раз в полугодие |
Самодиагностика, наблюдение, анкетирование |
5. Снижение уровня заболеваемости детей | Творческая группа, самооценка |
Текущий – раз в полугодие |
Диагностика, анализ планов, наблюдение |
6. Адекватная ориентировка детей, родителей, педагогов в социокультурном пространстве микрорайона | Творческая группа, администрация, самооценка |
Текущий – раз в полугодие Итоговый – раз в год |
Анализ планов, опросы, наблюдения, беседы |
7. Рост психоэмоционального благополучия участников образовательного пространства | Администрация, психолог |
Текущий – раз в полугодие Итоговый – раз в год |
Тестирование, диагностика, наблюдения, беседы |
8. Рост профессиональной компетенции педагогов | Оценка равного равным, самоанализ, администрация |
Текущий раз в пол года |
Анализ планов, наблюдение, отчеты по самообразованию |
9. Участие родителей в образовательном процессе | Творческая группа, администрация |
Текущий – раз в полугодие |
Анкетирование, беседы, наблюдение, анализ планов |
10. Обеспечение личностного развития участников образовательного процесса на принципах индивидуализации и дифференциации | Творческая группа, администрация |
Текущий – раз в год |
Наблюдения, беседы, диагностика |
Механизм реализации
- Конструирование социально-культурной образовательной среды для исследовательской, созидательной, познавательной деятельности;
- Социально-просветительская деятельность среди родительской общественности.
- Приобретение теоретических и практических навыков сотрудничества, освоение педагогами социально-педагогического пространства