Урок русского языка в 4-м классе по теме "Мягкий знак после шипящих в конце разных частей речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода и мужского рода; женского рода мн. числа, стоящих в форме род. падежа; глаголов 2 лица ед. числа; кратких имен прилагательных;
  • совершенствовать умение распознавать род существительных;
  • развивать орфографическую зоркость, речевые умения.

Оборудование:

  • плакаты-рисунки: "Хитрый вопрос", "Существительное", "Глагол", "Краткое прилагательное", "Мягкий знак";
  • олоски со словами;
  • лист с текстом; таблица "Мягкий знак после шипящих".

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня на уроке мы совершим с вами увлекательное путешествие в страны частей речи и узнаем об удивительных приключениях Мягкого знака, о его встречах с разными словами, на конце которых есть шипящие согласные. Этот урок должен помочь вам подняться еще на одну ступеньку школьной грамотности: узнать, когда пишется мягкий знак после шипящих, а когда нет.

III. Словарная работа.

Приступаем к словарной работе. Кто продиктует блок словарных слов этой недели по теме: "Одежда, обувь"? Запишем их под диктовку. (Комментированное письмо.)

На доске:
Пальто, одежда, валенки, платок, ботинки, сапоги.
Эти слова мы ежедневно используем в своей речи. Мама, провожая вас в школу, что говорит?
Дети: Надень пальто, обуй сапоги.
Младшему братишке нужна ваша помощь. Как тогда к вам обратится мама?
Дети: Одень брата.
Вам надо на пару минут сходить к другу на первый этаж. Что тогда вам посоветует мама?
Дети: Накинь пальто.
В воскресенье мы ходили в театр. Перед спектаклем сдавали пальто в гардероб. Как вы обратитесь к гардеробщице?
Дети: Возьмите, пожалуйста, мое пальто.
Как вы обратитесь к ней после спектакля, подавая номерок?
Дети: Подайте, пожалуйста, мое пальто.
К какой части относятся написанные слова?
Дети: Это имена существительные.
По каким признакам их можно разбить на группы?
(Дети отвечают, один работает у доски.)

На доске:

По числу платок (ед. ч.) пальто (ед. ч.) одежда (ед. ч.)
По роду одежда (ж. р.) платок (м. р.) сапоги (м. р.)

Какие общие признаки имеют эти слова?
Дети: Все они обозначают неодушевленные, нарицательные предметы.
Словарные слова можно встретить в пословицах. У вас на столе лежат полоски, на которых написаны слова из пословицы:
красит человека дела не одежда, а добрые
Дети: Не одежда красит человека, а добрые дела.
Запишите это предложение, определите род имен существительных.
Дети: Одежда – ж. р., человек– м. р., дела – ср. р.
Как же вы определили род существительных?
Дети: Подставляю слово-помощник. К существительным мужского рода – он, мой; женского рода – она-, моя, среднего рода – оно, мое.

IV. Повторение родовых окончаний имен существительных.

Перед вами плакаты "Хитрый вопрос". Закладкой закрыта первая часть слова, но указаны окончания.

Подумайте, как можно, не убирая закладки, определить, существительные какого рода здесь написаны. Посмотрите на 1-й плакат. Какие это существительные?
Дети: Дом, год, кот.
Какого они рода? Как вы узнали это?
Дети: Это существительные мужского рода. Они имеют нулевые окончания.
Какие существительные спрятались на 2-м плакате?
Дети: Дело, поле, лето.
Какого они рода? Как вы узнали это?
Дети: Это существительные среднего рода. Они имеют окончание -о, -е.
Какие существительные – на 3-м плакате?
Дети: Няня, изба, коза.
Какого они рода? Как вы узнали?
Дети: Это существительные женского рода. Они имеют окончания -а, -я.
Сейчас вы определили род имен существительных двумя способами. Давайте еще раз назовем 1-й способ.
Дети: Подставляем слово-помощник.
А второй?
Дети: По родовым окончаниям.

V. Доказательство орфограммы.

Покой и здоровье в стране Существительных охраняют гласные и согласные. Они несут службу в самых ошибкоопасиых местах корней слов. Прочитайте про себя стихотворение, написанное на доске.

Стр...ка, з...мля, гр...да, ...гла,
Похо...ка, по...ка ихо...ьба,
И сер...це, мес...ность, интерес..но
Проверить надо все слова.

А теперь прочитайте вслух. Вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте свой ответ.

Дети:

Строка – безударная гласная о, проверочное слово строки.
Походка
– согласная д, проверочное слово ходит.
Сердце
– непроизносимая согласная д, проверочное слово сердечко.

Ваши зоркие глаза и быстрый ум помогли избежать опасность гласным и согласным в корнях слов.

VI. Путешествие Мягкого знака в страны частей речи.

Но есть еще одна буква (показать рисунок-плакат с изображением мягкого знака). Ученые его называют буквой-помощницей.

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак:
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Мягкий знак отправился в страну Существительных совершать добрые дела. Он узнал, что в этой стране в заточении находится несколько слов, оканчивающихся на шипящий согласный звук, и поспешил к ним на помощь.

Ч Ж
Щ Ш

(По ходу работы учитель открывает эти буквы: сначала первую группу карточек со словами (дочь, мышь, рожь), затем другую {страж, меч, грач).)
Кто из вас узнал эти шипящие?
Дети: [ч], [щ] – мягкие согласные, [ж], [ш] – твердые согласные.
Мягкий знак освободил некоторые имена существительные. Последний звук каждого слова шипел: [ч], [ш], [ж]. Прочитайте эти слова.
Дети: Дочь, мышь, рожь.
Что вы заметили? Как они пишутся?
Дети: Это существительные женского рода. На конце после шипящих пишется ь.
Запишем эти слова в тетрадь. Мягкий знак освободил остальные имена существительные. И вдруг раздался шум, шипение, свист. Поднялся страж, в руках он держал меч, а на плече у него сидел грач. Они все вместе закричали: "Если, Мягкий знак, к нам подойдешь, то от меча и погибнешь". Смертельно испугался Мягкий знак и убежал. Какие слова вы услышали? Что заметили?
Дети: Страж, меч, грач – существительные мужского рода. В них после шипящих ь не пишется.
Запишем в тетради эти слова. Стрелой промчался Мягкий знак мимо существительных луж, дач, крыш женского рода множественного числа, стоящих в форме родительного падежа. Они тоже свистели, шипели. Он понял, что к ним опасно приближаться. Какие это слова? Что вы заметили?
Дети: У существительных женского рода множественного числа, стоящих в форме родительного падежа, после шипящих ь не пишется.
Запишите эти слова в тетрадь.
С тех пор существительные женского рода множественного числа в форме родительного падежа стали жить по своим законам. Давайте назовем эти законы, используя плакаты.

Дети: У существительных женского рода после шипящих пишется ь, у существительных мужского рода после шипящих не пишется ь, у существительных женского рода множественного числа, стоящих в форме родительного падежа, после шипящих ь не пишется.
Примчался Мягкий знак в соседнюю страну Глаголов. Здесь его встретил любопытный глагол, который всех спрашивал: что делаешь? Он спросил:
Что ты здесь делаешь?
Спаси меня!
Хорошо. Не убегай, остановись! Да ты дрожишь. Ты у меня поживешь, отдохнешь, тебе надо лечь, я тебя буду беречь.
Прочитайте слова. Что вы заметили?
Дети: На конце глаголов, отвечающих на вопрос что делаешь?, после шипящих пишется ь.
Запишите эти глаголы.
После отдыха отправился Мягкий знак в страну прилагательных. Ему встретилось краткое прилагательное, которое всех спрашивало: каков? Мягкий знак рассказал ему о своих встречах в стране Существительных. Что он раньше был хорош собой, всегда был свеж, могуч, пригож, а теперь на себя не похож. Краткое прилагательное прогнало его прочь из своей страны, сказав: "Хоть ты и пригож, но нам ты не подойдешь".
Дети: На конце кратких прилагательных после шипящих ь не пишется.
Запишите эти слова в тетрадь.
Вот так и закончилось путешествие Мягкого знака по странам разных частей речи. Везде он встречался со словами, которые оканчиваются на шипящие, но не со всеми сумел подружиться.

VII. Первичное закрепление.

Сейчас у Мягкого знака отдых. В стране Существительных есть цирк. Купив билет, он в него отправился. Билет с текстом лежит у вас на столах. Вы должны помочь Мягкому знаку выбрать нужное ему место в данных существительных, чтобы в зале не было переполоха, чтобы стояла тишь. Вспомните правило.

В цирке имен Существительных

В полноч... на манеж... вышел циркач... и его доч... На нем был плащ... .В руках он держал мяч... Скрипач играл марш... Вот морж... поймал мяч... В зале сидела молодеж... Стояла тиш...

VIII. Итог урока.

С тех пор Мягкий знак в каждой части речи живет по строго определенным законам. Они записаны в таблице.

Мягкий знак после шипящих

Имя сущ.
 ж. р. кто? что?
дочь
рожь
Глагол
 что делаешь?
 поешь
летишь

Мягкий знак не пишется

Имя сущ.
м. р.
грач
нож
Имя сущ.
 род. п.
луж
 дач
  Краткое прил.
 каков?
 могуч
свеж

Что вы знаете о правописании ь после шипящих у существительных? У глаголов? У кратких прилагательных?

IX. Домашнее задание.

Придумать свою историю о Мягком знаке, его встречах со словами, на конце которых есть шипящие.