Цель: раскрыть значимость музыкальных и живописных портретов с точки зрения их глубокой взаимосвязи с историческим и культурным наследием народа, определить их созвучность жизни современного человека.
Задачи:
- Исследовать линию эмоционального и сюжетного развития Второй симфонии А.П.Бородина с целью раскрытия авторского замысла через устное народное творчество, живопись и особенности многовековых национальных традиций русского народа;
- Формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства, воспитывать патриотизм, гордость за свою страну, способствовать осознанию причастности себя к её историческому прошлому и ответственности за её будущее.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные ЗУН в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях, переносить полученные выводы в повседневную жизнь.
Оборудование урока и методическое обеспечение:
1. Компьютер и мультимедийный проектор, экран,
колонки.
2. Презентация с использованием видео- и
аудиоряда:
а) А.П.Бородин. Вторая симфония “Богатырская”
(фрагмент I части). Исп. Государственный
Академический оркестр, дирижёр Е.Светланов
б) Былина “Илья Муромец”. Исполняет Г.И.Лавров
(фрагмент)
в) В.М.Васнецов. “Витязь на руспутье”,
“Богатыри”
г) Аудиофрагмент из м/ф “Алёша Попович”
д) Во вкладке: портреты А.П.Бородина и
В.М.Васнецова
3. Раздаточный материал: информационные бланки
к изучаемому произведению (слайд № 2).
4. Фортепиано.
5. Рабочая доска.
Организационный момент, приветствие.
I. Вводная часть (Слайд № 1)
Звучит запись былины “Илья Муромец” в исполнении Геннадия Лаврова:
То не грозная туча накатилася,
Напали на Русь злые вороги.
Города и села огнем пожгли,
Мужей и жён во полон свели…
А и ехал Илья путями дальними.
Наехал он на дороженьку нехожену.
На росстани бел горюч камень,
На камени три подписи подписаны:
А и прямо поедешь – убиту быть,
А и вправо поедешь – богату быть,
А и влево поедешь – женату быть,
Уж как тут Илья призадумался...
Былинным напевам уже более 10 веков, но интерес к этим живым строкам истории не угасал никогда: пересказывали, дописывали, изучали, возрождали, создавали на основе услышанного замечательные произведения искусства… Наш путь сегодня будет обратным: мы попробуем сквозь музыкальные и живописные портреты вернуться к первоисточнику и осмыслить бесконечную мудрость наших предков, сделавшую образы русских богатырей практически бессмертными.
В 1875 году русский композитор Александр Порфирьевич Бородин заканчивает свою Вторую симфонию – одно из лучших произведений русской симфонической музыки. Она была восторженно встречена его именитыми друзьями, которые оценили её как лучшую русскую симфонию. Обсуждение после прослушивания было бурным: Модест Петрович Мусоргский предложил её назвать “Славянская героическая”, однако, критик Владимир Васильевич Стасов запротестовал: “Не вообще славянская, а конкретно – русская, богатырская!”. “Богатырская” - это название Вторая симфония А.П.Бородина носит и по сей день. Сам же композитор говорил о своём произведении, что в медленной части “желал нарисовать фигуру Баяна, в I части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гусель, при ликовании народной толпы”.
Удивительно, но спустя всего три года Стасов получит письмо от художника Виктора Михайловича Васнецова, в котором тот будет давать комментарии к картине, которую вы видите сейчас на экране. В нём будет написано:
“Сюжет картины возник под впечатлением былины “Илья Муромец и разбойники”. На камне написано: “Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному”. Следуемые далее надписи: “направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти” — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии”.
Запишите тему сегодняшнего урока–исследования, которая продолжает начатую на прошлом уроке беседу о музыкальных портретах: “Богатырь возглавляет войско, мудрец открывает путь”.
II. Постановка цели.
Главный вопрос, ответ на который нам предстоит выяснить в ходе нашего сегодняшнего урока:
О чём рассказывают люди, которым дар великий дан,
В произведениях искусства сквозь время и границы стран
Вести беседу прямо с сердцем, в нас сея мудрости цветы,
И верить в то, что мы услышим, достигнув новой высоты?
Каждое произведение искусства, даже если оно не ведёт повествования привычной для нас словесной речью, – это размышление человека его создавшего, который на протяжении очень долгого времени укладывал кистью мазок к мазку на полотно или соединял своенравные музыкальные звуки, продолжал проживать свою судьбу. Ах, сколько могли бы рассказать герои живописных и музыкальных портретов о своих создателях, ах, сколько тайн они хранят! Сегодня в центре нашего внимания музыкальный портрет из I части “Богатырской” симфонии А.П.Бородина. Какие мысли скрывает эта музыка? Изобразительность или выразительность стоят в ней на первом месте? Нет ли в этом произведении послания нам – слушателям? А если есть, то что в нём?
III. Подготовительная работа:
Для любого исследования требуется предварительная работа: собрать достоверную информацию о предмете исследования, изучить существующие мнения, провести собственное расследование и только потом определиться в выводах.
Давайте изучим уже имеющуюся информацию, которая значится в ваших информационных бланках (слайд № 2):
1. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Вторая симфония А. П. Бородина “Богатырская” (1876). I часть
2. АВТОР:
Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) – русский композитор, учёный – химик, литератор. Член творческого содружества музыкантов “Могучая кучка”. (2 слайд, ссылка “Подробнее – 1”)
Что можно сказать о нём ещё?.. Родился в в г.Петербурге. Им написаны: 3 симфонии, симфонический эскиз “В Средней Азии”, концерт для флейты и фортепиано и оркестром, камерная музыка, четыре оперы “Богатыри”, “Царская невеста”, “Млада”, “Князь Игорь”, а также романсы и песни.
3. ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Государственный академический симфонический оркестр. Дирижер Евгений Фёдорович Светланов - российский дирижер, композитор, пианист .
4. МНЕНИЯ:
М. П. Мусоргский – “Славянская героическая”
В. В. Стасов – “Русская, богатырская”
А. П. Бородин – “В первой части я хотел показать
собрание русских богатырей”
5. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Давайте уточним значения слов, с которыми мы встретились в мнениях о прослушанной симфонии.
“Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия”:
СЛАВЯНЕ – группа народов в Европе: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы).
РУССКИЕ – произошли от древнерусской народности (9-13 вв.), сложившейся из восточнославянских племен в процессе распада родоплеменных отношений и создания Древнерусского государства вокруг Киева.
И ещё один достоверный источник информации – “Толковый словарь русского языка С.И.Ожёгова и Н.Ю.Шведовой”:
БОГАТЫРЬ – герой русских былин, совершающий воинские подвиги, человек очень большой силы, стойкости, отваги. Известен крепким телосложением, очень высоким ростом и очень крепким “богатырским” сном.
ГЕРОЙ – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
Говоря о богатырях, нельзя не вспомнить картину замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова “Богатыри” (“Три богатыря”), работу над которой он завершил в 1898 году. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее в Москве. (2 слайд, ссылка “Подробнее - 2”)
- Что вам известно о богатырях?
- Как бы вы пояснили замысел картины?
- Какие воинские подвиги богатырей вам известны из былин?
IV. Исследование.
А теперь пришла пора собственного расследования. Посмотрите на слайд №3: это одна из новых форм работы, которая называется “Линия жизни” или, как привычно называют её старшеклассники, “График характеров”.
Обратите внимание, слева наши знакомые карточки настроения, только теперь их не шесть, а всего четыре: два настроения мажорных, а два минорных. Чтобы было удобнее, на рисунке лады разделяет горизонтальная линия. Теперь главное: как только зазвучит музыка, на этих клеточках появятся точки, соответствующие её настроению. Точки соединятся линией, и мы с вами сможем рассмотреть, как менялся характер. Будьте внимательны, ваше воображение будет иметь решающее значение.
Слушание: А. П. Бородин. Вторая симфония (фрагмент I части)
Беседа.
Давайте попробуем поразмышлять. Итак, “Славянская героическая”, “Русская”, “Богатырская”... Посмотрите, что же нарисовал компьютер?
- Главная тема звучала без всякого вступления в самом начале. Вот она (показ на фортепиано). Какой она показалась вам по настроению? (ответы ребят)
- Можно ли сказать, что она героическая, русская, богатырская? (да)
- Что вам представлялось? (ответы ребят)
- Подберите прилагательные, которые могли бы описать настроение этой темы? (Ответы выписываю на доске: уверенная, суровая, сильная, раздольная, размашистая, строгая, побеждающая и т.д.)
Посмотрите, как вела себя линия: она то стремилась к солнцу, то снова уступала место тревожности. И только после второго круга вдруг поднимается до вершины и закрепляется там. А давайте попробуем объединить на одном рисунке картину В. М. Васнецова и нашу линию.
Возможно, это поможет нам найти некоторое созвучие, хотя полотно художника появилось на 22 года позже, чем вышла в свет “Богатырская” симфония. Стоит отметить, что В. М. Васнецов и А. П. Бородин – современники. Мало того, некоторое время и композитор и художник находятся в одном городе – в Петербурге.
- Картина “Три богатыря” будет завершена в 1898 году, спустя 11 лет после смерти композитора. В русском искусстве она “прозвучит” не менее громко и победно, чем Вторая симфония Бородина. Вспомните слова, которыми вы описывали музыку (записи на доске). Можно ли их отнести и к картине? (да, эти произведения созвучны).
А теперь, внимательно посмотрите на картину и нашу линию (Слайд № 4).
- Можно ли предположить, сколько богатырей было в музыке Второй симфонии? (тоже три, ведь “богатырская тема” повторяется трижды).
Конечно, это версия, но ведь так и хочется первое проведение темы отнести к Добрыне Никитичу, Второе – к Илье Муромцу, а третье - к Алеше Поповичу. Давайте допустим эту мысль, тем более, что она не противоречит замыслу композитора (“собрание богатырей”), и поразмышляем над странным “поведением” линии: то вверх, то вниз... Живопись не имеет развития, поэтому мы не можем знать, как планировал вывести на полотно своих героев художник, мы не знаем, что было с ними после осмотра границ русского государства. Однако, у нас есть созвучное музыкальное произведение, и мы можем предположить, что где-то здесь на линии есть место, в которой присутствует сюжет этой картины.
Давайте поразмышляем. В этом нам поможет следующий слайд (Слайд № 5).
Итак, допустим, что первая тема – это выход Добрыни Никитича. Эту тему мы уже описывали, но давайте посмотрим, как она развивается. Уже вторая точка нашей линии устремлена в мажор.
- А что является мажором для государства русского? (мир, счастливые люди, благополучие, здоровье и т.д.)
Конечно, вы правы. Поэтому этот короткий мотив напоминает о мирной жизни скоморошьим наигрышем. Но что происходит дальше? Снова тревожное настроение и мелодия как бы “возвращается” назад в “богатырский” минор. Вот здесь нам потребуется устное народное творчество, в частности, пословицы, которые появлялись в одно время с былинами.
- Через мгновение снова зазвучит “богатырская” мелодия. Задайте себе вопрос: одержана ли победа, которая сделает народ русский счастливым? (нет) Почему? Ответьте мне пословицей! (“Один в поле не воин”).
- И вот уже объединились два богатыря и снова борьба с минором и стремление в мажор, потому что одна голова… (“Одна голова – хорошо, а две – лучше”).
Но снова тревога и снова возвращение, и новое объединение, потому что “Друг за друга держаться – ничего не бояться!”.
И только сейчас происходит долгожданное звучание победы, которое вскоре разливается светлым звучанием скрипок.
- В какую часть линии вы поместили бы картину В. М. Васнецова “Богатыри”? (туда, где уже произошло объединение и музыка звучит торжественно)
- Помните, как звучала тема урока? (“Богатырь возглавляет войско, мудрец открывает путь”) А ведь это тоже пословица.
- Можете ли вы назвать путь, которым пришли богатыри к победе, путь, который из глубины веков услышали и передали нам сквозь время из 19 века два настоящих мудреца – композитор и художник?
О чём рассказывают люди, которым дар великий дан,
В произведениях искусства сквозь время и границы стран
Вести беседу прямо с сердцем, в нас сея мудрости цветы,
И верить в то, что мы услышим, достигнув новой высоты?
(Ответы ребят)
V. Итог (* на тихом фоне проведения главной темы “Богатырской симфонии” А. Бородина)
Богатыри всегда были олицетворением русского народа, который в самые трудные моменты не склонял головы перед бедой.
- Вспомните исторические события прошлого и современности, в которых нужно было объединяться, чтобы выстоять (войны, эпидемии, стихийные бедствия, экологические катастрофы).
А почему же вы не вспомнили ежегодный телевизионный марафон “Мы же люди”, проводимый нашей ТК “Борисоглебск”, в котором сами принимали участие? Разве он не объединил целый город ради того, чтобы всем миром победить чужую беду? Разве это не богатырский поступок – прийти на помощь?
- Назовите качества, которыми в первую очередь должен обладать богатырь. Сила? Ловкость? Храбрость?.. (ответы ребят: разумность, отзывчивость, справедливость, умение дружить, уметь замечать и побеждать неприятности тех, кому требуется помощь, бескорыстие, верность, честность).
А теперь посмотрите, какая удивительная особенность портрета: с виду кажется, что это просто изображение “в подражание” героям, но какой бы портрет вы не взяли – музыкальный ли, художественный, литературный, реального ли персонажа, вымышленного, - в каждом из них есть важная информация, которая складывается не из звуков или красок, а из мыслей создавших их людей, а иногда и целых народов. Разве сегодняшний урок не подтверждение тому? А ведь можно было и мимо пройти, просто полюбовавшись “картинкой”. Вы просто молодцы!
Подводя итоги нашего урока, мне очень хочется обратить ваше внимание на финальный текст всеми любимого мультфильма “Алёша Попович и Тугарин – змей”. Осмыслите его с точки зрения нашего сегодняшнего урока, задумайтесь над тем, что важного нужно забрать из нашего урока в свою жизнь. Теперь вы тоже храните эту информацию. Передайте её в нужные руки.
На фоне картины Васнецова “Три богатыря” звучит аудиофрагмент из мультфильма “Алёша Попович и Тугарин – змей (Слайд № 6):
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле, не топтать их коням землю русскую, не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается, и века простоит – не шелохнётся!
(*) Исполнение ранее изученной песни о родном городе.
(Сразу после завершения слайда без объявления).
VII. Домашнее задание.
Найти информацию о значении слов и словосочетаний “рыцарь”, “рыцарский кодекс”, “рыцарский турнир”.
VIII. Оценки за урок.