Цели:
Образовательные:
- формирование практических умений и навыков
пользоваться исправленной (фонетически чистой,
лексически развитой, грамматически правильной)
речью;
- формирование кинестетического образа звука
“л” и “ль” (ощущения положения органов
артикуляции);
- уточнение и расширение словарного запаса по
теме “Зоопарк”.
Коррекционно-развивающие:
- устранение дефектного произношения звука
“л” и “ль”;
- развитие дыхания и голоса;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие грамматического строя речи;
- улучшение общей моторики и координации
движений.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание любви к живой природе; заботливости к окружающим.
Оборудование: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки и предметные картинки, апельсин, яблоко.
Ход занятия
1. Огр.момент:
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть сегодня такими веселыми красивыми. Повернитесь, пожалуйста , к нашим гостям и кивком головы поприветствуйте их. А теперь скажите друг другу комплименты.
- Молодцы, садитесь на свои места.
- Сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы с
вами побываем в Москве, а точнее в Московском
зоопарке. Внимание на экран. (слайд
№1)
2. Определение темы занятия:
- Ребята, что и кого вы видите на экране? (слайд №2,3) (зоопарк: льва, лису,
лося, слона, волка, белку, лошадь). А кто это? (звери)
- Давайте посмотрим, кто ещё живет в зоопарке? (слайд №4) (птицы: пеликан, павлин,
цапля, лебедь, дятел, голубь).
- А что же объединяет их, с какого звука
начинаются многие слова, и этот звук
присутствует во всех этих словах? (Правильно
звук “л” и “ль”) (слайд №5)
Проговаривание цели занятия: сегодня на нашем занятии мы будем продолжать закреплять произношение звуков “л” и “ль” в слогах, словах и предложениях и развивать ваш словарный запас.
- Вспомним, с чего мы начинаем работу. (Правильно, с артикуляционной гимнастики).
3. Артикуляционная гимнастика:
Шалунишка – язычок
В доме ротике живет.
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся
Широко нам улыбнулся
А потом пошел гулять
Свою лошадь запрягать.
Затем увидел маляра
Красить потолок пора.
Вот и банка с краской рядом
Обновить заборчик надо.
Приустали и присели
Покататься на качели.
Индюки ходили мимо
Болболтали, притомили.
Рядом дятел дерево долбил.
Он жуков там находил.
Язычок наш погулял
Много нового узнал.
Он немного притомился
К себе в домик воротился.
4. Проводится самомассаж лица:
Ручки растираем (дети потирают ладони)
И разогреваем (хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим
Нежно умываем (проводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают все плохие мысли (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро (растирают ушки)
Их вперед сгибаем
Тянем вниз за мочки
А потом руками
Трогаем мы щечки.
5. Дается правильная постановка звука:
Узкий кончик языка
Вверх в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
“Л” получился певучий,
Плавный, ласковый и звучный:
Слон, лось, лиса и лев
Не будите в зверях гнев.
6. Чтение чистоговорок:
Ла-ла-ла-в лесу белка жила
Ло-ло-ло-белкин дом дупло
Лу-лу-лу-белка скачет по стволу
Лы-лы-лы- у белки уши малы.
- А как пишется “Л”, проведите в воздухе пальчиком, а теперь посмотрите на столе в коробочке у вас лежат разнообразные предметы, выберите, какие вам больше всего понравятся и составьте букву “Л”.
7. Автоматизация звука в словах, предложениях.
- Давайте, ребята вернемся в наш зоопарк. Посмотрите на животных. Что изменилось? (слайд №6) (Да, правильно, появились лишние животные. А почему они лишние? Потому что у них нет звука “л”)
- А сейчас что-то изменилось? (слайд №7) (появилась пчела). Она лишняя, потому что она не птица, а насекомое.
8. Физминутка: (слайд 8)
Солнышко проснулось,
Лучами потянулось
Раскрылись почки,
Распустились листочки.
Да и ты не зевай,
Солнцу щечки подставляй.
9. Закрепление темы занятия (слайд №9).
- Скажите, слон - …(какой?).большой, добрый.; волк
–…. злой, хищник. (слайд №10)
Олень –…(какой?), а лев -….. .
- Хорошо погуляли по зоопарку, пора сделать
перерыв. Закройте, пожалуйста, глаза.
(В руки даются апельсин и яблоко, дети должны с закрытыми глазами определить, что это за предмет, дать ему характеристику).
На столе лежат в разнобой картинки.
- Тот, у кого апельсин, собирает к себе картинки со звуком “ль”
А тот, у кого яблоко – со звуком “л”
Игра “Рассели соседей”.
Перед ребятами лежат карточки – домики, нужно положить картинку к соответствующей схеме (проверяем тут же).
10. Итог занятия: (слайд 11)
- А сейчас нам пора попрощаться с нашими
животными.
- Что бы вы им пожелали?
- Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо провели
время, погуляли по Московскому зоопарку.
Понравилась ли вам наша прогулка, а что именно, расскажите. А чем мы ещё занимались (закрепляли звуки “л” и “ль” в словах и предложениях).