Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука л и л` в слогах, словах и предложениях"

Разделы: Логопедия


Цели:

Образовательные:

- формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- формирование кинестетического образа звука “л” и “ль” (ощущения положения органов артикуляции);
- уточнение и расширение словарного запаса по теме “Зоопарк”.

Коррекционно-развивающие:

- устранение дефектного произношения звука “л” и “ль”;
- развитие дыхания и голоса;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие грамматического строя речи;
- улучшение общей моторики и координации движений.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание любви к живой природе; заботливости к окружающим.

Оборудование: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки и предметные картинки, апельсин, яблоко.

Ход занятия

1. Огр.момент:

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть сегодня такими веселыми красивыми. Повернитесь, пожалуйста , к нашим гостям и кивком головы поприветствуйте их. А теперь скажите друг другу комплименты.

- Молодцы, садитесь на свои места.
- Сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы с вами побываем в Москве, а точнее в Московском зоопарке. Внимание на экран. (слайд №1)

2. Определение темы занятия:

- Ребята, что и кого вы видите на экране? (слайд №2,3) (зоопарк: льва, лису, лося, слона, волка, белку, лошадь). А кто это? (звери)
- Давайте посмотрим, кто ещё живет в зоопарке? (слайд №4) (птицы: пеликан, павлин, цапля, лебедь, дятел, голубь).
- А что же объединяет их, с какого звука начинаются многие слова, и этот звук присутствует во всех этих словах? (Правильно звук “л” и “ль”) (слайд №5)

Проговаривание цели занятия: сегодня на нашем занятии мы будем продолжать закреплять произношение звуков “л” и “ль” в слогах, словах и предложениях и развивать ваш словарный запас.

- Вспомним, с чего мы начинаем работу. (Правильно, с артикуляционной гимнастики).

3. Артикуляционная гимнастика:

Шалунишка – язычок
В доме ротике живет.
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся
Широко нам улыбнулся
А потом пошел гулять
Свою лошадь запрягать.
Затем увидел маляра
Красить потолок пора.
Вот и банка с краской рядом
Обновить заборчик надо.
Приустали и присели
Покататься на качели.
Индюки ходили мимо
Болболтали, притомили.
Рядом дятел дерево долбил.
Он жуков там находил.
Язычок наш погулял
Много нового узнал.
Он немного притомился
К себе в домик воротился.

4. Проводится самомассаж лица:

Ручки растираем (дети потирают ладони)
И разогреваем (хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим
Нежно умываем (проводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают все плохие мысли (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро (растирают ушки)
Их вперед сгибаем
Тянем вниз за мочки
А потом руками
Трогаем мы щечки.

5. Дается правильная постановка звука:

Узкий кончик языка
Вверх в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
“Л” получился певучий,
Плавный, ласковый и звучный:
Слон, лось, лиса и лев
Не будите в зверях гнев.

6. Чтение чистоговорок:

Ла-ла-ла-в лесу белка жила
Ло-ло-ло-белкин дом дупло
Лу-лу-лу-белка скачет по стволу
Лы-лы-лы- у белки уши малы.

- А как пишется “Л”, проведите в воздухе пальчиком, а теперь посмотрите на столе в коробочке у вас лежат разнообразные предметы, выберите, какие вам больше всего понравятся и составьте букву “Л”.

7. Автоматизация звука в словах, предложениях.

- Давайте, ребята вернемся в наш зоопарк. Посмотрите на животных. Что изменилось? (слайд №6) (Да, правильно, появились лишние животные. А почему они лишние? Потому что у них нет звука “л”)

- А сейчас что-то изменилось? (слайд №7) (появилась пчела). Она лишняя, потому что она не птица, а насекомое.

8. Физминутка: (слайд 8)

Солнышко проснулось,
Лучами потянулось
Раскрылись почки,
Распустились листочки.
Да и ты не зевай,
Солнцу щечки подставляй.

9. Закрепление темы занятия (слайд №9).

- Скажите, слон - …(какой?).большой, добрый.; волк –…. злой, хищник. (слайд №10) Олень –…(какой?), а лев -….. .
- Хорошо погуляли по зоопарку, пора сделать перерыв. Закройте, пожалуйста, глаза.

(В руки даются апельсин и яблоко, дети должны с закрытыми глазами определить, что это за предмет, дать ему характеристику).

На столе лежат в разнобой картинки.

- Тот, у кого апельсин, собирает к себе картинки со звуком “ль”

А тот, у кого яблоко – со звуком “л”

Игра “Рассели соседей”.

Перед ребятами лежат карточки – домики, нужно положить картинку к соответствующей схеме (проверяем тут же).

10. Итог занятия: (слайд 11)

- А сейчас нам пора попрощаться с нашими животными.
- Что бы вы им пожелали?
- Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо провели время, погуляли по Московскому зоопарку.

Понравилась ли вам наша прогулка, а что именно, расскажите. А чем мы ещё занимались (закрепляли звуки “л” и “ль” в словах и предложениях).

Приложение.