Цель урока: Закреплять умение различать имена собственные, писать заглавную букву в собственных именах, в географических названиях. Расширять знания учащихся о городах и странах.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление умения различать имена
собственные;
- закрепление навыка написания заглавной буквы в
собственных именах, географических названиях;
- расширение знаний учащихся о своем городе,
своей стране, о странах ближнего зарубежья.
Воспитательные:
- воспитание толерантности, интернационализма,
гордости за свою Родину;
- формирование нравственных качеств личности.
Развивающие:
- развитие познавательных психических процессов учеников (логического мышления, памяти, внимания и т.д.).
Здоровьесберегающие:
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и
правил;
- смена видов деятельности детей на уроке;
- осуществление двигательной активности
посредством проведения физминуток.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Ход урока
I. Орг. момент. Подготовка к восприятию урока.
- Ребята! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, потому что мы живем под мирным небом, дружим и стараемся хорошо учиться. А ведь в нашем классе собрались ребята, которые приехали из других городов, областей и даже из других стран, названия которых мы знаем, как писать. Вот сегодня мы побываем у них в гостях, закрепим и углубим изученный ранее материал. (1 слайд) Только давайте договоримся: в гости едут все те, кто старается и любит трудиться.
II. Работа по теме урока.
- Начнем со старательного и красивого чистописания.
Л л Я я М м
- В чем сходство и различие в написании этих букв, в произношении звуков, которые обозначаются этими буквами?
- Ребята, вы молодцы! Все постарались красиво написать и правильно ответить на вопросы, поэтому все отправляемся в гости к Макамбаеву Исмаилу. (Ученик рассказывает, где он родился и жил и из его рассказа выделяем и записываем предложения на доске).
Исмаил Макамбаев приехал из Киргизии. Он жил в городе Бишкеке.
- Еникеева Аделина приглашает к себе в гости. (После рассказа ученицы записываем предложения).
Моя семья жила в Татарстане. Столица Татарстана – город Казань.
- А что ты, Машенька Абдулкадырова, хочешь рассказать?
Моя бабушка Вера Ивановна родом из областного центра Иваново.
- А откуда приехала семья Мазановой Ани?
Аня Мазанова и ее брат Егор приехали из Сыктывкара.
(Во время записи предложений комментируется написание заглавной буквы в именах собственных, в географических названиях и изученных орфограммах).
- В нашем классе обучаются дети разных национальностей, из разных концов России, из стран ближнего зарубежья. Но мы дружны, толерантны (смысловое значение), народы сильны в дружбе и согласии.
III. Физминутка.
Люблю тебя нежно мой край дорогой (руки вверх)
И звездное небо над головой, (раскачиваем руки в разные стороны)
Тропинки, снежинки, леса и поля, (повороты влево и вправо)
Ведь это же наша родная земля. (руки опускаем)
IV. Продолжение работы по теме урока.
- Ребята, а кто родился и вырос в Москве? Что мы знаем о своем городе? (Обобщаются выступления детей, 2 слайд).
Москва – столица нашей Родины – России. Наш город основан более 860 лет назад на берегах Москвы-реки. Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий, которому теперь в центре города установлен памятник. В нашей столице очень много достопримечательностей: Московский Кремль, храм Христа Спасителя, улица Арбат, Большой театр, Третьяковская галерея, цирк на Цветном бульваре.
Задания к тексту:
- Объяснить написание заглавных букв;
- Записать первое предложение;
- Обратить внимание на слова с непроверяемыми безударными гласными: Москва, столица, Родина, Россия;
- Подобрать синонимы к слову Родина – страна, отечество.
V. Физминутка.
Бегу в лесок, что рядом рос, (бег на месте)
Что летом мне прохладу нес (движение руками вдоль лица)
Что зимой поможет мне на лыжи стать (движение руками вверх и вниз)
И вглубь его бежать, бежать. (бег на месте)
VI. Продолжение работы по теме урока.
- А сейчас, ребята, вспомним экскурсию на
Красную площадь, где нас посвящали в москвичи, и
мысленно перенесемся туда. (3 слайд)
- Почему площадь называется “Красной”?
(Устное выполнение упражнения №28. На экране 4, 5, 6 слайд: Спасская башня, Покровский Собор, Исторический музей).
- Как много иностранцев на площади. Вот француз из Парижа, англичанин из Лондона, итальянец из Рима, немец из Германии. (Записать словосочетания; обратить внимание на то, что национальность пишется с маленькой буквы, а название государства, страны, города с заглавной).
- Много иностранных студентов учится в учебных заведениях Москвы. Им трудно изучать русский язык. Они учат слова по транскрипции, как вы английские слова. Давайте-ка им поможем.
Красная [краснайа], музей [муз’эй], башня [башн’а], собор [сабор].
VII. Закрепление изученного материала.
- О Москве сочиняют много стихотворений, пишут много рассказов, и чем больше мы будем читать о ней, тем больше будем знать. (Выполнение упражнения. На экране 7 слайд)
Москва – родина Александра Сергеевича Пушкина, город, где прошло его детство. Именем Пушкина названа набережная реки Москвы, мост и площадь.
(Объяснить, почему некоторые слова в середине предложения написаны с заглавной буквы).
VIII. Контроль результатов обобщения.
- Ребята! Мы много узнали о нашей стране, о Москве – городе, в котором мы живем, знаем, как много людей приезжает в наш город и всегда рады им, умеем гостеприимно их встречать. А какое правило, мы сегодня закрепляли? (Заглавная буква в собственных именах, в географических названиях)
- Сейчас вы проверите себя, как вы усвоили этот материал.
Работа с тестами.
I вариант
Укажите слова, которые надо писать с заглавной буквы:
1) река;
2) город;
3) москва;
4) слон;
5) волга;
6) украина;
7) барбос;
8) фамилия;
9) людмила.
II вариант
Укажите слова, которые надо писать с заглавной буквы:
1) киев;
2) загадка;
3) владик;
4) отчество;
5) москва;
6) цветок;
7) мурка;
8) дмитрий;
9) иванов.
IX. Подведение итогов урока.
- Чем понравился урок?
- Спасибо за хорошую работу на уроке.