Модульная технология обучения на уроках биологии в 10-м классе по теме: "Половое размножение организмов. Развитие половых клеток"

Разделы: Биология


Несмотря на огромное биологическое разнообразие,
формы размножения могут быть объединены
в две группы: половое и бесполое.
Б.П.Токин

Уроки биологии призваны пробуждать чувства ответственности за здоровье будущих поколений, т.е. за репродуктивное здоровье. Использование блочно-модульной технологии обучения обеспечивают учение с интересом, способствуют активизации познавательной деятельности школьников, их творческому восприятию учебного материала, освоению новых жизненно-необходимых навыков и сохранению здоровья.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии я считаю:

  • гарантированность достижения результатов обучения;
  • паритетные отношения учителя и ученика;
  • возможность общения учащихся друг с другом;
  • возможность выбора уровня обучения;
  • ранее предъявление конечных результатов обучения;
  • «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.

Применение данной технологии позволяет учащимся самостоятельно достигать целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем функциональным целевым узлом, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Выбранная форма урока – модуль - позволяет решить проблему технологического обеспечения развития личности школьника в условиях адаптивной образовательной среды.

Общая биология, 10 класс

Тема урока: Половое размножение организмов. Развитие половых клеток.  

Цель и задачи урока:

  • образовательные: сформировать знания учащихся о половом размножении организмов, его особенностях и значении для эволюции, о развитии половых клеток, о сущности мейоза – особого способа деления клеток;
  • познавательные: развивать интеллектуальные способности, наблюдательность, активность, самостоятельность, интерес к биологическим знаниям;
  • воспитательные: укреплять моральную ответственность, бережное отношение к своему здоровью через валеологическую направленность урока.

Тип урока: урок - изучения и закрепления знаний.

Форма урока: урок-модуль.

Методы и приемы обучения: проблемный, частично-поисковый. Почему при половом размножении появляется генетически более разнообразное потомство? Самостоятельная работа с модулем, беседа, рассказ с использованием компьютерной техники, сообщения учащихся, тестирование.

Личностная значимость изучаемого материала для учащихся. При половом размножении возникает новая комбинация признаков (генов).

Планируемые результаты: учащиеся углубляют знания о половом размножении организмов и его биологическом значении в эволюционном процессе, получают представление о гаметогенезе, узнают о сущности мейоза.

Основные понятия и термины урока:половое размножение, половые железы и клетки (гаметы), одинарный и двойной набор хромосом, периоды размножения, роста, развития, мейоз, конъюгация, кроссинговер, сперматогенез, овогенез, гаметогенез.

Источники информации:

  • основные: Учебник биологии для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений /В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. 5 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002;
  • дополнительные: Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2005;

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, магнитная доска. Электронное пособие «Лабораторный практикум», раздел «Мейоз», таблица «Половое размножение организмов. Развитие половых клеток», магнитные таблицы «Митоз» и «Мейоз».

Ход урока

1. Организационный этап. Приветствие, сообщение темы блока и модуля, определение цели и задач урока совместно с учащимися. Мотивация учебной деятельности.

2. Этап актуализации опорных знаний и способов действия учащихся.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы проводим урок в форме модуля. Для того, чтобы вы смогли определить ход и смысл отдельных этапов работы, воспользуйтесь структурой модуля, который содержится у вас в учебной папке (см. приложение № 1).

Познакомьтесь с блоком «Размножение и индивидуальное развитие организмов» главы №6 и учебными элементами 0 и 1 модуля, выполните задание №1

(Лист контроля, см. приложение № 2).

3. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.  

Учитель. Какой можно поставить проблемный вопрос к теме урока?

Предполагаемый ответ. Почему при половом размножении появляется генетически более разнообразное потомство?

Учитель: Очень интересный вопрос и думаю, что вы справитесь с ним, выполнив задание учебного элемента №2 (см. Приложение № 1)

Сообщения учащихся.

Терминологическая работа.

Учитель: Выполните задания учебного элемента №3 и № 4 модуля. Выясните, что происходит с половыми клетками в период их формирования? Просмотрите анимационный рисунок на экране и сравните процесс образования мужских и женских клеток, сделайте соответствующий вывод.

Сообщения учащихся.

Учитель: Знания о различных способах деления клетки позволят понять такой интересный раздел биологии, как «Генетика», стать информированными в достижениях медицинской генетики и решениях биоэтических проблем, в клинических проявлениях различных наследственных заболеваний у человека и ранней их диагностики, способах сохранения репродуктивного здоровья.

4. Физкультминутка. Валеологические рекомендации.

5. Закрепление изученного материала.

Переходим к учебному элементу №5 и №6 модуля. Самостоятельная работа с дидактическим материалом, тестирование по уровням сложности.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Выполните задание № 6 в листе контроля. Оцените свой уровень знаний, психологическое состояние и работу на уроке, подведите итоги, сделайте вывод.

7. Домашнее задание.

  1. Подготовить презентации по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов.
  2. Опережающее задание: подготовить сообщение по теме «Онтогенез».

Резюме: Предлагаемые в разработке урока методы и приемы развивают логическое мышление, навыки самостоятельности, творческое воображение, создают условия для усвоения материала на более высоком уровне.

Литература

  1. Учебник биологии для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений /В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. 5 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2005.