Проектная деятельность руководителя как залог конкурентоспособности образовательного учереждения

Разделы: Администрирование школы

Ключевые слова: качество образовательных услуг


Презентация (приложение).

СЛАЙД 1

Один из разделов Концепции долгосрочного социально-экономического развития России посвящён образованию и показывает такую взаимосвязь:

  • Благополучная и безопасная страна.
  • Динамичный экономический рост.
  • Инновации в экономике.
  • Модернизация системы образования.

Стратегической целью государственной политики выступает повышение доступности и качества образования в соответствии с требованиями инновационной экономики и потребностей в обществе.

Другими словами, следует учить школьников сегодня так и тому, чтобы завтра они смогли обеспечить динамичный экономический рост страны.

Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач, первая из которых – обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательных учреждений.

Значит, нам надо использовать современные технологии в обучении и управлении, и это обеспечит конкурентоспособность нашего образовательного учреждения, а в основу модернизации системы образования должны быть положены принципы проектной деятельности.

Определимся с понятиями.

В педагогике само по себе понятие «конкурентоспособность образовательного учреждения» отсутствует. Однако, в связи с переходом на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений очень привлекательно привести экономическое определение этого термина.

СЛАЙД 2

Конкурентоспособность (в экономическом словаре) – это свойство товара или услуги выдержать сравнение с аналогичным товаром или услугой других производителей при сохранении среднерыночной цены.

Проектная деятельность руководителя – это деятельность, осуществляемая руководителем при решении реальной и значимой для учреждения проблемы.

СЛАЙД 3

Метод проектов возник в начале 20 века в США. Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами.

Параллельно идеи проектного обучения возникли и использовались и в России, но в 1931 году были осуждены и не использовались вплоть до недавнего времени.

Напротив, в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу знания применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическим умениями.

СЛАЙД 4

Метод проектов может рассматриваться как дидактическая категория и как педагогическая технология.

В первом случае – это способ организации процесса познания. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы. И заканчивается он реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Если говорить о метода проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

СЛАЙД 5

На этом слайде обозначены основные требования к проекту и представлена структура проекта:

  • Определяем проблемы, т.е. некомфортного положения дел, которое надо решить, исправить.
  • Формулируем цели как «идеального конечного результата проекта».
  • Определяем задачи, т.е. действия, которые надо выполнить, чтобы достичь цели.
  • Разрабатываем механизм реализации проекта, т.е. способы достижения цели.
  • Разрабатываем рабочий план, в котором указываем свои шаги-действия.
  • Определяем сроки и источники финансирования.
  • Работаем по своему плану.
  • Оцениваем результаты и строим планы на будущее.

СЛАЙД 6

Следующий слайд даёт представление о типологии проектов по признакам.

Особое место отводится телекоммуникационному проекту.

СЛАЙД 7

Под телекоммуникационным проектом следует понимать совместную деятельность разных образовательных учреждений, имеющую общую проблему, цель, методы, направленную на достижение совместного результата, организованную на основе компьютерной телекоммуникации.

СЛАЙД 8

По своей сути проектирование – это способ планирования и осуществления изменения реальности.

При этом следует не только продумать образ будущего ( т.е. составить его модель), но и разработать систему реализации своих идей.

СЛАЙД 9

При этом выделяются следующие этапы:

1. Разработка проектного замысла

- Анализ ситуации.

- Анализ проблемы.

- Целеполагание.

- Планирование

2. Реализация проектного замысла

- Выполнение запланированных действий

3. Оценка результатов проекта

Оценка и перспективы нового (изменённого) состояния реальности

И тогда образ решения какой-либо проблемы схематично будет выглядеть так:

СЛАЙД 10

А если изменения затрагивают несколько проблем?

Значит, мы должны иметь программу, которая поможет нам разработать путь движения образовательного учреждения во времени к желаемой цели.

Так мы выходим на Программу Развития ОУ.

СЛАЙД 11

Рассмотрим реализацию Программы Развития школы №20 как долгосрочный проект, целью которого является повышение конкурентоспособности ОУ в стремительно изменяющемся обществе.

Осмыслив социальный заказ как необходимость создания условий для социальной адаптации и успешности каждого, был проведён анализ внешних и внутренних факторов, который выявил проблемы, требующие преобразований:

  • несоответствие требований к качеству образования,
  • потребность в разнообразии внеурочных и внешкольных мероприятий,
  • отсталость компьютерного оснащения школы,
  • превращение школьного пространства в пространство здоровьесбережения.

При этом были выявлены и потенциальные «факторы роста», «факторы развития», имеющиеся в школы:

  • Сложившиеся традиции в обучении, развитии, воспитании учащихся.
  • Кадровый потенциал коллектива.
  • Определённый контингент учащихся.

Так была сформулирована главная идея: «Мы хотим построить адаптивную школу, школу со смешанным контингентом учащихся, где учатся одарённые дети и обычные, здоровые и больные, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Мы хотим превратить школу в центр окружающего социального пространства, сохранить и распространить культуру и исторические традиции «малой Родины» и при этом дать учащимся сильное, полноценное предметное образование, позволяющее им реализовать себя в жизни, быть успешными во всех сферах жизнедеятельности. Мы хотим построить школу социального успеха».

Наиболее адекватной моделью решения проблем была выбрана модель «Адаптационной школы – школы социального успеха», а основными направлениями в преобразованиях:

  • Здоровье детей.
  • Базовое образование и дополнительное.
  • Взаимодействие школы с другими ОУ.

СЛАЙД 12

Рассмотрим задачи и план действий одного из направлений преобразований: сохранение здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни.

СЛАЙД 13

Задачи

План действий

  • Улучшить качество медицинского обслуживания.
  • Организовать рациональное питание в школе.
  • Совершенствовать систему спортивно-оздоровительных мероприятий.
  • Совершенствовать материально-техническую базу по физкультурно-оздоровительной работе
  • Ежегодный осмотр учащихся и учителей (на базе школы, поликлиник №2, детской).
  • Приобрести новое оборудование в медкабинет.
  • Реализовать программу по гигиене ротовой полости.
  • С-витаминизация вторых блюд.
  • Открытие новых спортивных секций.
  • Приобретение оборудования в кабинет ЛФК.
  • Проведение Дней здоровья

Результаты работы

  • Полностью реконструированы стадион и спортзал.
  • Приобретены 2 велотренажёра, сухой бассейн, электронный тир.
  • Создана лыжная база на 70 пар лыж.
  • Полностью переоборудован медкабинет в соответствии с СНИП.
  • В школе работают 2 медсестры и 1 врач в медкабинете, гигиенист, стоматолог и фельдшер в стоматологическом кабинете.
  • Увеличено число спортивных секций, расширена их направленность

При этом поставленные задачи по каждому направлению столь объёмны и требуют чёткого и детального плана действий, что выполнение каждой из них можно рассматривать как самостоятельный минипроект в рамках общей Программы.

Участие в конкурсе «Лучшие школы России» в рамках нацпроекта «Образование» и получение Гранта Президента явилось достойной презентацией работы и, безусловно, повлияло на укрепление имиджа школы, тем самым способствовало повышению конкурентоспособности данного образовательного учреждения.

Выгодно ли коллективу работать в проектном режиме?

  • Для руководителя это удобно, так как затрачивается время на разработку проекта, а затем лишь на контроль его выполнения на ключевых точках. При этом возможен «запуск» сразу нескольких проектов. И хорошая возможность изучить кадровый потенциал работников.
  • Для руководителя проекта это позволяет проявить себя и получить опыт и результат как лидера, этот опыт идёт в его «личную копилку» и становится основой последующего карьерного роста.
  • Для члена команды по проекту это возможность проявить себя и пополнить своё портфолио.

Невозможно жить в изменяющемся (да ещё такими как сейчас темпами) мире, не изменяясь самим и не изменяя систему образования и отдельно взятое образовательное учреждение.

И хотя нашу отрасль и называют одной из самых консервативных, придавая лучший смысл значению этого слова, тешить себя иллюзией, что мы являемся хранителями традиций прошлого, нельзя.

Сохранять традиции, причём те, которые помогут нам развиваться, т.е. традиции, в которых заложен потенциал развития, мы должны и обязаны.

Но вместе с тем на первый план выходит главная миссия руководителя как деятеля управления, смысл которой заключается в умении

СЛАЙД 14

ВИДЕТЬ современное состояние.

ПРЕДВИДЕТЬ будущую ситуацию.

ДЕЙСТВОВАТЬ в условиях изменений.