Цели: создать условия для развития навыков слогового анализа и синтеза.
Образовательные:
- Закрепить знание детей о звуках, буквах и слогах
- Осуществление слогового анализа и синтеза
- Закрепить навыки определения количество слогов в словах
Коррекционно-развивающие:
- Развитие буквенного гнозиса
- Развитие мелкой моторики
- Развитие зрительных и слуховых анализаторов
- Развитие звукового анализа
- Развитие фонематического слуха
- Обогащение словарного запаса
- Закреплять умение выделять из слов гласные звуки и буквы
- Закреплять умения образовывать из односложных слов двухсложные слова при помощи ласкательной формы
- Развитие психических функций (внимание, мышления, речь)
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся познавательный интерес, чувства коллективизма, доброжелательное отношение к совместной деятельности.
Оборудование: раздаточный материал по количеству детей: карточки с недописанными буквами, с деформированными словами, предметные картинки; таблички со слогами; мультипликационные персонажи "Смешарики" с наклеенными буквами.
Методическое обоснование
Структура занятия полностью соответствует поставленным целям, поэтапности и логической последовательности. Занятие состоит из 3 частей:
I. Организационный момент
II. Основная часть
III. Заключительная часть
Организационный момент способствует положительному эмоциональному настрою детей на занятейную деятельность, поднятию общей активности.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики и развитию межполушарной связи головного мозга.
Для заинтересованности детей используются
персонажи из известного и полюбившегося
мультипликационного фильма «Смешарики»
Дети самостоятельно сформулировывают цель и
тему занятия.
Для реализации цели используются задания принесённые персонажами.
Задание №1. «Допиши букву»
Способствует развитию буквенного гнозиса. В
данном задании дети должны дописать буквы и
назвать какие буквы у них получились. А при
соединение букв (гласных и согласных) дети должны
определить, что у них получилось (слоги).
Закрепление слогового синтеза. За каждое
выполненное задания дети получают слог, которые
они должны собрать в конце занятия и прочитать,
что у них получилось.
Задания № 2 «Запиши слово в два столбика»
Способствует дифференциации одного и двух
сложных слов. Где дети записывали слова в 2
столбика. Односложные в первый столбик, а
двусложные во второй столбик.
Задание № 3 «Работа по словообразованию»
Содействует активизации словарного запаса и
формированию навыков образование из односложных
слов в двухсложные слова при помощи
уменьшительно-ласкательной формы
Задание № 4 «Найди лишний слог» Задание № 5
«Собери слова из слогов»
Направлены на развитие логического мышления,
внимание, памяти. Работа с деформированными
словами. Где дети находят лишний слог и
составляют из слогов слово.
Задание № 6 Графический диктант
Способствует развитию внимания,
фонематического слуха где ребёнок выполняет
звукобуквенный анализ слов и записывал только
гласные буквы. Каждое задание контролируется по
образцу.
Каждое задание содержит логическую
последовательность от простого к сложному. В
середине занятия организовывается
физкультминутка для снятие эмоционального
напряжения, переключение с одного вида
деятельности на другой. На занятии создаются
условия для эмоциональной открытости, доверия
учащихся. На каждом этапе дети активно
включаются в работу.
В конце занятия подводится итог, определяется
результативность. Даётся только положительная
эмоциональная оценка, отмечается активность
каждого ребенка.
Все намеченные задачи выполнены, цель
достигнута.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия |
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность учащихся |
Методический комментарий |
I. Организационный момент Массаж шестигранным карандашом |
– Здравствуйте дети. У нас сегодня
необычное занятия. Предлагаю друг к другу
повернуться и улыбнуться. – Сядет тот, чьё имя состоит из 2 слогов, 3 слогов. – Для того чтобы наш мозг хорошо думал, а пальчики красиво писали, предлагаю сделать массаж пальчиков. Возьмите простой карандаш между ладонями
|
Дети здороваются. Поворачиваются друг к другу и улыбаются. Дети садятся. Учащиеся выполняют массаж Катают карандаш между ладонями |
Создать эмоциональ-ный настрой
Развитие мелкой моторики, активизирует нервные окончания, снимает напряжение |
II. Основной этап 1) Определения темы занятия 2) Постановка цели |
– Ребята к нам сегодня на занятие
пришли гости, а какие вы узнаете послушав вот
эту музыка. – Молодцы это смешарики. – Каждый гость принес свою любимую букву. Давайте соберём слово и узнаем тему нашего занятия. – Правильно. Тема нашего занятия Слоги. – Как вы думаете, чему мы будем с вами учиться? –
Смешарики приготовили для вас свои задания и
вопросы. За каждое выполненное задания вы будите
получать награждение, а в конце занятия
посмотрим, что у нас получится. |
Дети слушают музыку. – Это смешарики! Учащиеся собирают слово из букв. – Слоги – Делить слова на слоги, из слогов составлять слова. – От Копатыча. |
Включается музыка из мультфильма
«Смешарики» На доску вывешиваются персонажи (Приложение 1) Работа с деформированным словом. За каждое
выполненное задания даются слоги |
Задание №1 «Допиши букву» | – Правильно, первое задания будет от
Копатыча. «Допиши букву» – Вам надо внимательно посмотреть и дописать один элемент, чтоб получилась буква. – Как вы поняли задания? – Давайте проверим какие буквы у вас получились. – На какие группы можно разделить эти буквы? – А, что у нас получится, если мы соединим гласные с согласными – Молодцы! Получаете награду. |
Учащиеся выполняют задания – Нам надо дописать букву |
Дети получают карточки с недописанными
буквами: гласными и согласными
Дети получают первый слог. Вывешивается на доску. (Слоги раздаются не попорядку) |
Задание № 2 «Запиши название рыб в два столбика | – Как вы думаете, от кого будет
второе задания? – Правильно, второе задание будет от Бараша. Вам надо будет «поймать» рыбок и положить их в ведра: если в названии рыбок один слог – в синее, а если в названии рыбы два слога – в красное. – Давайте проверим. |
– от Бараша Выполнение задания Учащиеся обосновывают каждый ответ и каким правилам они пользовались |
Учащиеся выполняют задание в
специальных тетрадях (Приложение 4 задание 9) Проверка задания На доску вывешивается второй полученный детьми слог. |
Задание № 3 «Назови слова ласково» | – Бараш приготовил еще одно задания. У
вас в тетради записаны слова с одним слогом,
вам надо назвать слова ласково, чтоб получилось
два слога, и записать его. Подчеркнуть гласные
буквы. – Давайте разберем первое слова. – Закончили. Давайте проверим. |
Учащиеся выполняют задание. |
Работа по словообразованию (Приложение №4 задание 10) Учащиеся
выполняют задание в специальных тетрадях |
Физкультминутка «Хомячок» | Хомка, хомка, хомячок Полосателький бочок Хомка раненько встаёт Лапки моет, щечки трёт Подметает хомка хатку И выходит на зарядку Раз, две, три, четыре, пять Хомка сильным хочет стать |
Гладят себя по груди Поднимают руки
вверх Прыгают |
Учащиеся выполняют физкультминутку для снятия эмоционального напряжения, переключение с одного вида деятельности на другой. |
Задание № 4 «Найди лишний слог» | – Как вы думаете от кого будет
следующее задания – Правильно. Пока мы с вами делали разминку слоги решили похулиганить и забрались не в свои слова. Давайте найдем лишний слог в каждом слове и причитаем его правильно. (устно) |
– от Кроша! Учащиеся выполняют задание. Обосновывают свои ответы |
Работа с деформированными словами Детям раздаются карточки с заданием. (Приложение 5) Развитие логического мышления, внимание, памяти. Дети получают четвертый слог |
Задание № 5 «Собери слова из слогов» | – Как вы думаете от кого будет
следующее задания – Правильно. Лосяш приготовил вот какое задания. – Вам надо будет переставить слоги так, чтобы получилось правильное слово. |
– От Лосяша! Учащиеся выполняют задание |
Работа с деформированными словами Детям раздаются карточки с заданием. (Приложение 6) Развитие логического мышления, внимание, памяти. Дети получают пятый слог |
Задание №6 «Графический диктант» | – Как вы думаете от кого будет
следующее задания – Правильно. Коварный Буквоежка очень любит согласные буквы. Я вам буду показывать картинки ваша задача –спрятать согласные от Буквоежки. Записать слова используя только гласные буквы. – Давайте проверим. – Мы с вами собрали все слоги, что же у нас получилось? |
– От Совуньи! Учащиеся выполняют задания записывают только гласные буквы Проверка задания Учащиеся читают полученную запись на доске. РЕ
ТА ЛОД |
Учащимся предоставляются картинки (Приложение 7) Развитию внимания, фонематического слуха Дети получают последний слог |
Викторина | – Ответьте на вопросы:
Сколько звуков в слове мяу? Одинаковое ли количество слогов в этих словах? Почему? |
Ответы детей |
Закрепить знание детей о звуках и слогах |
III. Итог занятия | – Понравилось вам наше сегодняшнее
занятие? Что особенного вам запомнилось? – Чем мы сегодня занимались на занятии? |
Ответы детей. | Подведение итога занятия |