Цель:
- опираясь на полученные знания о языке, целенаправленно обогащать лексико-грамматический строй речи детей, учить их воспринимать чужую речь, а также строить собственные высказывания в соответствии нормам русского языка.
Задачи:
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
- формирование умений выбора точных, выразительных языковых средств;
- воспитание духовно-нравственной личности.
Оборудование:
- мультимедийная установка
- плакат с изображением дерева
- таблички с алфавитом (глаголица)
- музыкальное сопровождение
- листочки (дубовые)
- свиток
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
У. Давайте улыбнёмся и получим радость от общения друг с другом.
2. Постановка темы и цели урока
У. На уроке мы поговорим о конкретном слове, очень важном в нашей жизни, без которого нельзя обойтись.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся
У. Внимание на экран. (Слайд)
(Отрывок мультфильма о Руси)
У. Кто защищал землю русскую? (Богатырь – это человек, наделенный безмерной силой, отвагой, совершающий воинские подвиги.)
У. Мы вернулись в прошлое, потому что слово, которое будет ключевым на нашем уроке, существовало и др. Руси, но писалось по-иному. (Слайд)
У. На свитке с помощью старославянской письменности (глаголицы) записано это слово.
У. Перед вами карточки со старославянским алфавитом. Расшифруйте слово. (Доброта)
4. Актуализация знаний
У. Кто сможет записать транскрипцию слова «доброта»
[дабрата] – доброта
У. С помощью транскрипции мы записали это слово, так как оно звучит орфоэпически.
У. Кто сможет записать его орфографически верно? Ученик комментирт.
У. Сверьте свою запись с записью на экране. (Слайд)
У. Обозначь ударные и безударные гласные. Назови орфограмму.
У. Можем ли проверить безударный гласный в корне слова? Как?
У. Подберите однокоренные слова к слову «доброта».
(Готовясь к этому уроку, я подобрала ещё однокоренные слова, некоторые состоят из одного корня, но есть такие , которые образованны из двух корней: добрый , добро, добрейший, добротный, добряк, задобрить. Эти слова состоят из одного корня, но есть слова, образованные из двух корней: добродушный, доброкачественный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, доброжелательный.)
У. Докажите, что эти слова однокоренные?
У. Назовите корень в этих словах. (Добр)
У. Найдите слова, которые являются проверочными к орфограмме безударный гласный в корне слова «доброта»?
У. Докажите. (Добрый, задобрить, добро, добротный)
У. А второй безударный гласный находится в суффиксе, правописание, которого вы будете изучать в будущем.
У. Вы сказали, что эти слова однокоренные, т.к. имеют не только одинаковый корень, но и одинаковый смысл.
5. Первичное усвоение новых знаний
Введение материала с учетом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.
У. Как же вы понимаете смысл слова « доброта»? (Забота, поддержка, ласка, помощь, выручка, взаимовыручка...) (Слайд)
У. Как можно назвать эту группу слов? (Синонимы)
У. Подбирая синонимы, вы объяснили по-своему значение слова.
У. Где можно найти объяснение, толкование значения любого слова? (В словаре)
– В каком?
(Показываю словарь С.И.Ожегова)
У. В словаре С.И. Ожегова написано, что доброта …
Доброта – это... (читает учитель только 1 значение
У. Ребята, обратите внимание как много слов с корнем -добр- мы подобрали, и я неслучайно их расположила вот на этом дереве.
У. Древе – познания, древе – жизни, которое символизирует внутренний мир человека.
У. Почему такие цвета выбраны для этих слов, для этой половины дерева? (Они обозначают положительные качества человека, несут тепло, доброту.)
У. Что символизирует желтый цвет, с чем ассоциируется?
У. Да, ребята, каждое слово имеет определенную эмоциональную окраску и соответственно может иметь цветовую гамму.
У. Поиграем с цветом и немного отдохнем.
6. Физкультминутка
У. Обратите внимание на экран,если вы видите светлую цветовую гамму, то улыбаясь тянетесь вверх, к теплу, свету, солнышку, а если темные цвета, то приседая укрываетесь от холода и невзгод. Слайд
У. Тихо садимся и на этой приятной ноте продолжаем урок (Слайд)
7. Первичная проверка понимания
У. Внимание на экран. Прочтите эти словосочетания: добрый день, добрая мама, добрая память, добрые дела.
У. Найдите словосочетание, употребляемое в прямом значении. (Добрая мама).
У. В каком значении употреблены другие словосочетания?
У. Составьте предложения, используя словосочетание, «добрый день».
У. Составьте предложения с словосочетанием « добрая память».
У. На экране деформированное предложение со словосочетанием «добрые дела».Составить его верно. (Приложение. Слайд)
У. Запишите в тетрадь, кто сможет прокомментировать? (Жизнь дана на добрые дела).
У. Как вы понимаете это высказывание?
У. Почему человек должен совершать добрые дела?
У. Мы с вами говорим о доброте.
У. Вы подобрали синонимы к этому слову.
У. Подберите антонимы. (Зависть, ложь, хитрость, обман,злость, жестокость, бессердечие – все карточки вывешиваются на противоположную часть дерева)
У. Почему эти слова вывешиваю темную сторону древа?
У. Из библейской легенды известно, что когда человек коснулся древа познания с тех пор в его душе бьются две силы: сила добра: забота, ласка …
Сила зла: жестокость, безразличие
У. Если в человеке побеждают сила добра, о какие поступки совершает он? (Добрые, правильные, хорошие). Приведите примеры из жизни.
8. Творческая работа
У. Давайте на минуту представим, что в мире исчезла доброта. (Закрываю доску)
У. Порассуждайте и продолжите фразу. (Слайд)
Если исчезнет доброта…
У. Свои рассуждения запишите в тетрадь, используя слова-помощники, если они вам необходимы.
– Кто готов прочитать?
9. Рефлексия
У. Посмотрите на свои сочинения, подумайте какие качества, по-вашему, должны победить в наших душах?
У. Перед вами листочки выберите один из них и запишите это качество. (Слайд, музыка)
У. Какое слово написал … У кого такое же слово вешаете на доску.
У. Я считаю, что на нашем уроке и в наших сердцах победила сила добра.
Заключительное слово учителя:
У. В основе жизни должна быть доброта. Доброта – это счастье, гармония. Я желаю вам всем быть добрыми и счастливыми.
У. И добрую память, мне хочется подарить вам свиток с замечательными словами. Раздаю свитки (Слайд)
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делая доброе дело –
Тем живём на Земле.
10. Информация о домашнем задании
У. А дома, предлагаю продолжить рассуждение о понятии «доброта».
У. Кто-то подберет пословицы и поговорки на тему «доброта».
У. Кто-то найдет сказку.
У. А кто-то напишет небольшое сочинение «Твори добро».
У. Большое спасибо вам, ребята, за активную работу и за радость общения с вами. Я думаю, что она взаимна.