Урок развития речи в 3-м классе по теме "Слово и его значение"

Разделы: Логопедия


Цель:

  • опираясь на полученные знания о языке,  целенаправленно обогащать лексико-грамматический строй речи детей, учить их воспринимать чужую речь, а также строить собственные высказывания в соответствии нормам русского языка.

Задачи:

  • обогащение словарного запаса  и грамматического строя речи  обучающихся;
  • формирование умений выбора точных, выразительных языковых средств;
  • воспитание духовно-нравственной личности.

Оборудование:

  • мультимедийная установка
  • плакат  с изображением дерева
  • таблички с алфавитом (глаголица)
  • музыкальное сопровождение
  • листочки (дубовые)
  • свиток

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

У. Давайте улыбнёмся и получим  радость от общения друг с другом.

2. Постановка темы и цели урока

У. На уроке мы поговорим о конкретном слове, очень важном в нашей жизни, без которого нельзя обойтись.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся

У. Внимание на экран. (Слайд)

(Отрывок мультфильма о Руси)

У. Кто защищал землю русскую? (Богатырь – это человек, наделенный безмерной силой, отвагой, совершающий воинские подвиги.)

У. Мы вернулись в прошлое, потому что слово, которое будет ключевым на нашем уроке, существовало и др. Руси, но писалось по-иному. (Слайд)

У. На свитке с помощью старославянской письменности (глаголицы) записано это слово.

У. Перед вами карточки  со  старославянским алфавитом. Расшифруйте слово. (Доброта)

4. Актуализация знаний

У.  Кто сможет записать транскрипцию  слова  «доброта» 

[дабрата] – доброта

У. С помощью транскрипции мы записали это слово, так как оно звучит орфоэпически.

У.  Кто сможет записать его орфографически верно?  Ученик комментирт.

У. Сверьте свою запись с записью на экране. (Слайд)

У. Обозначь ударные и безударные гласные. Назови орфограмму.

У. Можем ли проверить безударный гласный в корне слова? Как?

У. Подберите однокоренные слова  к слову «доброта».

(Готовясь к этому уроку, я подобрала ещё однокоренные слова, некоторые состоят из одного корня, но есть такие , которые образованны из двух корней: добрый , добро, добрейший, добротный, добряк, задобрить. Эти слова состоят из одного корня, но есть слова, образованные из двух корней: добродушный, доброкачественный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский, доброжелательный.)

У. Докажите, что эти слова однокоренные?

У. Назовите корень в этих словах. (Добр)

У. Найдите слова, которые являются проверочными к орфограмме  безударный гласный  в корне слова «доброта»?

У.  Докажите. (Добрый, задобрить, добро, добротный)

У. А второй безударный гласный находится в суффиксе, правописание, которого вы будете изучать в будущем.

У. Вы сказали, что эти слова однокоренные, т.к. имеют не только одинаковый корень, но и одинаковый смысл.

5. Первичное усвоение новых знаний

Введение материала с учетом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.

У. Как же вы понимаете смысл слова « доброта»? (Забота, поддержка, ласка, помощь, выручка, взаимовыручка...) (Слайд)

У. Как можно назвать эту  группу слов? (Синонимы)

У. Подбирая синонимы, вы объяснили по-своему значение слова.

У. Где можно найти объяснение, толкование значения любого слова? (В словаре)

– В каком?

(Показываю словарь С.И.Ожегова)

У. В словаре С.И. Ожегова написано, что доброта …

Доброта – это... (читает учитель только 1 значение

У. Ребята, обратите внимание  как много слов с корнем -добр- мы подобрали, и я неслучайно  их расположила вот  на этом  дереве.

У. Древе – познания, древе – жизни, которое символизирует внутренний мир человека.

У. Почему такие цвета выбраны для этих слов, для этой половины дерева? (Они обозначают положительные качества человека,  несут тепло, доброту.)

У. Что символизирует желтый цвет, с чем ассоциируется?

У. Да, ребята, каждое слово имеет  определенную эмоциональную окраску и соответственно может иметь цветовую гамму.

У. Поиграем с цветом и немного отдохнем.

6. Физкультминутка

У. Обратите внимание на экран,если вы видите светлую цветовую гамму, то улыбаясь тянетесь вверх, к  теплу, свету, солнышку, а если темные цвета, то приседая  укрываетесь от холода и невзгод.  Слайд

У. Тихо садимся и на этой приятной ноте продолжаем урок (Слайд)

7. Первичная проверка понимания

У. Внимание на экран. Прочтите эти словосочетания: добрый день, добрая мама, добрая память, добрые дела.

У. Найдите  словосочетание, употребляемое в прямом значении. (Добрая мама).

У. В каком значении  употреблены другие  словосочетания?

У. Составьте предложения, используя словосочетание, «добрый день».

У. Составьте предложения с словосочетанием « добрая память».

У. На экране деформированное предложение со словосочетанием «добрые  дела».Составить его верно. (Приложение. Слайд)

У. Запишите в тетрадь, кто сможет прокомментировать? (Жизнь дана на добрые дела).

У. Как вы понимаете это высказывание?

У. Почему человек должен совершать добрые дела?

У. Мы с вами говорим о доброте.

У. Вы подобрали синонимы к этому слову.

У. Подберите антонимы. (Зависть, ложь, хитрость, обман,злость, жестокость, бессердечие – все карточки вывешиваются на противоположную часть дерева)

У. Почему эти слова вывешиваю темную сторону древа?

У. Из библейской легенды известно, что когда человек коснулся древа познания с тех пор в его душе бьются две силы: сила добра: забота, ласка … 

Сила зла: жестокость, безразличие

У. Если  в человеке побеждают сила добра, о какие поступки совершает он? (Добрые, правильные, хорошие). Приведите примеры из жизни.

8. Творческая работа

У. Давайте на минуту представим, что в мире исчезла доброта. (Закрываю доску)

У. Порассуждайте и продолжите фразу. (Слайд)

Если исчезнет доброта…

У. Свои рассуждения запишите в тетрадь, используя слова-помощники, если они вам необходимы.

– Кто готов прочитать?

9. Рефлексия

У. Посмотрите на свои сочинения, подумайте какие качества, по-вашему, должны победить в наших душах?

У. Перед вами листочки выберите один из них и запишите это качество. (Слайд, музыка)

У. Какое слово написал … У кого такое же слово вешаете на доску.

У. Я считаю, что на нашем уроке и в наших сердцах победила сила добра.

Заключительное слово учителя:

У. В основе жизни должна быть доброта. Доброта – это счастье, гармония. Я желаю вам всем быть добрыми и счастливыми.

У. И  добрую память, мне хочется подарить вам  свиток  с замечательными словами. Раздаю свитки (Слайд)

Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делая доброе дело –
Тем живём на Земле.

10. Информация о домашнем задании

У. А дома, предлагаю продолжить рассуждение о понятии «доброта».

У. Кто-то подберет пословицы и поговорки на тему «доброта».

У. Кто-то найдет сказку.

У. А кто-то напишет небольшое сочинение «Твори добро».

У. Большое спасибо вам, ребята, за активную работу и за радость общения с вами. Я думаю, что она взаимна.