Цель урока: расширить знания учащихся о речевых формах этикета.
Задачи:
- Научить различать речевые формы этикетных слов и использовать их в речевой ситуации
- Развивать коммуникативные способности учащихся.
- Подвести к мысли о том, что внимательность и доброжелательность к другим людям. проявляются в словах, тоне разговора, поступках.
Эпиграф урока:
«–Bonjour, dit le Renard.
– Bonjour, repondit le Petit Prince».
Antoine de Saint-Exupery, «Le Petit Prince»
ХОД УРОКА
Примечание. Каждому ученику до урока выдается Приложение 2.
1. Оргмомент
– Bonjour, chers amis! Ravie de vous voir. Asseyez-vous, s.v.p!
La lecon d'aujourd'hui n'est pas comme les autres. Le sujet de la lecon est «L'etiquette,
Les mots d'etiquette».
D'ou vient l'etiquette? Qu'est-ce que c'est que l'etiquette? – Как вы
думаете, что обозначает слово «этикет»? (Два
ученика смотрят объяснение в толковом и в
этимологическом словарях).
«Этикет — установленный порядок поведения» –
Т.С.
Как вы думаете, из какого языка появилось это
слово, и на какое слово оно похоже?
Vous avez raison.
Etiquette, f , c'est l'ordre ceremonial, ou bien des regles de la conduite verbiale —
показать Le Petit Robert.
2. Анализ речевых ситуаций с целью создания мотивации и выход на задачи урока
Учитель предлагает учащимся представить и обсудить речевые ситуации:
Возле кинотеатра люди. Кто-то группами, кто-то поодиночке. Девочки хотят познакомиться с мальчиком.
3 девочкам предлагаются фразы для озвучивания на русском языке.
- Эй, ты, клевый пацан, может, в киношку сходим?
- Привет! Я Катя. А как тебя зовут? Пойдем в кино?
- Здравствуй! Хочу посмотреть этот фильм, но одной скучно. Может быть, ты не против, если мы вместе пойдем? Вдвоем веселей. Давай познакомимся!
После обсуждения ситуаций ребятам предлагается сформулировать задачи урока и ответить на вопрос, для чего надо знать этикет. (Чтобы произвести хорошее впечатление при помощи слов; чтобы знать, как надо себя вести, чтобы понравиться; как правильно общаться, быть вежливым; кстати, по правилам этикета, девочка не должна знакомиться первой.).
3. Подведение к теме истории появления этикета
Затем ученики составляют диалог «Знакомство» без подготовки и выясняют, что для грамотного, приятного общения нам не хватает знания лексики, а также не хватает практики, знания этикетных слов.
Выясняется история создания этикета.
(А как возникло это слово? Может быть, кто-либо
из вас знает? О, это интересная история.
Людовик 14 решил устроить бал и гостей к себе
позвал из разных стран. Он подумал, что в разных
странах разные обычаи, и не все знают, как вести
себя при дворе. Поэтому, чтобы был порядок, он
придумал удобные для всех правила поведения и
раздал их на ярлычках, этикетках. Дамы
прикрепляли их к вееру, господа – к обшлагу, к
манжету камзола. Все чувствовали себя легко и
непринужденно.
Петр Первый, побывав в Европе, перенес этикет в
Россию. Итак, главная цель этикета — чтобы
было удобно и комфортно.)
4. Актуализация знаний учащихся
Учитель предлагает учащимся прочесть и перевести знакомые слова – Vokabulaire d'etiquette -Этикетный словарик – См. Приложение 1, таблицу 1.
Чтобы ученики чувствовали себя легко и удобно, учитель дает им своеобразные ярлычки, памятки, этикетки. (Учащимся раздаются памятки с этикетными словами, которые они могут надеть на руку в виде браслета. См. Приложение 1 – «Этикетки-памятки»).
5. Работа с лексикой по теме урока
А) Фонетическая отработка – коллективная работа, работа в парах. Чтение за учителем, чтение по цепочке, затем в парах. См. Приложение 1, табл.2
Б).Актуализация словаря через подстановочные упражнения, диалоги. Упражнения 1-3 (См. Приложение 1, Приложение 3)
6. Физкультурная пауза
(Танцевальные движения со словами)
Le portable, le portable,
Peigen, peigen,
Le moto, le moto,
Reinger, reinger.
Tapons a droite,
Tapons a gauche,
Les doigts, les doigts,
Tous ensemble,
Tous ensemble,
Les fillettes et les garcons!
7. Контроль усвоения материала – самоконтроль, взаимопроверка
Скажите, пожалуйста, что изменяется в
предложении, когда появляются этикетные слова? Я
уверена, что вы поняли, для чего нам нужна эта
лексика. Давайте проверим, сможете ли вы
воспользоваться знаниями, полученными на уроке.
Упр.4. Нужно соединить левый и правый столбцы вот
этой странички! – См. Приложение
1, табл.3
Упр.5. Игра в лото — работа в парах. Учитель называет слова по-русски, учащиеся отыскивают соответствующие французские эквиваленты и закрывают слова:
Здравствуйте, очень приятно, спасибо. До свидания, привет, простите, без проблем, с днем рождения, приятного аппетита, с праздником.
8. Применение знаний на практике, в новых условиях
Урок близится к завершению. Давайте подведем итоги. Мне нужны синхронные переводчики 5 чел.
Bonjour; salut; bonne appetit: Ca va
Bien sur; bonne chance, ami.
Au revoir; sois gentil
Pas de probleme; Pardon; merci
Excuse-moi et sois joli.
Ce sont des mots des gens polis.
9. Домашнее задание. Подведение итогов. Рефлексия
А что вы скажете по поводу нашего урока? Открыли
ли вы для себя что-то новое? Что вы чувствовали?
Когда было трудно? Чему удивились? Что пожелаете
самим себе? А мне?
Как здорово говорить друг другу приятные, добрые
слова. Мне нравится с вами работать.
Vous travaillez bien; vous etes gentils:Merci beaucoup! Je vous
remercie pour votre comprehension, cooperation, artistisme. Bonne chance et au revoir!
Примечание. Урок ведется на двух языках, с переводом на русский язык для групп с более низким уровнем владения языка.