Цели:
- формировать представления о здоровом образе жизни и о здоровье, как самой главной ценности;
- формировать коммуникативные навыки и умения (умение слушать и слышать друг друга, работать в парах, высказывать и аргументировать собственную точку зрения,
- стремиться творить свое здоровье.
Презентация – Приложение 1
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Оргмомент
– Здравствуйте, друзья! Тема нашей беседы – «Воспитай себя, укрепи свое здоровье».
Работа с понятиями:
– Что значит выражение «воспитай себя»?
– Что значит «укрепи свое здоровье»
– А вы слышали выражение «здоровый образ жизни»?
Вывод: для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье необходимо заниматься самовоспитанием, воспитывать самому себя.
Предлагаю внимательно послушать одну сказку.
«В одной сказочной стране на берегу
прекрасного моря стоял дворец. В нем жил
правитель, у которого было три сына. Отец любил
своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью.
Дети росли добрыми, послушными и
трудолюбивыми. Одно огорчало правителя –
сыновья часто и подолгу болели.
Правитель пригласил во дворец самых мудрых
людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что
надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?»
Мудрецы долго-долго совещались…»
– Как вы думаете, что ответили мудрецы царю?
Напишите советы мудрецов на листочках,
посоветуйтесь с товарищами, чем больше советов
от вашей группы, тем лучше.
Предлагаю ответить первому ряду на вопрос:
«Почему люди болеют?», второму на вопрос:
«Что надо сделать, чтобы люди жили долго?» (Ответы
детей)
Ответы мудрецов:
«Самый старый из них сказал: «Здоровье человека
зависит от его образа жизни, поведения и умения
помочь себе и другим в трудных ситуациях».
Выслушал правитель мудреца и приказал открыть
школу здоровья для всех детей своей страны»
– Сравните ответы мудрецов и ваши советы?
Обобщение
– Как вы думаете, чему будут учить в школе
здоровья?
Обобщение
2. Модель «Здорового человека»
Теперь попробуем сами сделать модель
здорового человека.
У каждого на парте лежит силуэт человека (Приложение 2). Какими
физическими и нравственными качествами должен
обладать здоровый человек? Выберите те качества,
которые, по вашему , наиболее присущи здоровому
человеку. Разделите качества на
положительные и отрицательные. (У детей
разрезанные листики с качествами,
физическими и нравственными)
Вывод: здоровый человек имеет хорошее, крепкое физическое и нравственное здоровье.
МОЖНО ЛИ, НАЗВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗДОРОВЫМ, ЕСЛИ У НЕГО
НИЧЕГО НЕ БОЛИТ, НО ОН ОБИЖАЕТ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ?
МЕШАЮТ ЛИ, ПЛОХИЕ МЫСЛИ ЗДОРОВЬЬЮ ЧЕЛОВЕКА?
3. Тест «Оцени себя сам»
Если вы все выполняете, что названо в тесте, поставьте себе отметку «5». Если ты что-нибудь из этого не делаешь, поставь себе «4».
– Кто утром делает зарядку?
– Кто соблюдает режим дня?
– Кто гуляет после уроков?
– Кто ходит в спортивные секции?
– У кого все 5.
– У кого больше 4.
– Что нужно сделать, чтобы было больше 5.
Самое главное, воспитай у себя силу воли! Начинай свой день с зарядки, закончи его вечерней прогулкой, поиграй несколько часов на воздухе, и ты сразу почувствуешь, что стал бодрым, а учеба пошла успешнее.
4. Укрепи свое здоровье
– Ребята, давайте более подробно поговорим о
“здоровом образе жизни”. Назовите, из чего он
состоит? (Работа с понятием на листочках)
Согласны вы с теми утверждениями, что записаны у
вас на листочках. (Здоровый образ жизни
складывается из нескольких факторов. Первое –
отказ от вредных привычек Второе – правильное
питание. Третье – занятие спортом.)
И один из них – очень важный – здоровое питание.
Но вся ли еда, которую мы едим одинакова полезна?
Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое
здоровье на долгие годы?
– Ребята, на доске записана пословица, давайте ее
прочтем. (“Мельница живет водою, а человек
едою”.)
– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы
детей).
Еда необходима, чтобы поддерживать
жизнедеятельность нашего организма.
– А какой должна быть еда? (Вкусной,
разнообразной)
Вывод: Питание должно быть полноценным, т. е. разнообразным.
Дети вашего возраста должны питаться 4-5 раз в
день в одно и тоже время.
А еще питание должно быть умеренным.
СЛАЙДЫ (нарисуйте свое любимое блюдо)
Здоровое питание
1. Разнообразное. 2. Регулярное. 3. Умеренное.
5. Здоровье и вредные привычки
– Мы уже с вами говорили, что мешает человеку
быть здоровым? (экология, нездоровые привычки)
– Что мы считаем вредной привычкой?
Ответы (курение, алкоголь, наркотики, неправильное питание, пассивный образ жизни, лень… не грызть ногти, не ковырять в носу).
6. Творческое задание.
Я вам дам строку стихотворения, а вы должны продолжить его, три четыре строки в рифму соблюдая основную мысль. Г. Остер «Нет приятнее занятья….»
Для чего нужны нам пальцы?
Чтоб в носу поковырять,
Или вместо зубочистки
мясо из зубов достать.
Заменяют леденцы –
Сосут пальцы сорванцы.
Неприятно нам смотреть,
Но куда ж нам пальцы деть?
7. Игра «Выйти по одному»
Как быстро вы вышли из-за парт! и ни кто не
остался. Вот так быстро происходит и привыкание к
курению, ковырять в носу, грызть ногти, что
отрицательно влияет на организм человека.
Но самая плохая, вредная привычка – это курение.
8. Упражнение «Займи позицию»
Витя с Колей, два друга, возвращались из
школы домой. Витя предложил: «Давай покурим? Мне
брат дал сигарету, пойдем за магазин и
попробуем!» Коля замялся. Курить ему не хотелось,
но и обидеть отказом друга ему не хотелось.
– Как вы думаете, как поступит Коля?
– Что можно сказать Вите, чтобы он понял, что
здоровье – самое главное? (Ответы детей)
Два друга Коля и Петя учились в одном классе. Коля
в последнее время стал курить и теперь выглядит
как взрослый. Девчонки обращают на него
внимание. Но это очень вредно. А Толя не выглядит
так модно. Но он всегда бодрый, весёлый и сильный.
Он занимается спортом. Что же делать мне, их
другу? Закурить, как Коля, или спортом заняться,
как Толя?
Ответы детей 1 команда и 2 команды (защита рисунка).
Иногда ребята становятся курильщиками, потому что не умеют сказать «нет», отказаться от предложения взять в руки сигарету. Назовите возможные варианты отказа на предложение «Давай покурим».
- Спасибо, я не курю, это вредит моему здоровью.
- Нет, это не возможно, это несовместимо с моим образом жизни.
- Спасибо, но это вредно, так как я занимаюсь спортом.
ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ЭТОГО нужно иметь огромную силу воли, нужно заставлять себя, работать над собой. Когда человек работает над собой он становится лучше.
9. Упражнение: составить памятку здорового человека
– вовремя ложиться спать,
– ежедневно делать зарядку,
– вовремя питаться,
– планировать свой день,
–следить за личной гигиеной,
–быть чистым и опрятным,
–хорошо говорить и думать о людях,
– радоваться своим успехам и успехам других
людей.
10. Рефлексия. Предложено ребятам продолжить фразу: Сегодня на занятии я понял, что…
Взяться за руки, почувствовать друг друга