На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения приходят “…новые стандарты общего образования второго поколения – это деятельностно-целевой подход к образованию, поскольку главным для них является вопрос: какими действиями необходимо овладеть ребёнку, чтобы решить любые задачи? Не знания, не навыки, а универсальные действия, которыми должен овладеть учащийся, чтобы решить в определённых жизненных ситуациях разные классы задач” (ст.Г.А Шапоренкова “Предметный принцип уходит в прошлое”). В этой связи базовыми результатами школьного образования могли бы стать умения учиться и познавать мир, сотрудничать, коммуникатировать, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи.
В рамках образовательного стандарта второго поколения по каждому предмету выделено фундаментальное ядро содержания образования — свод основных понятий, идей, видов деятельности, необходимых человеку в его повседневной жизни. Теоретическая основа “фундаментального ядра общего среднего образования” - идеи, сформулированные ранее в отечественной педагогике: идея “ядра” и “оболочки” школьных курсов (А.И. Маркушевич); идея выделения “объема знаний” по предмету (А.Н. Колмогоров); культурологический подход к формированию содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский); системно-деятельностный подход (Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, В.В. Рубцова).
В современном мире значение физических знаний сохраняется, роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Методы и средства физического познания широко востребованы практически в различных областях деятельности людей. Использование знаний и умений по физике необходимо каждому для решения практических задач повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне может стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Наиболее полно, на сегодняшний день, основные психологические условия и механизмы процесса усвоения, а также структуру учебной деятельности учащихся описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова. Следование этой теории предполагается выделение четырёх аспектов: ключевые компетентности, обобщенные предметные умения, прикладные предметные умения, навыки практической деятельности. “Компетентность – это на самом деле стандарт, связанный с обеспечением того или иного эффективного действия. Компетентность – это способность к осуществлению эффективного поведения при решении разного рода задач”. (из интервью А Асмолова). Идея компетентностно-ориентированного образования – один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование компетентностей обучающихся, то есть способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования.
Выделено три ключевые компетентности информационная, коммуникативная, и самоорганизационная или самообразовательная. Таким образом, компетентностный подход заключается в формировании трёх названных компетентностей и позволяет проверять не знания, а умения ребёнка применить знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, выражать мысли, работать с информацией, делать выводы.
Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов – это некоторый способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Основные требования к использованию метода проектов описанные в сборнике “Методология учебного проекта” – М.: МИПКРО, 2000 год, автор Полат Е.С. ИОСО РАО, доктор педагогических наук, выглядят так:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, сообщение или доклад на уроке, выступление на научно-практических конференциях и т.д.).
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
- Использование исследовательских методов, что предполагает: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.).
Типология проектов самая различная : исследовательский, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированный, но меня, как преподавателя физики больше интересуют проекты исследовательские, проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.
По специфике предмета физика в моей практике имели место проекты исследовательского и творческого характера. Перечислю наиболее удачные:
- “Жили были силы…”, 7 класс автор Костина Алёна, проект представлен в литературной форме (сказка), выход – урок по теме “Силы в природе” (2006 год);
- “Определение плотности картофельного вещества”, 7 класс автор Свалов Алексей, проект оформлен в технологии слайд-шоу, выход – выступление перед одноклассниками на уроке по теме “Расчет плотности вещества”(2007 год) ;
- “Почему гвоздь тонет в воде, а металлический корабль плывет”, 7 класс, авторы Филиппов Данил, Чупров Петр, проект оформлен в технологии слайд-шоу, защита – на уроке по теме “Плавание тел” (2007 год);
- “Наблюдение фаз Луны в нашем посёлке” (2007 год), 5 класс, автор Чупрова Полина, презентация проекта состоялась на II школьной научно-практической конференции “Ступень в будущее”, где проект занял 1 место и 3 место в муниципальном этапе окружного конкурса исследовательских “Ступень в будущее”, “Юниор”, а также в виде выступления перед учащимися младших классов с целью популяризации физических и астрономических знаний. Работа была размещена в библиотеке сообщества “НОУ-ХАУ” на сайте творческих учителей, где получила положительную оценку координатора сообщества и других педагогов.
- “Что стоит фонтан построить?”, 6 класс, автор Чупрова Полина (2008 год). Результатом проекта стал действующий макет фонтана Гиерона. Проект носит больше творческий характер, с присутствием элементов исследования, выполнен в технологии слайд-шоу и был представлен на III школьной научно-практической конференции “Ступень в будущее”, где занял 1 место. В муниципальном этапе окружного заочного конкурса “Мир увлечений” в номинации “Техническое творчество” так же занял 1 место.
Опишу процесс работы над проектом “Наблюдение за фазами Луны в нашем посёлке”. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. Мотивом для работы над проектом “Фазы Луны” стало стихотворение С.Я Маршака “Почему у месяца нет платья?”, прочитанное ещё в детском саду.
“…Снял портной с полумесяца мерку,
Приглашает его на примерку.
Но всего за четырнадцать дней
Вдвое сделался месяц полней…”
Решено было выяснить, что же происходит с Луной? Обозначилась проблема “Что же происходит с Луной? Куда девается остальная часть Луны, когда мы видим узкий серп? ”, поставили перед собой цель: изучить явление смены лунных фаз. Сформулировали задачи: изучить литературу о фазах Луны; пронаблюдать все фазы Луны в Восяхово; смоделировать смену фаз Луны. Для успешной реализации задач решено было использовать методы: наблюдение, моделирование, проектирование. Затем (под ненавязчивым руководством учителя) составлен план действий, сводящийся к следующему: изучить имеющуюся литературу о Луне и её фазах, провести наблюдения за фазами Луны в течение месяца, с моделировать смену фаз Луны в домашних условиях. Результатом (продуктом) проектной деятельности явилось следующее: реферат, мини-исследование, компьютерная демонстрация результатов в технологии слайд-шоу, портфолио – папка материалов, эстетично оформленных (с помощью компьютера), с рисунками – наглядное пособие для будущего поколения учеников.
Преимущества метода проектов на лицо: ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний; самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде и в процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению предмета; приобретает исследовательские навыки. У проектантов формируются различные компетенции. Подробнее остановимся на коммуникативных умениях, под которыми подразумеваются следующие:
- Умение общаться с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них; умение вести дискуссию;
- Умение отстаивать свою точку зрения; навыки устного опроса, интрервьюирование;
- Навыки монологической речи.
Успешному формированию коммуникативной компетенции будут способствовать своеобразные памятки для учащихся. Правила говорящего, правила читающего:
- Логично строю речь – читаю быстро (скорость чтения);
- Ясно излагаю мысли – понимаю прочитанное;
- Не теряю “нити” разговора – умею пользоваться библиотекой;
- Правильно и красиво говорю – читаю художественную литературу;
- Владею интонацией – умею вести записи;
- Умею варьировать темп речи;
- Владею вниманием слушателей;
- Не употребляю слов-сорняков.
Правила работы с информацией: способы формирования умственных действий: уметь слушать – выделение главного; уметь находить информацию – анализ и синтез; уметь читать – обобщение, абстрагирование; уметь конспектировать – индукция и дедукция; уметь понимать – классификация; уметь запоминать – логическое мышление, доказательство, аргументирование; творчество, исследование.
Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, повышения авторитета знаний и индивидуальной ответственности школьников за результаты своего труда, для формирования коммуникативной и самоорганизационной компетентностей применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии главную идею и основу эффективности результатов составляют средства, активизирующие деятельность учащихся. В ней дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Дидактические игры позволяют пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе. Это формирует компетенцию анализа и самооценки. Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать ключевые компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умения отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих требований:
- Дидактическая игра должна способствовать формированию положительной мотивации к учению.
- Дидактическая игра должна способствовать развитию познавательных и социальных мотивов обучения, активности учащихся.
- Дидактическая игра должна носить целенаправленный характер.
- Дидактическая игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельности учащихся.
- Игровая деятельность должна влиять на развитие психических процессов, внимания, памяти, мышления и т.д.
Организация проведения дидактических игр на уроках физики должна быть методически разработана, иметь необходимые дидактические средства. Основываясь на классификации игр, предложенной Е.А Борздовой и Т.Ю Герасимовой (см. таблица), а также основных требований к разработке сценариев и предметного содержания игры, мною были разработаны и проведены обучающие, контролирующие и обобщающие игры, которые оформлены как “Игра – путешествия в сельхозпроизводство”, для учащихся 8 класса по теме “Тепловые явления”, игра "Звездный час" по теме “Давление” и “Скорость. Путь. Расстояние” для 7-миклассников, “Эрудит" для учащихся 9-го класса.
Пример, заданий познавательного, творческого и исследовательского характера предлагаемые учащимся в форме игр: “Засели остров формул”, “Объясни, что происходит”, “Чему равна сила тяжести если…”, “Составь рассказ- фантазию “В мире где нет силы тяжести”” и так далее. Моя система работы основывается на теории игры, которую в отечественной педагогике и психологии разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Отлично просматривается идея обучения игрой в теории К. Гросса, он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности.
Таким образом, игры в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего совершенствования учебного процесса, путем формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности. Игра активизирует познавательные способности обучаемых, в ходе ее проведения повышается мотивации учения, возрастает уровень заинтересованности (эвристическая функция), вырабатываются и совершенствуются навыки и умения (обучающая функция), ибо получение новых знаний через игру идет одновременно с их закреплением, в ходе которого многократное повторение не “приедается”, безболезненно ведя к более прочному усвоению. Так как в игре школьник не ощущает себя объектом воздействия взрослого, считая себя полноправным субъектом деятельности, то имеется возможность через игру формировать у него личностные качества (воспитательная функция). В игре обучаемые активно взаимодействуют друг с другом, осваивая правила и способы этого взаимодействия, приобретают опыт взаимопонимания, согласования действий и намерений с другими игроками; соблюдая правила игры, ее участники учатся сдерживать свои непосредственные желания ради совместных действий (коммуникативная функция) ради совместных действий. Через игру легче формируется культура восприятия человеческих ценностей (эстетическая функция).
Арсенал педагогических технологий постоянно обогащается, в практику образования внедряются гибкие модели организации учебного процесса, ориентированные на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе. Одной из технологий, получивших глобальное распространение, является технология интегрированного обучения. Сегодня образованному человеку необходим уже синтез предметов, ибо наше будущее и будущее наших детей требует определенных знаний о мире. Интеграция дает возможность показать учащимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а также высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т.д.
Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид:
- Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин (бинарный урок);
- Конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
- Создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.
В моей методической копилке имеются разработки интегрированных уроков, проводимых двумя педагогами одновременно – бинарный урок. Бинарный урок – взаимодействие двух педагогов. Бинарный урок это нетрадиционная форма обучения. В её структуре сочетаются личности преподавателя и учащихся, их взаимодействие друг с другом и взаимообусловленная деятельность преподавания и учения. Совместно с педагогами школы мною разработан ряд бинарных уроков: физика + литература “Решение физических задач, составленных по произведениям Р.П Ругина” для учащихся 9 класса, урок разработан совместно с учителем русского языка и литературы Коневой Л.А; физика + биология “Звук” для учащихся 9 класса совместная разработка с учителем биологии Витязевой К.М; урок-телемост “Климат России”, для учащихся 10 класса разработан совместно с учителем географии Кинчиной Т. Г. Разработки двух интегрированных бинарных уроков размещены в на сайте творческих учителей в библиотеке сообщества учителей физики.
При проведении интегрированных уроков:
- Преподаватель должен в полной мере, в полном объеме владеть содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо по этой теме урока.
- Хорошо знать материал учебного предмета, с которым предстоит интеграция.
- Самому преподавателю нужно создать для себя единую картину мира, единое пространство.
- Важным моментом является психология учителей, которые готовят, а затем проводят интегрированный урок.
Список использованных источников:
- “Концепция ФГОС общего образования” под редакцией А.А Кузнецова, А.М Кондакова.
- “Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ” Авторский коллектив: Фирсов В.В., Бука Т.Б., Виноградская Л.А., Гаврикова О.В., Гара Н.Н., Иванова Л.Ф., Леонтьева М.Р., Леунова Е.А., Логинова О.Б., Поливанова К.Н., Терентьева Н.Г., Фомина С.С. Руководители: Фирсов В.В., Логинова О.Б.
- Поливанова К.Н. “К вопросу об определении общих оснований отбора содержания образования//в кн. Каким должен быть образовательный стандарт.” – М., 2002
- “Методология формирования Программы развития универсальных учебных действий”. А.Г. Асмолов, Г.В Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина. – рукопись, 2006.
- Митрофанов К.Г., Соколова О.В. “Компетентностный подход в образовании. Проблемы понятия, инструментарий”.-М.2002.
- Г.А Шапоренкова, статья “Предметный принцип уходит в прошлое”
- Проект “Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения”. Группа “Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования” Руководители Фирсов В.В.Абрамов А.М., Дронов В.П., Шадриков В.Д.
- Intela “Обучения для будущего” Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века.- 10-е издание, переработанное, Москва 2009 год
- “Методология учебного проекта”-- М.: МИПКРО, 2000 год, автор Полат Е.С. ИОСО РАО, доктор педагогических наук
- “Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. — М. : Просвещение, 2008. — 25 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN
- “ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”, М.Ю. Агапов. Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова, ГОУ СОШ №2013, г. Москва.
- “Базовые компетенции педагогической деятельности”, Руководитель группы разработчиков – Шадриков В.Д. Д.психол.н., профессор, директор Института содержания образования Института развития образования
- “Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу”, Часовских И.П
- “Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования”. Зимняя Ирина Алексеевна, докт. психол. наук, академик РАО, г.Москва
- “Формирование обобщенной коммуникативной компетентности учащихся в процессе обучения физике”, С.В Латынцев АВТОРЕФЕРАТ десиртации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Красноярск – 2006 год.
- Советова Е. В. “Эффективные образовательные технологии”.
- Селевко Г. К. “Современные образовательные технологии”.