В современных условиях модернизации российского образования, которая характеризуется, с одной стороны, существенным обновлением содержания и методик обучения, а с другой – стандартизацией образования, невозможно обеспечить необходимый уровень подготовки педагога, используя лишь потенциал муниципального образовательного учреждения в условиях ограниченности его ресурсов. В то же время участие педагогов в реализации приоритетных задач образования, таких как инновационная деятельность образовательного учреждения, информатизация и профилизация образования, неизменно ведет к повышению профессиональной компетентности педагога.
В условиях модернизации российского образования существенно выросла значимость методической работы. Методическая работа является важнейшим средством повышения профессионального мастерства педагогических работников, она связывает в единое целое всю систему работы образовательных учреждений. Ее роль значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения. Обновление содержания методической работы должно строиться с учетом традиционных и инновационных форм деятельности.
Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – в перечне основных социальных требований к системе российского образования в современных условиях.
В Концепции модернизации указаны пути развития в этом направлении. Для системы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это, прежде всего, совершенствование содержания обучения и воспитания детей, развитие и внедрение новых форм обучения и видов образовательных учреждений, создание в них оптимальных условий жизнедеятельности и развития. Именно поэтому проблема комплексного сопровождения воспитательно-образовательного процесса учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляется весьма важной и актуальной, что и определило стратегическое целеполагание деятельности детских домов г. Череповца на период 2007-2009 уч.г.
Понятие “сопровождение” означает “следовать рядом”, предоставляя, делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. Это метод взаимодействия методической службы и педагога (группы педагогов, педколлектива или образовательного учреждения), направленный на разрешение проблем профессиональной деятельности.
В данном случае методическое сопровождение – это аналитическое, организационно-педагогическое, учебно-методическое обеспечение, являющиеся основными направлениями организации методической работы профильного кабинета по учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1 направление – аналитическое, с целью подготовки педагогических коллективов к эффективной деятельности, включающее в себя:
- изучение потребностей педагогических кадров в повышении квалификации;
- анализ информации о результатах диагностических и мониторинговых исследований учебно-воспитательного процесса;
- анализ эффективности повышения квалификации педагогов.
2 направление – организационно-педагогическое, направленное на обеспечение непрерывности профессионального образования педагогических коллективов детских домов, состоящее из следующих компонентов:
- планирование и организация курсовой и межкурсовой подготовки педагогических и руководящих работников детских домов;
- организация и координация работы городских профессиональных объединений, проблемных и творческих групп педагогов детских домов, методического совета;
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
- организация взаимодействия с Вологодским институтом развития образования, образовательными учреждениями, высшими учебными заведениями, учреждениями, занимающимися повышением квалификации;
- подготовка и проведение научно-практических конференций, профессиональных конкурсов, выставок и т.д..
3 направление – учебно-методическое, направленное на методическое сопровождение деятельности детских домов по созданию условий эффективной педагогической деятельности:
- прогнозирование;
- выявление, изучение, описание и распространение образцов управленческой и педагогической деятельности;
- составление учебных, учебно-тематических планов и программ по дисциплинам и курсам;
- участие в аттестации детских домов, педагогических работников;
- аудиторская деятельность;
- методическое сопровождение инновационной, экспериментальной деятельности детских домов;
- проведение экспертизы инновационных проектов и программ в составе экспертных комиссий при управлении образования.
Основой для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системный подход, согласно которому сопровождение понимается как система, состоящая из конкретных элементов. Наряду с субъектом сопровождения: воспитанником, взрослым и специально организованным процессом оказания помощи, элементом данной системы является ситуация выбора, которая порождает множественность вариантов решения и развития.
Основными принципами организации и сопровождения воспитательно-образовательного процесса детских домов являются:
- совместной деятельности со всеми структурными подразделениями управления образования и МОУДО “ЦПК”;
- системности в организации и сопровождении (соблюдение соответствия целей, содержания, методов, средств организации и сопровождения);
- опоры на опыт сотрудников и слушателей (социальный, профессиональный опыт, используемый в качестве одного из источников организации и сопровождения);
- индивидуализации действий, ориентированных на конкретный воспитательно-образовательный процесс;
- “контекстности” в организации и сопровождении (учет профессиональных, социальных, бытовых, пространственных, временных факторов (условий));
- развития образовательных потребностей (выявления реального состояния имеющихся потребностей, определения и развития новых образовательных потребностей).
Наряду с нормативно-правовым обеспечением деятельности различных уровней, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют работу в соответствии с резолюцией VII городской научно-практической конференции педагогов детских домов “Опыт работы детских по созданию единого воспитательно-реабилитационного пространства” (май 2007г.).
В данном аспекте первостепенной задачей педагогических коллективов детских домов является создание единого педагогического сообщества, создающего и развивающего воспитательную систему гуманистического типа.
Поскольку именно в совместно-взаимосвязанной деятельности происходит наращивание делового единства и творческого потенциала педагогического сообщества.
В условиях интернатных учреждений подобная деятельность включает ряд составляющих:
- совместная выработка целей, ценностей учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении;
- освоение новых педагогических технологий, способов социально-педагогической работы;
- накопление разнообразного опыта совместной деятельности педагогов.
Отличительными чертами являются дальнейшее совершенствование творческой работы педагогов, создание условий, способствующих проявлению их профессионального мастерства, поиск и поддержка инновационных идей.
В контексте указанного направления хотелось бы подвести некоторые итоги деятельности детских домов за период 2006 – 2007уч.г., 2007 – 2008 уч.г., 2008 – 2009уч.г.
Так, уже на протяжении четырех лет проводится единый мониторинг по определению уровня социальной адаптации воспитанников, разработанный проектной командой заместителей директоров детских домов по реабилитационной работе. Результаты мониторинга опубликованы в сборнике “Основных итогов работы муниципальной системы образования” за 2005 – 2006, 2006 – 2007, 2007 – 2008 уч.г. По результатам мониторинга отмечается положительная динамика уровня социальной адаптации по всем сферам социализации с увеличением возраста воспитанников. Но в тоже время актуализируется проблема апробации механизма постдетдомовской адаптации воспитанников-выпускников и необходимость в проведении целенаправленной профилактической работы на ранних этапах развития воспитанников.
Следует отметить активное взаимодействие между детскими домами в аспекте методического обучения педагогов.
За период 2005 – 2006, 2006 – 2007, 2007 – 2008, 2008 – 2009 уч.г. на базе детских домов г. Череповца было проведено 42 семинара-практикума и методических семинара, в том числе городского, областного и межрегионального уровней. Данные семинары отличаются высоким уровнем организации и проведения, неоднократно отмечались благодарностью директора МОУДО “ЦПК” и ректора ГОУ ДПО “ВИРО”. Особенно хочется отметить стабильную, долгосрочную, эффективную работу детских домов № 7, 4, 1 в статусе учебно-методической площадки ВИРО. Актуальность поднятых на семинарах проблем неоспорима, поскольку они направлены на решение вопросов, связанных с подготовкой воспитанников детского дома к самостоятельной жизни и отражают государственную политику реформирования системы детских домов.
Результаты диагностики слушателей, проведенной по итогам данных семинаров, свидетельствует об оптимальном уровне их эффективности, что соответствует 85%.
Для повышения результативности межкурсовой подготовки мы используем ресурс муниципальных учебно-методических площадок, учебно-методических площадок ГОУ ДПО “ВИРО”, располагающими всеми возможностями для реализации функций координации, консультирования и обучения педагогов, информационного и программно-методического сопровождения, реализации педагогических инициатив, имеющих значение для развития учреждений.
Так, мы имеем успешный опыт проведения городских семинаров на базе детских домов в рамках проведения проблемных курсов при МОУДО “ЦПК” “Организация и содержание процесса сопровождения воспитанников детского дома” для заместителей директоров по реабилитационной работе, учителей-логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов (2006 – 2007 уч.г.).
Хочется отметить плодотворную работу д/д № 6 в статусе муниципальной учебно-методической площадки по теме “Трудовая подготовка подростков в условиях детского дома”.
Решая задачи модернизации образования (создания воспитательно-реабилитационного пространства) педагогическое сообщество педагогов интернатных учреждений направило деятельность на создание системы научно-методического обеспечения воспитательно-реабилитационного процесса. С этой целью городскими методическими объединениями, проблемными группами, проектной командой были разработаны и апробированы:
- Модель единой мониторинговой программы реабилитационной службы детских домов г. Череповца.
- Проект мониторинга социально-педагогической деятельности детских домов г. Череповца.
- Научно-методическое обоснование приоритетных направлений воспитательной работы детских домов г. Череповца.
- Базовая концепция воспитательной работы детских домов г. Череповца.
- Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы учителей-логопедов и дефектологов с воспитанниками детского дома.
В 2008 – 2009 уч.г. в соответствии запроса администрации и педагогов детских домов, на базе МОУДО “ЦПК” создано методическое объединение педагогов дополнительного образования и инструкторов по труду детских домов с целью создания условий для творческой работы педагогических работников дополнительного образования в условиях детского дома. Обучение педагогов проводится дифференцированно с привлечением ресурсов как самих детских домов, так и системы дополнительного образования г. Череповца. Используются активные формы обучения, такие как семинары-практикумы, мастер-классы по различным направлениям дополнительного образования (по типу творческих педагогических мастерских), круглые столы, фестиваль детских экологических театров и др.). Работа городского методического объединения позволила освоить новое содержание, технологии и методы педагогической деятельности педагогов дополнительного образования в условиях модернизации российского образования; повысить уровень общедидактической и методической подготовленности педагогов к организации и проведению образовательной деятельности; создать атмосферу ответственности за конечные результаты работы.
Доброй традицией является проведение выездных семинаров в рамках учебно-методических площадок ГОУ ДПО “ВИРО” (д/д № 7). Новшеством можно считать проведение презентаций по итогам завершения работы муниципальных инновационных площадок. Так, на базе д/д № 7 была проведена презентация кабинета профессионального определения, который рассматривается, как ресурсный центр МОУДО “ЦПК” по данному направлению работы.
В рамках городской методической выставки “Создание единого воспитательно-реабилитационного пространства” (март 2008г.) был представлен теоретический и практический опыт работы всех детских домов г. Череповца по следующим номинациям:
- управление деятельностью образовательных учредений в условиях модернизации российского образования;
- организация комплексного сопровождения воспитанников в условиях детского дома;
- актуальные проблемы воспитательной работы в интернатных учреждениях.
В деловой части методической выставки с привлечением руководителей, педагогов и специалистов д/д №№ 2, 6, 7, 1 состоялись 5 мероприятий, которые получили высокую оценку не только представителей детских домов, но и школ, детских садов, системы дополнительного образования. Следует отметить деловую игру “Мотивация педагогических кадров”, проведенную на базе д/д № 1 для руководителей служб сопровождения и заместителей руководителей по методической работе образовательных учреждений, презентацию с элементами деловой игры “Системный подход в комплексном сопровождении образовательного процесса”, (д/д № 2), мастер-класс “Лепка из соленого теста” (д/д № 6).
Безусловно, итоги методической выставки – это не места и дипломы, а живой опыт талантливых людей, который должен быть представлен педагогической общественности, что будет способствовать профессиональному росту педагогов детских домов.
Так появилась идея проведения городского конкурса-выставки “Опыт работы педагогов детских домов по проблемам здоровьесбережения”, проведенной в феврале 2009г., методической выставки “Метод проектов как системообразующий аспект организации просоциальной деятельности воспитанников детского дома” (январь 2009г.).
Целью выставки “Опыт работы педагогов детских домов по проблемам здоровьесбережения” явилось обобщение и распространение лучшего опыта работы педагогов, поиск новых подходов и идей в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья участников воспитательно-образовательного процесса.
На выставку было представлено 50 методических разработок: индивидуальный и коллективный опыт работы всех детских домов города, в том числе, обобщенный в городском банке педагогической информации (д/д №2), областном банке педагогических данных (д/д № 5). В работе выставки приняли участие 55 педагогов: заместители директоров детских домов, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, медицинские работники, воспитатели. Экспозицию посетило 210 человек.
В рамках выставки были проведены методические семинары, мастер-классы, семинары-практикумы, презентации опытов, направленные на трансляцию и обмен практическим опытом педагогических и медицинских работников в аспекте решения актуальных проблем здоровьесбережения, повышение мотивации педагогов к ведению и пропаганде здорового образа жизни
Выставка получила положительную оценку со стороны руководящих и педагогических работников. Члены жюри отмечают комплексный подход в аспекте здоровьесбережения, представленный коллективами детских домов №№ 3, 6, 7, 8, 9, 4, 1, высокий научно-методический уровень исследования и прикладной характер решения проблемы психолого-методического сопровождения сохранения профессионального здоровья педагогов (д/д № 1), эстетичность оформления экспозиции.
А по итогам областного регионального форума “Педагогическая инноватика – 2008”, в котором приняли участие все детские дома г. Череповца, на базе профильного кабинета в декабре 2008г. проходила методическая выставка детских домов – участников форума “Инновационный опыт педагогических коллективов детских домов – 2008” с целью популяризации инновационной деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За 5 дней работы выставку посетило более 100 человек, в том числе педагоги интернатных учреждений Череповецкого района, представители Череповецкого государственного университета.
Мы считаем, что итогами реализации данных мероприятий должно стать повышение заинтересованности педагогов в инновационной деятельности, распространение успешного опыта работы лучших педагогов и педагогических коллективов детских домов, выход на новые качественные показатели результативности воспитательно-образовательного процесса.
Важная роль в комплексном сопровождении образовательного процесса в учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отводится методическому Совету при профильном кабинете по детским домам. Основная цель деятельности методического кабинета – осуществление координации методической деятельности педагогических коллективов детских домов и содействие повышению качества воспитания.
Методический совет выступает в качестве ресурсного центра, создает единое образовательное пространство, обеспечивает повышение качества образования за счет более эффективного использования потенциала каждого интернатного учреждения, что обеспечивает выработку единых подходов в деятельности детских домов, и решает следующие задачи:
- оказание помощи в развитии профессионального потенциала педагогических работников детских домов;
- удовлетворение информационных, методических, образовательных потребностей педагогов детских домов;
- содействие в изучении, обобщении и пропаганде передового педагогического опыта;
- содействие в выполнении федеральных, региональных и муниципальных программ образования, воспитания, молодежной политики государства и т.д.
В целом, отмечается значительный рост инновационного потенциала детских домов, что подтверждается мониторингом участия педагогов и воспитанников в мероприятиях различного уровня.
За период 2005 – 2009 учебного года в городе работают 7 детских домов, получивших в Совете по инновациям при Управлении образования статус муниципальных инновационных площадок (д/д № 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Они осуществляют как модульные, так и системные инновации. Темы, которые разрабатываются педагогами-экспериментаторами, являются актуальными и весьма значимыми для развития муниципальной системы образования.
Кроме того, успешно осуществляется совместная проектная деятельность детских домов с благотворительными фондами, участие в грантовых программах:
д/д №№ 9, 7, 6 реализуют проект “Точка опоры” под эгидой благотворительного Детского фонда “Виктория” г. Москва;
д/д №№ 4, 2 реализуют проект “Научись быть гражданином” под эгидой регионального отделения Всероссийского благотворительного фонда.
Детские дома г. Череповца являются активными участниками различных мероприятий на муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровнях, демонстрируя при этом как профессионально-педагогическое мастерство педагогов, так и достижения воспитанников.
Вот лишь некоторые из них:
- Воспитатели детского дома № 1 Старева Нина Степановна и Ручина Ирина Юрьевна (д/д № 4) является победителями регионального конкурса лучших учителей и педагогических работников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, детских домов, специальных общеобразовательных школ закрытого типа, школ – интернатов на получение денежного поощрения.
- Воспитатель детского дома № 9 Попова Светлана Владимировна завоевала первое место в городском конкурсе профессионального мастерства “Лучший воспитатель города – 2007”.
- Детские дома № 8, № 3 одержали победу во Всероссийском конкурсе программ воспитательных и образовательных систем, в том числе, способствующих профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в номинации “система воспитательной работы учреждения”.
- Все детские дома г. Череповца успешно представили инновационный опыт на региональном образовательном форуме “Педагогическая инноватика – 2008”.
- Представители д/д №№ 1, 4, 7 являются лауреатами городской премии имени И.А. Милютина в области образования.
Радуют нас и достижения воспитанников:
- На протяжении четырех лет воспитанники д/д № 3 одерживают спортивные победы на Всероссийских соревнованиях по футболу. В октябре 2007 г. команда воспитанников д/д № 3, 7 получили Золотые медали на Всемирных летних играх специальной олимпиады в г. Шанхай (Китай).
- Доброй традицией является результативное участие воспитанников д/д № 1, 6, 5, 8, 2, 7, 9 в областном фестивале художественного творчества среди детских домов и школ-интернатов “Созвездие”, “Синяя птица” (д/д № 3, 4), и многих других конкурсах и выставках.
- Воспитанники д/д № 9 принимают участие в международном Форуме, конкурсах и сборах молодежной программы самосовершенствования “АВАРД”. 5 воспитанников д/д и педагог получили высшую степень признания – серебряную награду Международного уровня.
Следует отметить, что всеми детскими домами г. Череповца активно осуществляется работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта через занесение опыта в городской и областной Банк педагогической информации, участие в профессиональных конкурсах, выставках, конференциях, педагогических чтениях, защиту индивидуальных творческих проектов на высшую квалификационную категорию, публикации в сборниках, журналах “Источник”, “Воспитание и обучение детей с нарушениями развития”, различных средствах массовой информации.
За период 2005 – 2009 уч.г. в городском и областном банке педагогической информации было обобщено более 30 опытов.
И это далеко не все результаты деятельности детских домов за отчетный период.
Но, и исходя из вышеперечисленного, можно говорить о том, что в детских домах г. Череповца интенсивно развиваются процессы обновления содержания воспитания и повышения его роли в общей системе образования. Ряд детских домов стремится работать в тесном контакте с наукой, что позволяет вносить в деятельность практических работников элементы научного исследования и теоретического осмысления своего опыта. Осуществляется целенаправленное межведомственное взаимодействие городских служб, занимающихся сопровождением участников воспитательно-образовательного процесса.
Все вышеперечисленное позволяет судить о результативности методической поддержки деятельности детских домов в аспекте комплексного сопровождения образовательного процесса.