Мероприятие "Адаптация амфибий к среде обитания"

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Методические задачи:

  • Изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде.
  • Формировать умения выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно – следственные связи.
  • Учить обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных наблюдений.
  • Научить создавать мультимедийные презентации и буклеты для оформления результатов исследований.
  • Воспитание чувства любви к родной природе и необходимости защиты животных.

“Лягушкам только образования
не хватает,
а так они на все способны”.
Марк Твен

Оформление: компьютер, проектор, презентации учащихся, буклеты учащихся, выставка книг.

Ведущий. Виды животных удивительно приспособлены к условиям среды, в которых они обитают. Известно огромное количество самых разнообразных особенностей строения, обеспечивающих высокий уровень приспособленности вида к среде. Для изучения вопроса: “Как амфибии адаптировались к средам обитания?”, была создана группа из учащихся 9 класса. В течение одного месяца дети занимались сбором и систематизацией материалов по определенным вопросам. Сегодня же мы на нашем занятии постараемся заслушать их.

Ведущий. В чем секрет лягушек, помогающий им выжить? (Показ презентации “В чем секрет лягушек, помогающий им выжить?” Приложение 1.).

Ведущий. Какие приметы, связанные с лягушками, вы знаете?

Ученики. Лягушка заквакала, значит, сеять пора.

После дождя лягушата по дороге прыгают – будет тепло.

Если будет дождь – лягушки вылезают из воды.

Ведущий. Почему, когда погода хорошая, лягушки сидят в воде?

Ученик. Если погода хорошая и воздух сухой, кожа у лягушки высыхает, поэтому лягушки сидят в воде. Чуть воздух станет влажным, что бывает перед дождем – лягушки уже на земле. Органами дыхания амфибий являются легкие и кожа. Через легкие у зеленой лягушки поступает 49% кислорода, а через кожу 51%. Через кожу лягушек легко проходит вода, в этом лягушке помогает слизь. Слизь хранит воду, помогает лягушке выскользнуть из лап или клюва птицы, поддерживает в чистоте кожу.

Ведущий. А правда ли, что земноводные ведут двойную жизнь?

Сообщение учащегося 9 класса. (Таблица “Размножение амфибий”).

В момент выхода организма из яйцевых оболочек заканчивается эмбриональный и начинается постэмбриональный период развития у земноводных. Постэмбриональное развитие у амфибий сопровождается превращением (метаморфозом). При развитии с метаморфозом из яйца выходит личинка, устроенная проще взрослого животного, со специальными личиночными органами. Для головастика амфибий характерны жаберные щели, боковая линия, двухкамерное сердце, один круг кровообращения. В процессе метаморфоза, происходящего под влиянием гормона щитовидной железы, рассасывается хвост, появляются конечности, исчезает боковая линия, развиваются легкие и второй круг кровообращения. Таким образом, метаморфоз связан с переменой образа жизни и среды обитания. Значение метаморфоза заключается, во-первых, в том, что свободноживущие личинки способствуют расселению вида. Во-вторых, имеют другие источники питания, чем взрослые особи: это снижает интенсивность конкуренции за пищу и в целом остроту борьбы за существование внутри вида.

Ведущий. Литературная страничка.

Головастики.

Вихрем мчится под водой
Головастик молодой.
А за ним еще пяток,
А за ним – сплошной поток:
Тот еще без ног, а тот с ногами,
Этот – прямо, тот кругами,
Кто – налево, кто – направо, –
Так и носится орава
Вдоль пруда…
Почему? Зачем? Куда?
Головастики спешат
Превратиться в лягушат.
Б. Заходер

Лягушата.

Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все герои, ать – два!
Головастиками были. Ква – ква!
Дружно хвостиками били, ать – два!
А теперь мы лягушата. Ква – ква!
Прыгай с берега, ребята! Ать – два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете – красота!
В.Б.Берестов

Красавица.

Лягушонок маленький
Плачет на пруду:
– Я, наверно, скоро
С горя упаду!
Что же мне мальчишки
Жизни не дают:
Камешки швыряют. Гадкою зовут?
А лягушка– мама рядышком сидит,
Дочку утешает, тихо говорит:
– Не тебя касается.
Ведь на целый пруд
Ты одна ква-ва-савица.
Пусть они не врут!
Ю.Марков.

Ведущий. Почему человек поставил памятник лягушкам?

Ученик. Лягушка – одно из тех животных, которым человек воздвиг памятник, и даже не один. Ни для кого не секрет, что лягушки являются важным объектом изучения биологических дисциплин в учебных заведениях и ценным материалом для проведения научных лабораторных исследований. Если оценивать участие разных животных в научных опытах, то одно из первых мест заслуженно принадлежит лягушкам, которых не без оснований называют ветеранами среди лабораторных животных.

Лягушки – постоянные помощники ученых. В течение многих столетий они служили и сейчас служат зоологам, анатомам, физиологам, врачам, фармакологам. В свое время лягушки сослужили неоценимую службу в открытии важных физических явлений. Опыты выдающихся итальянских ученых Луиджи Гальвани и Алессандро Вольта, проведенные в XVIII веке на лягушках, привели к открытию гальванического тока, что оказало огромное влияние на дальнейшее развитие естествознания и техники.

Л.Гальвани доказал наличие в организме – в мышцах и нервах лягушки – собственного электричества. Его опыты положили начало важной науке – электрофизиологии. Большое количество опытов на лягушках проводил и великий физиолог И.М. Сеченов. Они помогли ему обосновать рефлекторную теорию, которая стала важным оружием в руках ученых-материалистов, воевавших со сторонниками признания особой “души”, якобы ведавшей всеми действиями животного организма.

Результаты своих опытов ученый обобщил в знаменитом произведении “Рефлексы головного мозга”. Научные положения И.М. Сеченова утверждали материалистические принципы в естествознании и наносили удар по идеализму.

Опыты с лягушками проводили и многие другие отечественные и зарубежные ученые. Они были постоянным объектом в исследованиях знаменитого французского физиолога и патолога Клода Бернара. И, как считают, именно ему принадлежала мысль об установке памятника лягушкам. Памятник открыли еще в конце XIX веке в прославленной Сорбонне – Парижском университете. Так ученые отблагодарили своих помощников-лягушек за участие во многих важных исследованиях и научных открытиях.

Еще один мемориал лягушкам был воздвигнут в 1960-е гг. в Токио. Когда число послуживших на благо науки лягушек достигло там 100 тысяч, студенты-медики воздвигли им памятник. Для экспериментов и обучения в США в конце 1960-х гг. использовали 9 млн. особей в год, а в 1970-х гг. – 22 млн. Очевидно, что никакие памятники не искупят вину человека перед этими животными.

Вот какие интересные факты таят в себе, казалось бы, обычные и вместе с тем такие таинственные лягушки.

(Показ буклета “Лягушка-путешественница”. Приложение 2.)

Ученик. Однако, несмотря на массовость амфибий, которых можно увидеть практически “на каждом шагу”, жизненный цикл их настолько уязвим, что, подорвав популяцию, можно остаться без лягушек. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что в дикой природе лягушками на разных стадиях их жизненного цикла питается не один вид хищников, начиная от червей, насекомых и заканчивая многими млекопитающими. Согласно простому экологическому правилу, выпав из пищевой цепи, лягушки повлекут за собой и гибель видов, стоящих на более высоком уровне экологической пирамиды. Множество лягушек гибнет и от многочисленных паразитов, и от неблагоприятных погодных условий, и от так называемых заморов, когда в воде катастрофически падает уровень кислорода, и она насыщается сероводородом от гниющих органических веществ, в основном растительных остатков.

Ведущий. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть важность и “полезность” лягушек (хотя ученые уже давно отказались от термина “полезные” или “вредные” животные или растения) в дикой природе, в жизни и деятельности человека. Несмотря на многочисленность и даже некоторую “надоедливость”, лягушек необходимо беречь и рассматривать не как “мерзких, скользких и холодных гадов”, а как неотъемлемую часть дикой живой природы родного края. Пускай лягушачий хорал не одно столетие не дает уснуть многим поколениям людей и избавляет от комариной напасти.

  1. Е.А. Леонов  “Учебно-полевая практика по зоологии позвоночных” М. Просвещение, 1979г.
  2. С.Г.Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б.Агафонова Биология. Общие закономерности. М.: Дрофа, 2009г.
  3. Corel Professionfl Photos Copyright 1997–2008 “Яндекс”.