В последние годы внимание учителей все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность изменений в школе. Развивающее обучение направлено на подготовку учащихся к самостоятельной “взрослой” жизни. Главной целью современной школы является обеспечение усвоения школьниками определенного круга умений, знаний и навыков, которые им понадобятся в профессиональной, общественной, семейной сферах жизни. Переступая порог школы, ребенок сразу же попадает в подчинение требованиям и нормам, которые жестко определяются программой, учебниками, учителем. Для реализации ребенком себя как субъекта не остается места. Но не следует искать объяснения этого факта в недооценке закономерностей развития, в злой воле учителя, в недемократичности системы школьного образования. Конфликтная ситуация порождается самим содержанием школьного обучения, в основе которого лежат способы решения типовых задач. Возможность и качество усвоения знаний, которые даются ученику, также зависят от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы не делал учитель, успех обучения зависит от того, что и как будет делать ученик. Это относится как к традиционному, так и развивающему обучению. Так как развивающее и традиционное обучение являются альтернативными системами, задаваться вопросом о том, какая из данных систем “лучше” бессмысленно. Каждая из указанных систем обучения предназначена для достижения вполне определенных, отличающихся друг от друга целей образования. Учитель, который ознакомился с системой развивающего обучения, вправе использовать какие-то отдельные ее элементы. Вот и я, работая с традиционной программой, использую элементы развивающего обучения. Надо отметить, что многие традиционные системы (например, “Гармония”, “Начальная школа ХХI века” и “Школа 2100”) были в последние годы переработаны так, что в них реализованы основные идеи развивающего обучения. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех учебно-методических комплектах. Вся моя система уроков по развивающему обучению построена на основе уважения и вере в учеников, в стремлении внушить им, что они тоже творцы и исследователи, что урок – это взаимный процесс сотрудничества и сопереживания учителя и ученика. Ведь младший школьник – это уникальное творение, поражающее нас учителей, живостью ума, любознательностью, неповторимой индивидуальностью. Наша задача – взрастить семена творчества на этой благодатной почве. Великий педагог Сухомлинский писал: “Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Существует распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развить в себе, и может считаться призванным к нему. Считаю, что это мнение спорное. Творчество живет в каждом ребенке. И моя цель, как учителя, – сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития. В этом мне помогают уроки литературного чтения, которые приобщают детей к огромному и прекрасному миру искусства. На уроках литературного творчества учитель, по словам Ш.А.Амонашвили, чтобы “воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества”, должен создать “…такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нем властелином”. Проработав 15 лет в классах с воспитанием на татарском языке, убедилась в том, что на уроках литературного чтения в стимулировании творческой активности учащихся большое значение имеет устное народное творчество. Ведь фольклор – это не только родник творчества, но и незаменимый источник воспитания. Всеми возможными средствами я стараюсь формировать настоящего читателя, способного с любовью и увлечением читать книги, научить ребенка восхищаться, удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, передавать увиденное людям. Приобщение детей к искусству – это и знакомство с истоками народной культуры. Я считаю актуальным обращение к народной культуре, памятникам старины. А проведение национальных праздников развивает творческие способности детей, повышает их активность. Участвуя во всем этом, ученики реализуют свои познания. Сейчас мы отмечаем период возрождения духовной культуры, когда особое внимание уделяется формированию растущей личности. Это важно прежде всего потому, что помогает оградить детей от дурного влияния негативных явлений действительности, не соответствующих нравственно-этическим нормам нации. Поэтому стараюсь большее внимание уделять проведению различных национальных праздников. Для этого разучиваем фольклорные танцы, обрядовые песни, затем по специальным сценариям готовим оригинальные постановки, такие как праздник “Навруз”, “Каз омэсе”, “Аулак ой”, “Сабантуй”, “Сомбелэ бэйрэме”, “Нардуган” и так далее. Также для включения детей в среду народной культуры используем театральные приемы. Сюда можно отнести театрализованные представления, посвященные творчеству Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Туфана Миннуллина. Знакомясь с устным народным творчеством, дети учатся житейской мудрости, не устают удивляться красоте родного языка и пробуют сами сочинять сказки, загадки, потешки, стихи. Самые лучшие работы затем печатаются в местной газете. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Вы, наверное, согласитесь с тем, что дети мало знают о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. А ведь народная мудрость гласит, что нельзя построить будущее, не изучая и не зная прошлого. И чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, я обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения. Интересным и незабываемым стало для нас посещение Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Побывав там, мы окунулись в волшебную атмосферу средневекового города. Это место овеяно легендами и связано с именами выдающихся людей: Кул Гали, Петр I, Екатерина II, Паллас, Марджани, Пушкин. Посетили мы и Билярск, который является землей далеких предков современных татар и стало местом паломничества и мусульманской святыней. И это все – источник вдохновения для учителя. И недаром вспоминаются слова Ш.А.Амонашвили: “Прожить свое утраченное детство со своими ребятишками есть единственная роскошь, которая допустима в жизни учителя”.