Урок по окружающему миру "Физическая культура" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: Урок-дискуссия (учебный диалог/полилог)

Цель: обобщить, систематизировать знания учащихся о здоровом образе жизни, о сохранении здоровья человека.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием “физическая культура”.
  2. Развивать речь учащихся, умения сравнивать, анализировать.
  3. Формировать объективную оценку своей деятельности.
  4. Прививать стремление к познанию окружающего мира.

Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации полученной учебной информации.

Основной структурный элемент урока: диалог/полилог.

Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией и ее коллективный анализ, обмен репликами, формулирование выводов.

Оборудование: ИКТ, Презентация, раздаточный материал, учебник “Окружающий мир. 2 класс” Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана – Граф, 2008, рабочая тетрадь “Окружающий мир, 2 класс” Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана – Граф,2009.

Ход урока

1. Организационный момент. (слайд 1)

Каждый день – всегда , везде
На занятиях, в игре.
Смело, четко говорим
И тихохонько сидим.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинаем наш урок.
Чтоб урок пошел нам впрок!

2. Проверка знаний. Повторение пройденного материала.

– О чем мы говорили на прошлом уроке? (О здоровье, о том, как надо сохранять здоровье, о режиме дня и т.д.)

– Что же такое здоровье? (Здоровье – это правильная, нормальная работа всего организма. Если человек здоров, он не болеет, хорошо себя чувствует, у него отличное настроение. Он весел , бодр, активен)

а) Работа со слайдами. Продолжи предложения.

Учащиеся отвечают на вопросы с использованием слайда.

Слайд 2.

– Что нужно делать, чтобы меньше болеть? (Чтобы меньше болеть , надо перед сном проветривать комнату, соблюдать правила личной гигиены, режим дня и т.д.)

Чтобы меньше болеть, надо больше гулять на свежем воздухе. Правильно подбирать одежду для прогулки.

Будешь здоровым , если будешь купаться, загорать ,заниматься играми на свежем воздухе. Меньше проводить время за просмотром телевизора.

А если вдруг заболели, то необходимо соблюдать правила гигиены. Больному человеку надо создавать тишину. Есть из отдельной посуды и т.д.

Слайды 3,4.

– Соедини левую и правую части пословиц. Как вы их понимаете?

Идет обсуждение пословиц.

Чистота…
Быстрого и ловкого…
Здоровье не купишь…
Здоровым будешь…
все добудешь
залог здоровья
болезнь не догонит
его разум дарит.

б) Тест по карточкам. “Режим дня” (Слайды5,6)

Соединить левую и правую части. Самостоятельная работа. Взаимопроверка по слайду.

(Учащиеся получают карточки. Самостоятельно выполняют, а затем происходит обмен карточками. Идет взаимопроверка по слайду. Обсуждение результатов. )

Карточка:

Тест.

  1. Встаю
  2. Иду в школу
  3.  В школе
  4. Прогулка после школы
  5. Делаю уроки, помогаю дома, играю
  6.  Ложусь спать
8.30
7.00
13.00-14.00
 8.30-13.00
21.00
15.00-20.00

3. Сообщение темы.

– Сегодня на уроке мы продолжим разговор о том, как надо заботиться о своем здоровье.

4. Знакомство с новым материалом.

– Как вы считаете, какого человека можно назвать культурным? (Кто много знает и умеет, выполняет правила приличного поведения, ведет себя вежливо)

– А мы много знаем?

– А в школе и на улице как себя ведем? Хорошо? Вежливо?

– Значит мы культурные люди?

– Скажите, а мы много знаем правил, чтобы сохранить наше здоровье?

– А все ли мы выполняем?

Слайд 7.

Человек, который выполняет правила здоровой жизни, закаляет свой организм, много двигается, занимается спортом – овладел физической культурой.

Одним из элементов физической культуры является утренняя гимнастика.

Ежедневная десятиминутная зарядка даст вам здоровья на многие годы. Не ленитесь и не жалейте 10 минут для зарядки, чтобы потом можно было сказать: “Здоровье в порядке – спасибо зарядке”. Мальчикам она поможет стать сильнее, а девочкам – стройнее.

Слайд 8.

Между прочим, зря вы думаете, что утреннюю зарядку придумали родитель, чтобы не давать детям по утрам поспать подольше. Утреннюю гимнастику научились делать еще в те древние времена, когда завтрак нужно было сначала раздобыть и только потом уже съесть. Вокруг было так много врагов и опасностей, что приходилось постоянно бегать, прыгать, лазать по деревьям.

Сегодня мы разучим комплекс утренней гимнастики, который называется “Колобок”.

Жили-были дед и баба
На полянке у реки.

(И.п. – стойка ноги вместе. Мяч-колобок спрятан за спину. Наклоны головы вправо и влево)

И любили очень-очень
На сметане колобки.

(Полуприсед, открыть руки в стороны, мяч в правой руке. Мяч передается то в левую , то в правую руку.)

Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.

(Мяч взять двумя руками и делать пружинистые движения мяча о колени, как будто месят тесто).

Ну, а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках.

(Покатать мяч между ладонями)

Вышел ровный, вышел гладкий,
Не соленый и не сладкий

(Мяч в вытянутых перед грудью руках. Согнуть руки в локтях и прижать мяч к груди)

Очень круглый, очень вкусный,
Даже есть его мне грустно.

(Подбросить мяч, присесть и положить его на пол)

Мышка серая бежала,
Колобочек увидала, –

(Обежать на носках вокруг мяча)

“Ой, как пахнет колобочек,
Дайте мышке хоть кусочек.”

(Присед. Взять мячик с пола и вытянуться, поднести мяч к лицу– “понюхать колобок”)

С колобком забот немало –
Скачет глупый где попало:

(Поднять правую ногу и передать мяч из правой руки в левую. Опустить правую ногу. Мяч в левой руке)

Может в лес он укатиться,
Может съесть его лисица.

(Движения мяча вокруг туловища)

Лучше взять мне колобочек
Да запрятать под замочек,

(Наклон вперед, положить мяч на пол между ногами, выпрямиться)

И тогда из-под замочка
Не украсть ей колобочка.

(Прыжки с мячом, зажатым между стопами. Мяч перед грудью в согнутых руках )

5. Работа с учебником.

С.38

– Рассмотри рисунки. Расскажи , какие занятия физической культурой нравятся тебе больше других. (Рассказы детей)

6. Рассказ учителем о видах спорта. Показ слайдов.

Многие люди занимаются спортом, но для некоторых спорт это призвание, профессия .

Хоккей – игра на льду на коньках. Хоккеисты клюшками отбивают шайбу у противника.

Штангисты поднимают тяжелую штангу, они должны не только оторвать штангу от пола, но и поднять ее высоко вверх и подержать несколько секунд. Победит тот, кто поднимет самую тяжелую штангу.

Баскетбол – люди кидают мяч друг другу руками. Баскетболист должен закинуть мяч в корзину противника.

Бейсбол – американская игра с битой и мячиком. Бейсболисты должны уметь далеко кидать мяч. И далеко отбивать мяч битой.

Футбол – когда люди бегают по специальному полю, пиная мяч ногами. Футболисты стараются попасть мячом в ворота соперника. Если мяч забит в ворота– это называется гол.

Фигурное катание– когда люди красиво танцуют на льду в коньках. Побеждает тот фигурист, красиво станцует и сделает меньше всех ошибок

Катание на роликах. Роллеры показывают сложные трюки, катаясь на роликах.

Тенис. Два человека-теннисиста, кидают ракетками мячик друг другу, через стол. Побеждает тот теннисист, который отобьет больше мячей.

Бокс. Противники бьют друг друга на ринге в боксерских перчатках. Побеждает сильнейший.

После состязаний самые лучшие спортсмены занимают первое, второе или третье места. В честь победителя звучит гимн его страны. Выигравшие состязание спортсмены награждаются медалью или кубком.

7. Работа в рабочей тетради.

С.22 Соедини стрелками картинку с надписью. Самостоятельная работа.

8. Работа в учебнике. Чтение стихотворения по ролям.

Попробуйте прочитать это стихотворение с разной интонацией: презрения (“Фи!”), недовольства (“Фу!”), удивления (“Ну!”), восхищения (“Во!”). Почему это стихотворение вызывает улыбку?

Футбол.

Сказала тетя:
– Фи, футбол!
Сказала мама:
– Фу, футбол!
Сестра сказала:
– Ну, футбол…
А я ответил:
– Во, футбол! (Г.Сапгир)

9. Рефлексия.

Мне было интересно…
Я отвечал…
Мне было трудно..
Я узнал…

10. Итог урока.

О чем мы говорили на уроке? Для чего нужно заниматься физической культурой?

11. Домашнее задание

С.38-42 читать, рассказать о любимом виде спорта.

Образовательные ресурсы:

  1. Приложение к журналу “Ступени” “Карусель”, 1991г. №2,издательство ИПО “Молодая гвардия”
  2. Viki.rdf.ru, презентация  “Спорт”