Природа нашего края

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить детей с природой степной и лесной зоны Хакасии; с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создаются Красные книги; начать составление малой Красной книги.

Задачи: рассмотреть взаимосвязь в природе и ее значение для человека; воспитывать бережное отношение к природе, умение любоваться ею, видеть красоту окружающего мира, учить правильному поведению в природе, начать работу над проектом.

Оборудование: презентация “Природа моего края”, Красные книги Хакасии, заготовка малой Красной книги, создание малой Красной книги района (проект).

Подготовка: дети учат стихи о природе Хакасии; разучивание пьесы; подбирают материал для создания малой Красной книги района (исчезающие виды животных и растений).

Ход урока

1. Организационный момент.

У – Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?

Д –

Небо светло-голубое, Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает!
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года – Это всё вокруг Природа!

2. Объявление темы и целей урока.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Будем говорить о природе родного края, о том, как ее сберечь и приумножить.

- Что такое природа? (всё, что нас окружает)
- Какие природные зоны можно встретить в нашем районе? (степь, горы, лес)

Мы сегодня репортеры и составляем репортаж о состоянии природы.

3. Работа по теме:

Сейчас мы отправляемся в степи Хакасии.

Степь.

Д –

Здравствуй степь, напомни мне
О родимой стороне.
Где в цветах курган,
Где струится Абакан по раздольной стороне.

У – Обратимся к исследователям. Исследуем, что растёт и кто живёт в степной полосе. Большую часть Хакасии занимают степи. Они загадочны и притягательны.

Исследователь 1. Все растения степной полосы травянистые, растут на плодородной почве. Их огромное множество. Но я назову несколько: ирисы, таволга, ковыль и типчак. В траве много насекомых: кобылки, шмели, кузнечики.

Исследователь 2. Если есть много насекомых, значит, есть и много разных птиц: жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль - красавка.

Исследователь 3. Животные здесь не крупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы: суслики, хомяки, мыши – полевки. Есть грызуны, значит, есть хищники: степной орел, степной хорек, которые питаются грызунами.

Исследователь 4: Окрас животных и птиц соответствует окраске растительности степей. Так удобнее прятаться, одним от врагов, другим для охоты.

Теперь послушаем, что скажут наши экологи.

Эколог: Многим растениям и животным грозит исчезновение. Причин этому много, назовем несколько; распашка земель, выпас скота, степные пожары, разорение гнезд.

- Что можем сделать мы, люди?

Создавать питомники, где в инкубаторах выводят птенцов, а затем, подросших, выпускают в степь.

Не разорять гнезда птиц. Ведь их гнезда (в траве) доступны каждому.

Не жечь траву, не бросать спички и непотушенные сигареты. Не позднее нынешней недели, по телевидению было сказано, что в Хакасии уже горят леса из-за попустительства людей.

А что скажет наука?

Научный сотрудник: Создаются питомники, заповедники, где бережно относятся к фауне и флоре степей, а также приумножают их.

(Дети представляют материалы для Красной книги).

- Какой материал приготовили для составления Красной книги?

4. Физминутка.

Представьте, что вы – растения степи. Ранняя весна (травы быстро растут). Жарко. Солнце так и жжет землю (как плохо им, жарко). Подул ветер. Он становится все сильнее и сильнее, началась пыльная буря. Вдруг всё стихло.

5. Лес.

У – В Хакасии много лесов. Наши репортёры отправляются в лес. Что же такое лес, нам расскажут Художник и лесовичок.

6. Инсценировка.

Один художник решил нарисовать лес. - Что такое лес? – размышлял он. – Конечно деревья! Нарисовал березы и ели, сосны и осины. Да так похожи они получились, что вот- вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка – лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

- Это не лес! – послышался голос старичка – лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес! Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. - А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, и они облепили все деревья.- Нужны птицы, а ещё - кусты, и ягоды, - не унимался старичок – лесовичок. Дорисовал, но лес всё равно стал чахнуть.- Нарисуй жабу и ящерицу! Нет! – сказал художник. Долго они спорили, и художник согласился и ещё дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье - то фырканье. - Вот это лес! – сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. Вот все они и есть лес.

– Зачем лесу насекомые, птицы и животные? Почему так сказал лесовичок? (всё в природе взаимосвязано).

- Пройдемся по лесу.

Ученый: Ой, какая красота! Чего здесь только нет!

- А что есть?

Даём слово исследователям.

Исследователь: Идешь по тайге, тебе деревья улыбаются. Они дают нам чистый воздух, поглощая дым, не дают высохнуть рекам.

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте стихотворение Н. Некрасова и скажите, о какой проблеме идет речь?

Плакала Саша, как лес вырубали.
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было красивых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились!
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал и вон убежал.

Какое мнение имеют экологи?

Эколог: Какая проблема описана? Раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора. Сейчас после лесорубов остаются огромные поляны с торчащими пнями. Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала девочка Саша из стихотворения Н.Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

- Какие чувства возникли у Вас? (Ответы детей).

Вывод: Разные. Но я рада, что вам не безразлична судьба наших лесов, что вас волнует создавшаяся проблема. Это значит, что вы будете искать пути ее решения.

Какие самые ценные деревья растут в наших лесах и находятся под охраной государства?

- Какую ещё проблему можно назвать?

Пожары!

- От чего они возникают чаще всего?

Назовите правила поведения в лесу.

(Показ деревьев, входящих в список Красной книги).

Идём дальше.

- Есть ещё одна проблема: незаконный отстрел ценных животных.

Слово исследователям.

Исследователь: Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания, и, добывая себе в пропитание мясо, люди убивали животных не больше, чем могли съесть.

Эколог: Сейчас же неумеренная охота приводит к полному или частичному исчезновению некоторых видов. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону.

Научный сотрудник: Многие виды животных взяты под охрану, внесены в Красную книгу: Снежный барс (символ Хакасии), горный козёл.

(Показ рисунков).

- Какие животные могут навсегда исчезнуть с лица земли?

7. Физминутка.

Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули – Ветер сбивает росу.
в стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад. Ваше мнение, исследователи?

И – В душе каждого человека живет любовь к своему краю, где растут единственные дивные деревья и цветы детства и юности. Природа волнует каждого из нас. Некоторые цветы, травы и деревья особенно полезны, так как помогают людям в лечении разных болезней. Другие, просто потому, что радуют своей красотой, олицетворяя любовь, верность, доброту.

Исследователь: цветы – удивительные создания природы. Они поражают своим многообразием, пышностью, яркостью, красотой и запахами. Цветы создают красоту вокруг нас, украшают природу, дом человека, радуют глаз. Ни один праздник не обходится без цветов. Они являются символом радости, хорошего настроения, любви и доброжелательности.

Экологи, ваше мнение!

Эколог: Люди видят красоту цветов и собирают большие букеты лишь для того, что бы день – другой полюбоваться или и вдохнуть их аромат. Не думают люди, что срывая цветы, уничтожают их.

- Сколько бы погибло цветов, если бы каждый ученик нашего класса сорвал по 5 штук? А если, по десять?
- Как мы должны относиться к цветущим растениям?

Расскажет наука.

Научный сотрудник: Не рвать цветы в лесах! Разводить садовые цветы, комнатные растения! (Показ цветов).

Мы хотим, что бы в наших лесах было много ценного зверя, пели лесные птицы, чтобы цвело много цветов.

8. Вывод. Итог урока.

У – Но есть люди, которые нам мешают. Им дорога только своя выгода, а до других им дела нет! Они могут вырубать деревья, убивать животных и птиц, рвать охапками цветы. Это уже не хозяева страны, а браконьеры, убийцы, которые лишают будущие поколения богатства и красоты. А будущие поколения – это вы и ваши дети, ваши внуки.

Вы должны беречь, охранять и приумножать богатства своего родного края, страны. Как?

Правительство Хакасии тоже заботится о сохранении фауны и флоры родного края, создавая питомники, заповедники. Многие представители фауны и флоры на грани исчезновения, поэтому внесены в Красные книги Хакасии и России.

А ещё в Хакасии есть заповедник “Хакасский”, куда мы будем совершать путешествия в будущем.

- Мы начали создавать Красную книгу нашего края. На протяжении следующих 2-х лет будем ее пополнять. Надеюсь, что сегодняшний урок не пройдет даром, и вы вырастите рачительными хозяевами своего края!

Счастливого пути, юные исследователи, экологи, учёные. Всего хорошего!