Подготовка к выполнению заданий частей A, B на ЕГЭ. Урок 10 "Обособление обстоятельств". (на материале творчества С.Есенина)

Разделы: Русский язык


Цель: повторить и обобщить полученные знания по деепричастному обороту.

Задачи:

  • повторить правописание НЕ со словами;
  • отработать навыки пунктуации при деепричастном обороте;
  • показать стилистическую роль обособленных обстоятельств.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, раздаточный дидактический материал – карточки для заданий части А, В.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Словарная работа.

Имажинизм литературное направление, провозгласившее “победу образа над смыслом”

(В. Шершеневич).

3. Орфоэпическая разминка.

Расставьте правильно ударение.

Выпишите деепричастия, произведите морфемный и словообразовательный разборы.

Начать, начат, начато, начаты, начата, начав, создать, создан, создано, созданы, создана, создав.

4. Орфографическая работа.

А) Укажите части речи и условие выбора написания НЕ со словами.
Б) Выпишите словосочетания с деепричастиями , укажите тип подчинительной связи.
В) Повторение теоретического материала.

(Ученик во время выполнения орфографической работы составляет на доске алгоритм обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями, существительными с предлогами).

По еще (не)опавшим листьям, (не)четкий план, (не)во что, (не)легко далось, (не) нарушить, (не)видящий, говорил (не)прекращая, (не)легка дорога, (не)сдержавшись, (не)смотря на погоду, (не)куда идти, отнюдь (не) весело, (не)зная ответа, (не)построенное к сроку, (не)наступающий холод, (не)заменимый сотрудник.

5. Работа по основной теме урока.

А) Проверка домашнего задания. Объяснить пунктуацию при обособлении деепричастий. (На материале творчества С. Есенина)

1.

Наклонивши лик свой кроткий,
Дремлет ряд плакучих ив,
И, как шелковые четки,
Веток бисерный извив.

(Оборот предшествует сказуемому, на письме выделяется запятой).

2.

По селу тропинкой кривенькой,
Ободравшись о пеньки,
Рекрута играли в ливенку
Про остольные деньки.

(Оборот находится в середине предложения, поэтому выделяется с обеих сторон).

3.

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

(Оборот находится в конце предложения, после сказуемого, выделяется запятой).

Б) Анализ предложений.

Дифференцированные задания (по уровням) для работы в группах. (У-1 Сильная группа). Объяснить трудные случаи обособления деепричастий в следующих предложениях.

1.

Щурясь к облачному глазу
Подсекает он лопух,
Роет скрябкою по пазу.
От дождей обходный круг.

(Деепричастие несовершенного вида, утратило значение глагольности, выступает в роли обстоятельства образа действия(как? каким образом?), поэтому не обособляется на письме).

2. А вот личной жилплощади Есенин…так и не завёл, несмотря на свои личные контакты с членами Политбюро и наркомами, начиная с Луначарского и кончая Троцким. (Из воспоминаний о С. Есенине).

(Обособляется конструкция с производным предлогом).

3.

Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

(Деепричастный оборот стоит после подчинительного союза, выделяется запятой).

Средняя группа.(У-2). Придумать предложения, использовав слова из стихотворений С.Есенина в качестве цитаты.

1.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

2.

Засучивши с рожью полы,
Пахаря трясут лузгу,
В честь угодника Миколы
Сеют рожью на снегу.

Слабая группа.(У-3). Составить предложения с данными фразеологизмами, объясните отсутствие запятой.

Спустя рукава, не покладая рук, положа руку на сердце, не солоно хлебавши.

Вывод: какова роль деепричастий в стихотворениях С.Есенина?

В) Упражнение на употребление деепричастного оборота. Укажите правильное продолжение предложения.

Используя языковые средства выразительности,

  1. Печь наполняется яркими красками.
  2. Писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.
  3. Подчеркивается индивидуальность стиля.
  4. Мысль автора выглядит более убедительно.

Сравнивая слова “рад” и “отрада”,

  1. Они воспринимаются как однокоренные.
  2. Для нас кажется, что у них один корень.
  3. Надо учесть, что исторически они происходят от разных корней.
  4. Это любопытный пример переосмысления слов и изменения их состава.

Отогнав акул далеко в море,

  1. Спасателей уже ничего не волновало.
  2. Дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно.
  3. На рыбацких суднах воцарилось спокойствие.
  4. Жителей посёлка ожидала другая напасть.

Обращаясь за разъяснением к ученым,

  1. Хочется узнать что-то новое.
  2. Открываются тайны и законы природы.
  3. Люди нередко пишут в газеты и журналы.
  4. Мир открывается с новой стороны.

Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении деепричастного оборота.

  1. Выглянув в последний раз, солнце осветило поляну ярким светом.
  2. Храня сведения о прошлом, летописи были ценным материалом для нас.
  3. Слушая симфоническую музыку, она никогда не надоедает.
  4. Приезжая в деревню, мы отправлялись на речку.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание. Повторить правописание наречий, правила обособления дополнений.

Упражнение №429.(Русский язык 10-11 Н.Г. Гальцова, И.В.Шамшин). Дифференцированное задание(У-1,2). Предложения №3,7,9 заменить синонимическими конструкциями, построить схемы предложениям. (У-3). Перепишите предложения №1, 2, 3, 5, расставьте знаки препинания, выделите деепричастный оборот.