Обобщающий урок по литературному чтению. Урок-КВН

Разделы: Начальная школа


Цели: обобщить и повторить знания обучающихся, развивать познавательные и творческие способности детей, прививать любовь и интерес к книге, к чтению.

Ход урока

I. Орг.момент.

(Дети делятся на три команды, вытягивая жетоны трёх цветов и садятся за отдельные столы).

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем играть с вами в КВН. Вы покажите, как много вы знаете, как умеете дружить, помогать друг другу. Приложение 1.

II. Представление команд и жюри.

- Вы разделились на три команды, выберите капитана и название команды. (Представление команд).
- Следить за ходом игра и оценивать ваши знания будет наше уважаемое жюри. (Представление жюри).

III. КВН.

Конкурс 1. “Литературная викторина”

- Как называется наш учебник? (Родная речь).
- Какие бывают сказки? (Русские народные, литературные, докучные, бытовые, о животных, волшебные).
- Что такое рифма? (Созвучие концов стихотворных строк).

- Что такое басня? (Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки и недостатки людей. Басня заканчивается или начинается моралью).

- Кто автор “Алёнушкиных сказок”. (Д.Н.Мамин-Сибиряк).
- Как козлёночек превратился обратно в мальчика? (Перекинувшись три раза через голову).
- Как называется раздел по литературе в учебнике, в котором вы изучаете стихи? (Поэтическая тетрадь).
- Как называется сказка и кто её автор, в которой одну героиню звали - Ленивица, а другую – Рукодельница? (Сказка “Мороз Иванович”, написал А.Одоевский).

Конкурс 2. “Кому принадлежат слова?” Приложение 1.

  • “Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте... Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила” (Лягушка-путешественница).
  • “Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёночек будет жить с нами.” (Купец).
  • “Богат я, казны не считаю,
    А всё не скудеет добро;
    Я царство моё убираю
    В алмазы, жемчуг, серебро...” (Мороз – воевода).
  • “Дорогой батюшка, проследил я кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам принёс.” (Иван-царевич).
  • “Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я...я...я...” (Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост).
    “Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ты тих, как день ненастный?
    Опечалился чему? (Лебедь).
  • “ Голубушка, как хороша!
    Ну что за шейка, что за глазки!
    Рассказывать, так, право, сказки!” (Лисица).

Конкурс 3. “Чтение стихов”.

- Выберите стихотворение, которое вам больше всего понравилось. Разделите его на столько частей, сколько вас человек в группе и прочитайте выразительно “цепочкой”, как будто читает один человек. (Выразительное чтение стихов).

Конкурс 4. “Собери пословицу”.

Книга мала, а... тридевять земель унесёт
Выбирай книгу, как... ума придала
Книга - твой друг, без неё... у кого побывает, тот много знает
Книга не самолёт, а за... выбираешь друга
Языка не имеет, а... как без рук

Конкур 5. “Путешествие в прошлое”.

- Сейчас мы с вами отправимся в прошлое. Туда, где ещё не было того, что мы сейчас с вами имеем – самое великое чудо на свете. Кто догадался о чём идёт речь? (О книгах).

  • Какие книги были в Древней Руси? (Рукописные книги).
  • Кто писал рукописные книги? (Учёные монахи).
  • Как звали первопечатника? (Иван Фёдоров).
  • Кто из царей приказал строить государев Печатный двор? (Царь Иван Васильевич Грозный).

Конкурс 6. “Разгадай кроссворд”

  1. Вывод, поучение, которым заканчивается или начинается басня. (Мораль).
  2. Его испугал заяц. (Волк).
  3. Имя героини, которую хотела погубить ведьма. (Алёнушка).
  4. В него превратился Иванушка. (Козлёночек).
  5. Туда уронила ведро Рукодельница. (Колодец).
  6. У него длинные уши, косые глаза, короткий хвост. (Заяц).
  7. Кем не стала старуха в сказке о золотой рыбке? (Владычицей).

IV. Подведение итогов, награждение команд.