Цель: приобщение учащихся к технике кожаной пластики, получение детьми основ теоретических знаний и практических умений в данном виде декоративно – прикладного творчества (изделия из кожи).
Задачи:
- Научить основным простейшим приёмам работы с кожей, инструментами, приспособлениями;
- Познакомить детей с основными свойствами и возможностями материала;
- Научить детей использовать схемы, чертежи, литературу при работе в данном виде творчества;
- Учить детей самостоятельному творчеству;
- Научить элементарным правилам ухода за изделиями из кожи;
- Научить детей самостоятельно разрабатывать индивидуальные украшения по собственному эскизу и изготавливать их;
- Научить детей экономичному подходу к материалу, рациональному его использованию;
- Ознакомить с историей кожевничества;
- Развивать художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры;
- Развивать индивидуальные способности учащихся;
- Развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;
- Развивать коммуникативные способности детей в процессе обучения;
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе;
- Воспитывать чувство сопричастности к традициям народной культуры, чувство патриотизма;
- Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду;
- Воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий;
- Воспитывать социально – психологическое: чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками;
- Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
По окончанию первого года обучения учащиеся должны знать:
- Историю кожевенного дела;
- Общие сведения о работе с кожей;
- Способы соединения и крепления кожи;
- Основы орнаментальной композиции;
- Технику клеевой обтяжки;
- Процесс изготовления художественных изделий из кожи;
- Требования техники безопасности и личной гигиены при изготовлении художественных изделий из кожи;
- Характерные особенности художественных изделий из кожи.
По окончанию первого года обучения учащиеся должны уметь:
- Подбирать цветовую гамму;
- Проводить раскрой;
- Выполнять способы соединения и крепления кожи;
- Изготавливать сувенирные изделия из кожи;
- Работать в парах и коллективно;
- Копировать орнамент.
По окончанию второго года обучения учащиеся должны знать:
- Способы реставрации кожи;
- Окраски кожи в домашних условиях;
- Терминологию;
- Основные свойства и возможности материала;
- Технологические особенности термической обработки кожи.
По окончанию второго года обучения учащиеся должны уметь:
- Реставрировать кожу;
- Окрашивать кожу в домашних условиях;
- Выполнять термическую обработку кожи;
- Составлять авторские орнаменты и композиции;
- Использовать схемы, чертежи, литературу и другие источники информации при работе в данном виде творчества;
- Оформлять готовые изделия.
По окончанию третьего года обучения учащиеся должны знать:
- Способы драпировки кожи;
- Использование изделий из кожи в интерьере.
По окончанию третьего года обучения учащиеся должны уметь:
- Делать зарисовки с образцов народного декоративно – прикладного искусства;
- Разрабатывать самостоятельно несложные композиции художественных изделий из кожи;
- Самостоятельно работать в данном виде творчества, проявлять художественную инициативу;
- Экономно использовать материал;
- Проводить коллективный анализ, разбор и оценку иллюстративного материала и собственных;
- Выполнять все стадии работы по изготовлению художественных изделий из кожи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Название разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов учебных занятий | ||
теоретические | практические | выездные | |||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. История кожевенного дела. | 1 | 1 | - | - |
2 | Общее сведения о работе с кожей. | 4 | 3 | 1 | - |
3 | Способы соединения и крепления кожи. | 7 | 3 | 4 | - |
4 | Основные элементы композиции. | 2 | 1 | 1 | - |
5 | Изготовление сувенирных изделий (закладки, брелки, кошельки, ключницы). | 14 | 2 | 12 | - |
6 | Техника клеевой обтяжки. | 1 | 1 | - | - |
7 | Заколки. | 4 | 1 | 3 | - |
8 | Итоговое занятие. Выставка. | 1 | - | 1 | - |
9 | Экскурсия. | 2 | - | - | 2 |
Итого: | 36 | 12 | 22 | 2 |
2 год обучения
№ | Название разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов учебных занятий | ||
теоретические | практические | выездные | |||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Реставрация кожи. | 1 | 1 | - | - |
2 | Окраска кожи. | 1 | - | 1 | - |
3 | Термическая обработка кожи. Аппликация. | 2 | 1 | 1 | - |
4 | Основные элементы композиции. | 1 | 1 | - | - |
5 | Художественная обработка кожи. (Композиция “Цветы”, панно “Цветы”). | 28 | 6 | 22 | - |
6 | Итоговое занятие. Выставка. | 1 | - | 1 | - |
7 | Экскурсия. | 2 | - | - | 2 |
Итого: | 36 | 9 | 25 | 2 |
3 год обучения
№ | Название разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов учебных занятий | ||
теоретические | практические | выездные | |||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Художественная обработка кожи. | 1 | 1 | - | - |
2 | Драпировка кожи. Подбор материалов. | 2 | 1 | 1 | - |
3 | Кожа в интерьере. (Игольница, декоративные бутылки, шкатулки, панно, рамки для фото). | 30 | 5 | 25 | - |
4 | Итоговое занятие. Выставка. | 1 | - | 1 | - |
5 | Экскурсия. | 2 | - | - | 2 |
Итого: | 36 | 7 | 27 | 2 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Браиловская Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи “hand made”. - Ростов н/Д: “Феникс”, 2006 .
- Горяинова О.В. Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. (Мир вашего ребенка)
- Кулик И.А.Выжигание по ткани. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003 .
- Пушкина В.З. Кожа: Практическое руководство. – И.: Изд-во “Эксмо”, 2003 . (серия “Академия мастерства”)
- Римкевич Е.А. Орнамент и композиция. - г. Армавир, 2000 .
- Ротемунд Х. Рамочки для фотографий своими руками /пер. с нем. – М.: Мой Мир Гмб и К о КГ, 2006 .
- Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения - Москва: Изд. дом МСП, 2000 .
- Скребцова Т.О., Данильченко Л.А., Ивлева А.Г.Объёмные картины из кожи - Ростов н/Д: “Феникс”, 2006 . (Город мастеров)
- Филиппова С.Н. Изделия из кожи. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
- Хазенбанк В., Хенике Э. Сделай сам. Берлин: Фольк унд Виссен, 1998.
- Шалда В.В.Цветы из ткани для любимой мамы - М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
- Шахова Н.В. Кожаная пластика. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
- Шахова Н.В. Сувениры из кожи: знаки зодиака, животные - символы восточного гороскопа. – М.: ЗАО “БАО-ПРЕСС”, ООО “ИД” РИПОЛ КЛАССИК, 2006.
- Чибрикова О.В. Декоративные фантазии из кожи для дома. – М.: “Эксмо”, 2006.
- Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. (Азбука рукоделия).
Техническое оснащение: иллюстрированные альбомы и книги, авторские работы преподавателя и детей, фотоальбомы, наглядные пособия, образцы, раздаточный материал: (шаблоны, схемы), эскизы, стенд по технике безопасности при работе с ножницами и электронагревательными приборами, ножницы, ножницы “зигзаг”, карандаши, линейки, клей “Дракон”, ПВА, ручки, фломастеры, картон, кусочки кожи, бутылки разных форм, баночки, краски для кожи, штрих, гуашь, масляные краски, рамки, лак, электровыжигатель, свечи, спички, пинцеты, шило, пробойники, крючки для вязания, молоток, кусок фанеры, проволока разного диаметра, кусачки, мешковина (бортовка, ткань), остатки обоев, скрепки, лак для волос, блестки, тетрадь для записей.