ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, степень благоприятности которой определяется рядом параметров, от социально-экономических условий до демографического фактора. Какую бы сторону развития ребенка мы ни брали, всегда решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Важную помощь семье в воспитании ребенка оказывают учреждения дополнительного образования детей. Для этого есть все объективные и субъективные предпосылки. Учреждения дополнительного образования детей прочно занимают собственную нишу - есть свободный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве, ситуация успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я-оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации. Именно дополнительное образование предлагает каждому ребенку множество ролей для создания собственного образа. Здесь развиваются креативные качества личности, а технологическое образование в этой системе направлено на совершенствование профессионально важных качеств: умения контролировать и корректировать планы, саморазвиваться в избранной сфере деятельности. Учреждение дополнительного образования организует содружество и сотворчество детей и взрослых “педагог - ребенок- взрослый”. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно решать проблему личности школьника.
С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разработке программы “Вместе дружная семья”, в основе предлагаемой программы лежит многолетний положительный опыт работы учреждения с родителями.
Программа позволяет всем, кто работает с детьми самого разного возраста, включиться в контекст современных проблем воспитания, понять феномен “воспитательное пространство”, сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, обогатить воспитанников эмоциональным и нравственным опытом.
Ведущая идея программы - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Основными приоритетами при реализации данной программы являются:
- опора на базовые потребности ребенка;
- развитие личности в процессе воспитания;
- совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания;
- профессионализм кадров, педагогических и управленческих;
- педагогизация социальной сферы, т. е. независимо от направления любая деятельность в ДДТ реализует педагогическую систему трех целей: воспитательную, обучающую и развивающую.
Целью программы является:
Создание условий для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.
Задачи программы:
- создание специально организованной системы сотрудничества и расширения поля позитивного общения с семьей;
- обновление содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней;
- воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
- организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
- формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение родителей;
Программа “Вместе дружная семья” призвана объединить усилия ДДТ и семьи в воспитании подрастающего поколения. Общение с детьми и их родителями предполагает модель, направленную на результативное взаимодействие.
Модель взаимодействия
“АДМИНИСТРАЦИЯ- РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК – ПЕДАГОГ”
Срок реализации программы 3 года. Участниками программы являются коллектив родителей и детей (любой воспитанник в возрасте от 5 до 18 лет), а также педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящие к реализации целей и задач программы “Вместе дружная семья”. С целью укрепления контакта внутри семьи к участию в программе предполагается привлечь три поколения семьи (бабушка, дедушка - мама, папа – ребенок).
Программа “Вместе дружная семья” предполагает тесное взаимодействие педагогов, воспитанников и их родителей и имеет трехуровневую структуру.
“Забота о ребенке”.
Сопровождение этого уровня ориентировано на те семьи, которые озабочены развитием, воспитанием, обучением детей. Именно по инициативе таких родителей ребенок приходит в Дом детского творчества.
“Просветительский”.
Сопровождение этого уровня ориентировано на две основные категории семей: семьи, в которых родители ощущают дефицит психолого-педагогических знаний, и семьи с детьми школьного возраста, где доминантой родительского поведения является отстраненность. Дети именно из таких семей самостоятельно приходят записываться в творческие объединения Дома детского творчества, родители часто даже не знают об их творческих успехах.
“Реориентационный”.
Сопровождение этого уровня ориентировано на индивидуальное и семейное консультирование, также психологический тренинг для родителей. Цель третьего уровня - реориентация родительского поведения.
Для выполнения задач программы “Вместе дружная семья” необходимо выделить основные направления организации взаимодействия семьи и учреждения:
1. Направление “Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей” предполагает:
проведение исследования с целью изучения как родительских запросов в отношении дополнительных образовательных услуг, так и установок родителей на нравственное и эстетическое развитие детей;
для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации;
изучение семьи воспитанника для того, чтобы ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Методы изучения: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.
2. Направление “Психолого-педагогическое просвещение семьи” предполагает:
создание “просвещенной культуры” родительства и создание максимально благоприятных условий отношений союза, единства педагога и родителей - важный исток качества знаний и развития ребенка.
3. Направление “Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми” предполагает:
сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей;
проведение совместных с детьми досуговых мероприятий, на которых родители являются как активными участниками шоу-программ, так и благодарными зрителями;
4. Направление “Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса” предполагает:
- определение совместных действий, объединение усилий по воспитанию и образованию ребенка;
- непосредственное включение родителей в процесс образования и воспитания детей в творческих объединениях:
- присутствие родителей на занятиях;
- периодическое выполнение ими “семейных заданий”;
- обсуждение проблем, связанных с воспитанием детей.
- родители выступают как субъекты целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.
5. Направление “Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности” предполагает:
- подведение итогов взаимодействия и сотрудничества, эффективности индивидуальной и коллективной работы с родителями;
- выяснение организационных проблем существующих в творческих коллективах и как их преодолеть, своевременно внеся коррективы;
- определение качеств, которые стремятся
родители воспитать в своих детях, какими
методами они
предпочитают пользоваться, какие трудности испытывают; - непосредственное участие в разработке и принятии решений по дальнейшему развитию учреждения.
Для анализа результативности осуществляемой работа по программе “Вместе дружная семья” должен проводится мониторинг, с использованием различного диагностического материала (анкеты, тесты, методы наблюдения, обратная связь в конце каждой встречи с родителями, собственная рефлексия). Мониторинг включает в себя проведение исследований по изучению запроса родителей и организации образовательного процесса, это предполагает вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведения образовательного процесса в учреждении. Результаты текущего и итогового мониторинга в конце каждого учебного года позволяет оценить эффективность работы с родителями.
Предполагаемыми результатами программы может стать:
- выстраивание системы взаимоотношений: “администрация- педагог – ребенок - родитель”, по принципу “человек - человек”;
- участие родителей в планировании и анализе деятельности учреждения;
- положительное влияние семьи на социализацию личности ребенка;
- включение родителей в учебно-воспитательный процесс и досуговую деятельность.
- повышение роли семьи в воспитании детей и получении дополнительного образования.
Содержание программы
АДМИНИСТРАЦИЯ -> РОДИТЕЛЬ
Направления | Содержание работы |
Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей. | Организация диагностической
работы по изучению семей. Использование
оптимальных форм и методов в дифференцированной
групповой и индивидуальной работе с семьей
(методы: собеседование; анкетирование;
тестирование; соц. опрос; диагностические
исследования и др.); Определение потребностей семьи; Осуществление контрольно-диагностических функций. |
Психолого-педагогическое просвещение семьи. | Оказание психологической
помощи; Психолого-педагогическое консультирование, просвещение; Разрешение возможных конфликтных ситуаций. |
Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. | Работа по организации
совместной общественно значимой деятельности и
досуга родителей и учащихся (воспитанников); Включение родителей в активную позицию по вопросам воспитания, образования. |
Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса. | Обеспечение целенаправленного и эффективного образовательного процесса. |
Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности. | Осуществление
контрольно-аналитических функций; Отчеты администрации; Коллективный поиск разрешения общих проблем, сотрудничество в области связей с общественностью, и государственными службами. |
ПЕДАГОГ -> РОДИТЕЛЬ
Направления |
Содержание работы |
Формы работы |
Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей. | Определение потребностей
семьи. Выявление мнения родителей о творческих работах детей в объединении. |
Беседы, консультации,
наблюдения педагога. Тестирование: (Примерная тематика: “Хорошие ли вы родители?”, “Умеете ли вы воспитывать детей?”, “В чем талантлив ваш ребенок?” “Способы познания окружающего мира” (аудист, визуалист, деятель) и др.) Анкетирование: (Примерная тематика: “Удовлетворение образовательными услугами населения”; “Мотивация деятельности в творческом объединении”; “Межличностные отношения в семье” и др.) Родительские собрания; Форумы и др. |
Психолого-педагогическое просвещение семьи. | Составление характеристик семей обучающихся; Оказание психологической помощи; Психолого-педагогическое консультирование, просвещение; | Диспуты и дискуссии: (Примерная
тематика: Ваша семья глазами вашего ребенка. Умеем ли мы любить своих детей, Что они могут спровоцировать и породить у детей и др.). Беседы: (Примерная тематика: Как научиться понимать и принимать подростка; О воспитании у детей чуткости и отзывчивости и др.) Родительские собрания: (Примерная тематика: “Мы - одна семья”, “Мой дом – моя семья”, “Родителям о правах ребенка”, “О доброте и милосердии” и др.) Круглый стол: (Примерная тематика: “ДДТ, организация деятельности”; Самоопределение личности в условиях профильного обучения”; “Нравственное воспитание подростков в семье” и др.); |
Разрешение возможных конфликтных ситуаций; Приглашение специалистов для лекций родителям. | Лектории и беседы для
родителей: (Примерная тематика: Детские страхи и их преодоление. Нервные заболевания у детей. Психосексуальное развитие детей. Трансформация роли у ребенка. Вредные патологические привычки у детей. Типы и стили семейного воспитания и др.) |
|
Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. | Включение родителей в
активную позицию по вопросам воспитания,
образования. Оказание помощи в организации и проведении совместных мероприятий. |
Диспуты и дискуссии:
(Примерная тематика: Мы и наши родители. Отец
– воспитатель и др.) Музыкальная гостиная: День музыки Литературная гостиная: (Примерная тематика: Пушкин и дети. Праздник славянской письменности и др.) Конкурсы семейного творчества: “Супербабушка”, “Рукотворное чудо”, “Бабушкин сундук” и др.) Мероприятия: (Примерная тематика: Творческие мастерские для родителей.. Совместные занятия детей и родителей; Семейный Эрмитаж и др.) Календарные праздники: “Праздник урожая”, “Встреча Нового года”, “Веселое рождество” и др.) |
Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса. | Создание условий по обеспечению целенаправленного и эффективного образовательного процесса. | Приглашение родителей на
контрольные срезы. Выставки творческих работ.
Открытые занятия для родителей в объединениях.
Информация в СМИ. Информационный ежемесячный
вестник. “Для вас, родители”. Родительские
собрания. Знакомство родителей с результатами диагностик, контрольных срезов. Уголок творческих объединений. Стенгазета в объединении. Консультации по интересующим вопросам. Знакомство с результатами детей и др. |
Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности. | Отчет о работе деятельности объединения за учебный год | “Забор гласности” для
выявления уровня знаний родителей о ДДТ,
творческом объединении; Родительские собрания. Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации; Отчетные концерты, спектакли, выставки; и др. |
ПЕДАГОГ -> РЕБЕНОК
Направления |
Содержание работы |
Формы работы |
Изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни. | Определение взаимоотношений
между родителями и детьми; Изучение микроклимат в семье учащегося; Социальный и психологический статус учащегося; Психологический портрет учащегося. |
Тестирование: (Примерная
тематика: “Наедине с самим собой” (об отношениях
с родителями “Познай себя” (диагностика
особенностей темперамента, эмоциональной сферы,
склонностей “Сказочный цветок”; “Размышляем о
жизненном опыте” и др.)); Анкеты: (Примерная
тематика: “Изучение мотивации”; “Выявление
степени сформированности побудительных умений
учащихся” и др.) Методики: (Примерная тематика: Методика диагностики уровня творческой активности учащихся; “Репка, или. Какие качества я в себе вырастил”; “Ситуация выбора”; “Акт добровольцев”; “Цветик - семицветик”; “Какой у нас коллектив? Мы – коллектив…Мы – коллектив!”; Рейтинг культурно-досуговых дел; Защита авторских проектов и др.) |
Изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении КДД. | Определение потребностей и интересов учащихся в организации и проведении культурно-досуговых мероприятий. | Беседы; Консультации; Диагностические исследования; Наблюдения педагога и др. |
Психолого-педагогическое просвещение. | Оказание психологической помощи; Разрешение возможных конфликтных ситуаций. Оказание помощи в конфликтных ситуациях семье; Коррекция социального поведения ребенка. | Беседы: (Примерная
тематика: “Кто Я? Знаю ли Я себя?”, “Воспитай
в себе личность” и др.) Тренинги; “Час общения” (артистический салон); “Мир наших увлечения”; “Если не ты, то кто?” “Познай себя” Консультации; Психологические игры: “Зеркало”; “Прикоснись к синему цвету”; “Ветер дует”; “Повтори звук”; “Передай настроение”; “Испорченный телефон”; Пантомима “То, что я люблю делать”; “Ласковое имя”; “Ракета”; “Жучок”; “Бип”; “Жмурки”; “Салют”; “Воздушная кукуруза”; “Мозаичные песни”; и др.) Психологический КВН |
Вовлечение в совместную деятельность с детьми. | Развитие взаимоотношений между педагогом и детьми. | Совместные мероприятия; и др. |
Ознакомление с содержанием УВП | Помощь в оценке и понимании
возможностей ребенка, его индивидуальности и
результата в образовательной сфере; Помощь в определении образовательного маршрута ребенка, |
День открытых дверей; Отчетные мероприятия и др. |
Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности. | Оценка возможностей ребенка, его индивидуальности и результата в образовательной сфере. | Праздник добрых пожеланий; Персональные выставки; Отчетные выставки, концерты; Ведущие досуговых программ и др. |
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы, необходимы следующие условия:
Гибкий подход и удовлетворение спроса на предоставляемые дополнительные образовательные услуги;
Приобретение методической, художественной литературы по вопросам семейного воспитания;
Обновление информационного стенда в помощь родителям.
Оснащение методического кабинета материалами по вопросам семейного воспитания.
Укрепление материально-технической базы за счет спонсорской помощи и привлечения внебюджетных средств.