Цель:
- ознакомить детей с новой буквой “Ж” и звуком [ж];
- совершенствовать навыки решения задач на умножение и деление;
- развивать логику мышления;
- развивать умения делать выводы, умозаключения;
- развивать моторику кисти рук;
- развивать коллективное отношение, индивидуальные особенности каждого, умение работать в группе, в паре;
- совершенствовать санитарно-гигиенические навыки;
- воспитывать сознательную дисциплину, правильную реакцию на слова учителя.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель:
Мы сегодня рано встали.
Быстро в школу прибежали.
Встретил нас любимый класс,
Книги, ручки, карандаш.
И не тратя лишних слов,
Начинаем наш урок.
II. Изучение нового материала
1. Формулирование учащимися темы и цели урока.
– Какие предметы, находящиеся в классе, напоминают нам о зиме, о приближающемся Новогоднем празднике? (Снежинки.).
– Проговорите слово снежинки про себя. Найдите в нем звук, с которым мы еще не знакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.(звук [ж]. Тема урока – звук [ж] и буква, которая его обозначает.
– Отталкиваясь от темы и опираясь на написанные на доске фразы, сформулируйте цель нашего урока. На доске написано:
познакомиться со …
учиться отличать…
учиться читать …
учиться писать …
учиться решать …
(Цель нашего урока – познакомиться со звуком [ж] и буквой, которая его обозначает; учиться отличать звук [ж] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой, писать печатную букву “Ж”, решать задачи).
2. Знакомство с новым звуком.
а) – Что можно сказать про слово снежинки ? (Слово во мн.ч.)
– Измените слово так, чтобы оно было в единственном числе? (Снежинка.)
– Что еще можно сказать об этом слове? (ж.р.)
– Снежинка – очень маленькая снежная частичка. Сегодня эта пушистая красавица прилетела к нам на урок.
– Посчитайте сколько слогов в этом слове? (3)
– Произнесите второй слог, выделяя в нем первый звук.(- жин; [ж])
– Дайте характеристику данному звуку.(согласный, т.к. при его произнесении воздух встречает преграду. (Звонкий, т.к. слышим свой голос. Твердый, т.г. произносится твердо)
б) Работа в парах.
– Красавица снежинка мягкая и нежная. Придумайте такие слова, где бы наш новый звук был мягким. (Дети не могут придумать.)
– Ни я, ни вы не смогли назвать слова, в которых [ж] был бы мягким. Какой можно сделать вывод? ([ж] всегда твердый.)
Ф.К.
Мы белые снежинки,
Летим, летим, летим.
Мы в воздухе кружимся, кружимся
И тихо на землю ложимся.
3. Знакомство с новой буквой.
– Согласный, звонкий, всегда твердый [ж] обозначается буквой “ж”.
– Читаем слоги в таблице с этим звуком.
– На какие слоги надо обратить особенное внимание? (жи, же. В них есть гласные буквы “и”, “е”, которые обозначают мягкость согласных звуков. Но мы знаем, что [ж] всегда твердый, поэтому они не будут обозначать его мягкость. Читать эти слоги надо твердо. По правилам русского языка после “ж” всегда пишется “и”.
Вывод: “ жи” всегда пиши с буквой “и”.
4. Письмо буквы.
– Откройте тетрадь на стр. 44 (печатаем “Ж”, “ж”, слоги “жи”, “же”)
Ф.К. Сейчас мы отправимся в зимний лес , где настоящих снежинок видимо-невидимо. Нам понадобится полезный предмет, чтобы не провалиться в снег. Какой это предмет? (Лыжи, потому что в слове лыжи есть [ж] и на лыжах не провалишься в снег.)
– Проходя по лесу, мы будем останавливаться возле тех предметов, в названиях которых есть [ж]. Если нового звука не услышим, не останавливаясь, едем дальше. (дети изображают движение на лыжах) Медвежата, лиса, ежик, подснежник, дятел, снежок, березка, осинка, кедр.
5. Решение задач.
– См. тетрадь на стр. 45 рисунок вверху.
– Девочки Жанна и Женя принесли в класс шары, чтобы ими украсить класс к празднику.
– Угадайте, как зовут каждую девочку, если светлые волосы не у Жанны. (слева на рисунке Женя, справа – Жанна).
– Посмотрите на рис., на запись ниже рисунка. Какое задание вы предложите?
(составить задачу о шарах, чтобы она решалась умножением).
У двух девочек было по 5 шаров. Сколько шаров у девочек? (5 • 2 = 10)
– Придумайте задачу, чтобы она решалась делением.
Сколько шаров было?
Как их раздали девочкам?
Сколько девочек получили шары? (10 : 5 = 2)
Сколько было шаров?
Как раздали шары?
Сколько досталось каждой девочке? (10 : 2 = 5)
III. Закрепление
1. Работа в группах.
– Снежинка наша не только красавица. Это очень интересное явление природы. Чем интересны снежинки. Мы сейчас узнаем.
– Каждая группа получает задание: вписать пропущенные слоги в словах.
1 группа.
Сне… нки не всегда бывают белыми.
2 группа.
Бывали случаи, когда на землю выпадали сне…нки красного, синего и желтого цвета. Происходило это из-за присутствия в воздухе пыльцы, которая находилась в воздухе перед тем, как начал падать снежок.
3 группа.
По сне…нкам можно предсказать погоду. Если на землю падают маленькие сне…нки, будет холодно. Если падают большие, будет тепло.
– Что прочитала каждая группа? (Предложения).
– А что получилось вместе? (Текст).
– Докажите, что это текст? (Предложения связаны по смыслу)
– Придумайте название этому тексту. (Снежинка)
– Какие слоги вписали? (“жи”)
– Какое правило должны запомнить? (“жи” пиши с “и”)
IV. Итог урока
– Что вам сегодня понравилось на уроке?
– Что запомнилось?
– О чем расскажите дома?
– Спасибо за хорошую работу.