Конспект интегрированного урока "Грамота"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • ознакомить детей с новой буквой “Ж” и звуком [ж];
  • совершенствовать навыки решения задач на умножение и деление;
  • развивать логику мышления;
  • развивать умения делать выводы, умозаключения;
  • развивать моторику кисти рук;
  • развивать коллективное отношение, индивидуальные особенности каждого, умение работать в группе, в паре;
  • совершенствовать санитарно-гигиенические навыки;
  • воспитывать сознательную дисциплину, правильную реакцию на слова учителя.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Мы сегодня рано встали.
Быстро в школу прибежали.
Встретил нас любимый класс,
Книги, ручки, карандаш.
И не тратя лишних слов,
Начинаем наш урок.

II. Изучение нового материала

1. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Какие предметы, находящиеся в классе, напоминают нам о зиме, о приближающемся Новогоднем празднике? (Снежинки.).

– Проговорите слово снежинки про себя. Найдите в нем звук, с которым мы еще не знакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.(звук [ж]. Тема урока – звук [ж] и буква, которая его обозначает.

– Отталкиваясь от темы и опираясь на написанные на доске фразы, сформулируйте цель нашего урока. На доске написано:

познакомиться со …
учиться отличать…

учиться читать …
учиться писать …
учиться решать …

(Цель нашего урока – познакомиться со звуком [ж] и буквой, которая его обозначает; учиться отличать звук [ж] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой, писать печатную букву “Ж”, решать задачи).

2. Знакомство с новым звуком.

а) – Что можно сказать про слово снежинки ? (Слово во мн.ч.)

– Измените слово так, чтобы оно было в единственном числе? (Снежинка.)

– Что еще можно сказать об этом слове? (ж.р.)

– Снежинка – очень маленькая снежная частичка. Сегодня эта пушистая красавица прилетела к нам на урок.

– Посчитайте сколько слогов в этом слове? (3)

– Произнесите второй слог, выделяя в нем первый звук.(- жин; [ж])

– Дайте характеристику данному звуку.(согласный, т.к. при его произнесении воздух встречает преграду. (Звонкий, т.к. слышим свой голос. Твердый, т.г. произносится твердо)

б) Работа в парах.

– Красавица снежинка мягкая и нежная. Придумайте такие слова, где бы наш новый звук был мягким. (Дети не могут придумать.)

– Ни я, ни вы не смогли назвать слова, в которых [ж] был бы мягким. Какой можно сделать вывод? ([ж] всегда твердый.)

Ф.К.

Мы белые снежинки,
Летим, летим, летим.
Мы в воздухе кружимся, кружимся
И тихо на землю ложимся.

3. Знакомство с новой буквой.

Согласный, звонкий, всегда твердый [ж] обозначается буквой “ж”.

– Читаем слоги в таблице с этим звуком.

– На какие слоги надо обратить особенное внимание? (жи, же. В них есть гласные буквы “и”, “е”, которые обозначают мягкость согласных звуков. Но мы знаем, что [ж] всегда твердый, поэтому они не будут обозначать его мягкость. Читать эти слоги надо твердо. По правилам русского языка после “ж” всегда пишется “и”.

Вывод: “ жи” всегда пиши с буквой “и”.

4. Письмо буквы.

Откройте тетрадь на стр. 44 (печатаем “Ж”, “ж”, слоги “жи”, “же”)

Ф.К. Сейчас мы отправимся в зимний лес , где настоящих снежинок видимо-невидимо. Нам понадобится полезный предмет, чтобы не провалиться в снег. Какой это предмет? (Лыжи, потому что в слове лыжи есть [ж] и на лыжах не провалишься в снег.)

– Проходя по лесу, мы будем останавливаться возле тех предметов, в названиях которых есть [ж]. Если нового звука не услышим, не останавливаясь, едем дальше. (дети изображают движение на лыжах) Медвежата, лиса, ежик, подснежник, дятел, снежок, березка, осинка, кедр.

5. Решение задач.

См. тетрадь на стр. 45 рисунок вверху.

– Девочки Жанна и Женя принесли в класс шары, чтобы ими украсить класс к празднику.

– Угадайте, как зовут каждую девочку, если светлые волосы не у Жанны. (слева на рисунке Женя, справа – Жанна).

– Посмотрите на рис., на запись ниже рисунка. Какое задание вы предложите?

(составить задачу о шарах, чтобы она решалась умножением).

У двух девочек было по 5 шаров. Сколько шаров у девочек? (5 • 2 = 10)

– Придумайте задачу, чтобы она решалась делением.

Сколько шаров было?

Как их раздали девочкам?

Сколько девочек получили шары? (10 : 5 = 2)

Сколько было шаров?

Как раздали шары?

Сколько досталось каждой девочке? (10 : 2 = 5)

III. Закрепление

1. Работа в группах.

Снежинка наша не только красавица. Это очень интересное явление природы. Чем интересны снежинки. Мы сейчас узнаем.

– Каждая группа получает задание: вписать пропущенные слоги в словах.

1 группа.

Сне… нки не всегда бывают белыми.

2 группа.

Бывали случаи, когда на землю выпадали сне…нки красного, синего и желтого цвета. Происходило это из-за присутствия в воздухе пыльцы, которая находилась в воздухе перед тем, как начал падать снежок.

3 группа.

По сне…нкам можно предсказать погоду. Если на землю падают маленькие сне…нки, будет холодно. Если падают большие, будет тепло.

– Что прочитала каждая группа? (Предложения).

– А что получилось вместе? (Текст).

– Докажите, что это текст? (Предложения связаны по смыслу)

– Придумайте название этому тексту. (Снежинка)

– Какие слоги вписали? (“жи”)

– Какое правило должны запомнить? (“жи” пиши с “и”)

IV. Итог урока

– Что вам сегодня понравилось на уроке?

– Что запомнилось?

– О чем расскажите дома?

– Спасибо за хорошую работу.