Урок алгебры в 9-м классе по теме "Основы теории вероятностей и математической статистики"

Разделы: Математика


Тема урока: Введение в теорию вероятностей и комбинаторику

Основные цели и задачи урока: Ввести основные понятия изучаемого предмета: события, их виды, вероятность. Развивать умения решать задачи по теме, логическое мышление, математический кругозор. Воспитывать культуру письменной и устной математической речи.

Тип урока: урок -лекция с элементами практикума.

Ход урока

I. Организационный момент. Вводная беседа.

В повседневной жизни, в практической и научной деятельности часто наблюдаются те или иные явления, проводят определенные эксперименты. В процессе наблюдения или эксперимента приходится встречаться с некоторыми случайными событиями, то есть такими событиями, которые могут произойти или не произойти. Например, поражение мишени или промах при выстреле - случайные события. Выигрыш команды во встрече с соперником, поигрыш или ничейный результат - это тоже случайные события. Закономерности случайных событий изучает специальный раздел математики, который называется теорией вероятностей.

В нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов. И даже в газете читаем: вероятность долговременного прогноза погоды на неделю - 80%. Каждый из нас не отделен от окружающего мира глухой стеной, да и в своей жизни мы ежедневно сталкиваемся с вероятностными ситуациями. Проблема выбора наилучшего из нескольких вариантов решения, оценка степени риска и шансов на успех, представление о справедливости и несправедливости в играх и в реальных жизненных ситуациях - все это, несомненно, находится в сфере реальных интересов личности. Подготовку человека к таким проблемам во всем мире осуществляет школьный курс математики, и в частности ее раздел ''математическая статистика''. Что же изучает математическая статистика? Рассмотрим пример: Лампочка считается стандартной, если она горит не менее 1400 часов. Как проверить партию лампочек на стандартность? Что можно предположить и какие сделать выводы? Данные о времени "горения" каждой лампочки - статистические данные. Математическая статистика - это раздел математики, который изучает методы обработки и классификации статистических данных для получения научно - обоснованных выводов и принятия решений. В связи с тем, что статистические данные зависят от случайных факторов, математическая статистика тесно связана с теорией вероятностей, которая является ее теоретической основой. В наши дни результаты наблюдений используют для статистической оценки качества изготовляемой продукции и для управления качеством в процессе производства. И на производстве и в научных экспериментах очень важно бывает проверить, насколько неизменны условия наблюдения. Например, на технологической линии была изменена какая - то операция. Не сказалась ли эта замена на качестве продукции? Статистические гипотезы могут быть самыми разнообразными: сорт пшеницы А урожайнее сорта В, лекарство А не оказывает положительного воздействия на больных болезнью В.Статистика приводит к более общим зависимостям переменных, чем те, которые даются посредством функций. Например, изучается зависимость высоты сосен от их диаметра. Если мы начнем сравнивать эти характеристики, то найдем множество сосен одной и той же высоты, но разного диаметра или же одного диаметра, но разной высоты. Функциональной зависимости между высотой и диаметром нет, однако общая тенденция такова, что с увеличением высоты в среднем увеличивается и диаметр. Современная физика, химия, биология, демография, социология, лингвистика, философия, весь комплекс социально-экономических наук развиваются на вероятностно-статистической основе. Теория вероятностей есть математический анализ понятия случайного эксперимента. Событие и вероятность являются основными понятиями этой теории.

Еще первобытный вождь понимал, что у десятка охотников вероятность поразить копьем зверя гораздо больше, чем у одного. Поэтому о охотились тогда коллективно. Необоснованно было бы думать. Что такие древние полководцы, как Александр Македонский или Дмитрий Донской, готовясь к сражению, уповали только на доблесть и искусство воинов. Несомненно, они на основании наблюдений и опыта военного руководства умели как-то оценить вероятность своего возвращения со щитом или на щите, знали, когда принимать бой, когда уклониться от него. Они не были рабами случая, но вместе с тем они были еще очень далеки от теории вероятностей. Позднее, с опытом, человек все чаще и чаще стал взвешивать события, классифицировать их исходы как невозможные, возможные и достоверные. Он заметил, что случайность не так уж редко управляют объективные закономерности.

Зарождение теории вероятностей произошло в поисках ответа на вопрос: как часто наступает то или иное событие в большей серии испытаний со случайными исходами, которые происходят в одинаковых условиях?

Оценивая возможность наступления какого-либо события, мы часто говорим: "Это очень возможно", "Это непременно произойдет", "Это маловероятно", "Это никогда не случится". Купив лотерейный билет можно выиграть, а можно и не выиграть; завтра на уроке математике вас могут вызвать к доске, а могут и не вызвать; на очередных выборах правящая партия может победить, а может и не победить.

Все это примеры событий, которые при одних и тех же условиях могут произойти, а могут и не произойти.

II. Сообщение темы и целей урока

III. Изучение нового материала

- Определим виды событий.

Достоверное событие, которое происходит при каждом эксперименте (исходе).

Невозможное событие, которое никогда не может произойти.

Случайное событие, достоверность которого выясняется после эксперимента.

- Дадим определения и приведем примеры.

Каждое случайное событие - есть следствие действия очень многих случайных величин. (Сила, с которой брошена монета, форма монеты и многое другое). Невозможно учесть влияние на результат всех этих причин, так как число их велико и законы действия неизвестны. Теория вероятностей и не ставит перед собой задачу предсказать, произойдет единичное событие или нет - она просто не в силах это сделать. Если же речь идет о массовых однородных случайных событиях, то они подчиняются определенным закономерностям, а именно вероятностным закономерностям.

- Предметом теории вероятностей является изучение вероятностных закономерностей массовых однородных случайных событий.

Нельзя наперед определить результат одного бросания монеты, но можно предсказать, причем с небольшой погрешностью, число появлений "герба", если монета будет брошена достаточно большое количество раз.

В науке и на практике часто встречаются задачи, решая которые приходится составлять различные комбинации из конечного числа элементов и подсчитывать число комбинаций. Такие задачи получили название комбинаторных задач, а раздел математики, в котором рассматриваются подобные задачи, называют комбинаторикой. Слово "комбинаторика" происходит от латинского слова combinare, которое означает "соединять, сочетать".

Простейшими комбинациями, которые можно составить из элементов конечного множества, являются перестановки.

- Рассмотрим пример. Пусть имеются две (три, четыре, пять) книг. Как можно расставить эти книги на полке? Обозначим эти книги a,b (c,d,e), :

1 Ab,ba 2
2 Abc, acb, bac, bca, cab, cba 6
3 Abcd, abdc, acbd, acdb, adbc, adcb, bacd, badc, bcad, bcda,.. 24
4 Abcde, abced, abdce, abdec,:. 120

Сколько способов, как подсчитать?

1!= 1

2! = 1*2

3! =1*2*3 = 6

4! = 1*2*3*4 = 24

5! = 1*2*3*4*5 = 120

Напрашивается гипотеза: число перестановок n предметов, равно произведению первых n натуральных чисел. Рn = n! = 1*2*3*4*:*n

- Рассмотрим еще один пример. Семь букв разрезной азбуки А,А,Б,Б,К,У,Ш положены в мешок, откуда их вынимают наудачу и располагают одну за другой в порядке, в котором они появляются. В результате появляется слово БАБУШКА. Занумеруем А12, Б3, Б4, К5, У6, Ш7. карточки можно расположить по порядку 7! = 5040 способами. Слово БАБУШКА появится в четырех.

Б3А1Б4У6Ш7К5А2

Б3А2Б4У6Ш7К5А1

Б4А1Б4У6Ш7К5А2

Б4А2Б4У6Ш7К5А1

Говорят, что из общего числа случаев (5040) четыре случая благоприятствуют появлению интересующего нас события. Отношение числа благоприятствующих случаев к общему числу случаев называют вероятностью события. Р=. Вероятность эта очень мала и наше событие действительно "маловероятно".

- В чем практический смысл этой задачи? Если много раз повторить испытания с буквами, то примерно один раз на 1260 испытаний произойдет наше событие (само собою сложится слово БАБУШКА)

Аналогично можно рассчитать, что из четырех букв А,А,М,М слово МАМА будет складываться с вероятностью Р=.

Равновозможные случаи. Игральная кость - кубик, на гранях которого обозначено число очков от 1 до 6. выбросив 2 кости, можно получить сумму очков на верхних гранях от 2 до 12. Можно было бы думать, что в задаче имеется 11 возможных случаев и вероятность появления каждого из них равна 1/11. Но это не так. Почему? Опыт показывает, что сумма 7 появляется много чаще, чем сумма 12, т.к. 12 получается только как 6+6, а 7 многими способами:1+6=2+5=3+4=4+3=5+2=6+1=7 (1+6 и 6+1 различные возможности). В основу подсчета вероятностей здесь надо положить рассмотрение всех 36 случаев.

11 12 13 14 15 16
21 22 23 24 25 26
31 32 33 :    
41 42 43 :    
51 52 :      
61 :        

Все эти случаи равновозможны. При большом числе повторений эти 36 случаев появляются примерно одинаково часто.

Сумма 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Число благоприятствующих случаев 1 2 3 4 5 6 5 4 3 2 1
Вероятность 1/36 1/18 1/12 1/9 5/36 1/6 5/36 1/9 1/12 1/18 1/36

Какие же события называются равновозможными?

Равновозможными называются события, если есть основания считать, что ни одно из них не является более возможным, чем другое.

Приведите примеры. Появление герба и появление надписи при бросании монеты - равновозможные события. Появление того или иного числа очков при бросании игральной кости - равновозможные.

IV. Закрепление материала

Решим задачи:

1. У Ирины пять подруг: Вера, Зоя, Марина, Полина и Светлана. Она решила двух из них пригласить в кино. Укажите все возможные варианты выбора подруг. Сколько таких вариантов?

2.Сколькими способами можно расставить на полке 12 книг, из которых 5 книг - это сборники стихов, так, чтобы сборники стихов стояли рядом в произвольном порядке?

3. ученик записал в тетрадь произвольное двузначное число. Какова вероятность того, что сумма цифр этого числа окажется равной 6?

4.На полке стоит 12 книг, из которых 4 - это учебники. С полки наугад снимают 6 книг. Какова вероятность того, что 3 из них окажутся учебниками?

V. Подведение итогов.

  • Что узнали?
  • Что такое математическая статистика.
  • Что изучает теория вероятностей.
    • Виды событий.
    • Перестановки.
    • Вероятность.
    • Равновозможные события.

VI. Рефлексия

- Ответить на вопросы теста (тесты раздаются группам в печатном виде, учащиеся подчеркивают верные варианты ответа; используется мультимедийная презентация).

  1. Комбинаторика изучает: деятельность комбинатов бытового обслуживания, способы пошива комбинезонов, способы решения задач на различные комбинации объектов.
  2. Подсчитывая число маршрутов следования из пункта А в пункт В через пункт С, можно воспользоваться правилом: сложения, умножения, возведения в степень.
  3. Для вычисления количества всевозможных пар вашей группы необходимо знать формулы: сочетаний, сокращенного умножения, теорему Пифагора.
  4. 5! - это: сумма чисел от 1 до 5, квадрат числа 5, произведение натуральных чисел от 1 до 5 (вычислите).
  5. Количество способов занять очередь на экзамен n учащимися определяются: перестановкой, переэкзаменовкой, экзаменационной комиссией (как?).
  6. Комбинаторные задачи встречаются в профессиональной деятельности: парикмахера-визажиста, диспетчера автовокзала, завуча школы, экономиста, повара (добавьте свой пример)

- Спасибо за урок.