Портфолио ученика и класса

Разделы: Классное руководство


Портфолио ученика

Термин “портфолио” пришел в педагогику из политики и бизнеса: каждый знает понятие министерский портфель. Только в школе мы воспринимаем это слово в достаточно широком смысле слова: это способ фиксирования индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. В настоящий момент нет единой формы документации каждого школьника. При наличии портфолио намного легче было бы работать классному руководителю, если по каким-либо причинам происходит его смена. Так произошло в нашей школе. В сентябре 2009 года меня назначили классным руководителем 6 класса. В классе 27 человек, 27 разных характеров, 27 индивидуальностей. На первом родительском собрании мною было предложено создание накопительных папок достижений учащихся 6 класса. Это предложение поддержали родители, началась кропотливая, ежедневная работа классного руководителя и учащихся.

Цель создания портфолио учащихся: собрать личные достижения ученика, которые формируются лично и реально показывают его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за её пределами.

Основные задачи:

  • формирование и поддержка учебной мотивации учащихся;
  • организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений учащихся;
  • развитие навыков оценочной деятельности учащихся;
  • поощрение активности и самостоятельности обучающихся.

При работе с портфолио мы установили некоторый порядок работы. Учащиеся просмотрели дома все свои грамоты, дипломы прошлых школьных лет. Принесли, систематизировали по годам, вложили в папки. По мере проведения различных классных и внеклассных мероприятий папка достижений каждого пополнилась анкетами, опросами, диагностическими картами, конкурсными работами.

К концу учебного года классному руководителю остается только отследить индивидуальное развитие ученика, написать характеристику, вложить учебные достижения по итогам года. Родители на каждом родительском собрании знакомились с папками достижений своих детей.

По окончании учебного года, как оказалось, работа не закончилась, началась “горячая” летняя пора, ученики стали приносить грамоты за участие в различных мероприятиях, проводимых в рамках школьной площадки, дворовой площадки, спортивных соревнований.

Таким образом, совместными усилиями классного руководителя, учащихся и родителей мы можем продемонстрировать первые ростки в формировании своего “портфеля”.

Пока он состоит из таких разделов:

  1. титульный лист (приложение 1);
  2. анкетные данные учащегося (приложение 2а, , , );
  3. диагностика “Фотография класса” на начало и конец учебного года (приложение 3а, );
  4. ответы на различные опросники и анкеты (приложение 4);
  5. грамоты и дипломы (приложение 5);
  6. работы учащихся, представленные на различные конкурсы (приложение 6);
  7. документы, подтверждающие участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях (приложение 7);
  8. табель успеваемости за прошедший учебный год (приложение 8);
  9. характеристика учащегося (приложение 9);

Каждый элемент портфолио старались датировать, чтобы можно было проследить за динамикой развития.

По мере взросления учащиеся к окончанию основной или средней школы будут иметь солидный портфель, отражающий идею его создания “Возьмем в свои руки контроль за собственным обучением и развитием”.

На сегодняшний день папка достижений – портфолио - перспективная форма предоставления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, которая станет одной из составляющих образовательного рейтинга выпускника школы наряду с результатами итоговой аттестации.

Портфолио класса

В течение всего учебного года во время проведения различных мероприятий у меня под рукой был мой помощник - цифровой фотоаппарат. По мере накопления материала создавалась презентация всех школьных дел нашего класса. По результатам работы за каждую четверть родители знакомились с жизнедеятельностью нашего коллектива. К концу учебного года накопилось достаточно материала, который реально показывает разнообразные подходы в проведении различных мероприятий: экскурсии, трудовые десанты, спортивные мероприятия, учебная деятельность, классные и школьные мероприятия. Самое главное, наверно, включение всего класса в подготовку, разработку, проведение различных мероприятий.

Электронная презентация (приложение 10)

Любовь Александровна Волковская – учитель высшей квалификационной категории, участник районного конкурса “Лучший классный руководитель 2009 года”. Окончила Карагандинский государственный университет в 1988г. По окончанию работала инженером-физиком, в 1992г. перешла на педагогическую работу. Родилась в Казахстане, работала в Новосибирской области, сейчас на Кубани. Убеждена, что каждый ребенок – личность. Учащиеся принимают активное участие в различных мероприятиях: команда девочек “Барракуда” - участники VIII-й Международной Интернет - Олимпиады "ЭРУДИТЫ ПЛАНЕТЫ - 2009" (командный зачет), ученики 6 класса - участники международного конкурса “Гренадеры, вперед!”, ученица 10 класса – лауреат Фестиваля “Портфолио” педагогического университета “Первое сентября”.