Рассмотрим термины:
Адаптация (биол) – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.
Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальные адаптации.
В 2009 году в нашу школу пришло больше чем обычно новых учеников:
Таблица 1
Учащиеся первых классов | 62 |
Учащиеся 5 классов | 37 |
Вновь прибывшие | 70 |
Учащиеся поступившие в 8е профильные классы | 52 |
Среди учащихся 5-8 классов есть несколько детей которые не первый раз переходят из школы в школу. Выделяются из них четверо: которые учились в нашей школе в начальных классах и по различным причинам перешли в другие школы. Дезодаптивные проблемы у этих детей проявляются наиболее ярко и отчетливо. Дима 5 класс мальчик меняет вторую школу по семейным проблемам, молчун, закрытый, бросается в драку по любому даже незначительному поводу. Айтал одноклассник Димы 2-3 класс учился в деревне и жил у бабушки, которая не справилась с учебной помощью, мама мальчика работает в милиции и считает, что не успевает помогать сыну, исследить за ним. Но в 4 класс Айтал вернулся в нашу школу. У Айтала наблюдаются комплексы, из-за которых он попал под влияние одноклассника с дивиантным поведением. Время от времени он пытается вырваться из-под влияния, но при первой же неудаче все возвращается назад.
Лена 8 класс родители развелись, родственники с двух сторон не могут поделить детей. В результате Лена и ее брат меняют школу. Нынче осенью Лена вернулась из деревни, куда ее перевезли вместе с братом одна. Девочка очень переменилась, стала подозрительней и мрачной. Имеется попытка суицида.
Своеобразный рекорд по числу переходов из нашей школы в другие и обратно принадлежит Джулусу. За 7 лет он уходил из школы и возвращался 4 раза. При несомненно хорошем интеллекте мальчик учится посредственно, пробует различные социально неодобряемые формы поведения. Два раз токсиманил, ненормативная лексика может возникнуть в его речи свободно и в любой момент.
Адаптивные проблемы первых и пятых классов хорошо описаны в литературе. Вместе с тем источников которые говорили бы о адаптации в остальных классах не найдено.
Нами предпринята попытка выделить основные проблемы учащихся в силу каких либо причин перешедших в новую школу.
Исследователи адаптации выделяют три вида адаптированости человека к измененным условиям: психо-физиологическая, социально-психологическая и учебная.
1. Психо-физиологическая адаптация.
- Процесс освоения совокупности всех условий, необходимых в процессе обучения.
- Объективный показатель: степень утомляемости.
- Субъективный показатель: оценка самочувствия, условий обучения.
При рассмотрении данного вида адаптации нужно четко отграничивать самочувствие его ухудшение от врожденных или приобретенных хронических заболеваний. В литературе встречается цифры повышения количества болезней от первого класса к выпускным.
Мы провели анализ заболеваемости по классам в которых наиболее актуальны процессы адаптации. Первый и пятый классы а так же восьмые профильные классы.
Таблица 2
Заболеваемость учащихся (хронические заболевания)
1 классы | 5 классы | 8 классы | |
Нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие. | 26% | 19% | 35% |
Миопия и др. нарушения зрения | 11% | 19% | 27% |
Болезни органов дыхания | 15% | 32% | 17% |
Аллергии, дерматиты | 11% | 11% | 12% |
Болезни ЖКТ | 2% | 16% | 33% |
Заболевания нервной системы (энцелопатии, гиперкинезы) | 13% | 24% | 27% |
Нарушения сердечно-сосудистой системы | 11% | 24% | 35% |
Нарушение эндокринной системы | - | 5% | 12% |
Нарушения моче-выводящей сферы | 8% | 19% | 12% |
здоровые | 24% | 5% | 8% |
В литературных источниках, в том числе и в материалах по итогам федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания среднего образования выделяются увеличения количества заболевания костно-мышечной системы, нарушение зрения (нужно отметить, что выделяют в основном миопические нарушения, тогда как в нашем анализе есть дети с астигматизмом, различными хроническим конъюнктивитами и заболеваниями хрусталика), и болезни ЖКТ. Можно отметить большое количество заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем, а так же что является особенностью края с недостатками содержания йода заболевания эндокринной системы.
Каждая из перечисленных заболеваний в той или иной степени может влиять на школьную успешность и на вхождение в коллектив нового класса.
2. Социально-психологическая адаптация –
- Включение ученика в систему взаимоотношений коллектива школы и класса с их традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации ученик постоянно получает разностороннюю информацию о своем коллективе, его нормах, ценностях, о системе деловых и личностных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах.
- Объективный показатель: участие в жизни коллектива, социально-психологическая позиция в нем.
- Субъективный показатель: оценка отношений с классным коллективом, учителями.
Учащийся не адаптировался если:
- Нет интереса к внеучебной жизни класса, ребенок не имеет поручений, не участвует в праздниках, его с трудом можно дозваться на внеклассные и внешкольные мероприятия.
- Нет друзей в классе, в школе. После уроков идет домой один даже если по дороге с одноклассниками.
- Родители не знают имен одноклассников, учителей-предметников. Часто имен учителей предметников не знает и сам ребенок. О жизни школы родители узнают из разговоров с классным руководителем.
- Ребенок часто переспрашивает на уроке и во время классного часа. Самостоятельно не выполняет домашнее задание, какие-то внеурочные поручения. Не проявляет инициативу.
- Похудел, жалуется на головную боль.
Таблица 3
1 класс | 5 класс | 8 класс | |
Не имеет поручений классе | - | 10% | 15% |
Редко или неохотно участвует во внеклассных мероприятиях | 15-20% | 20% | 40% |
Идет домой один | - | 5% | 10% |
Похудел, жалуется на головную боль | 20% | 10% | 30-40% |
Мы задали вопрос пятиклассникам: Если бы ты мог выбирать то что бы выбрал?
3. Учебная адаптация –
выражается в определенном уровне овладения обще учебными умениями и навыками, в формировании некоторых необходимых качеств личности в развитии устойчивого положительного отношения к учению.
- Объективный показатель: соответствие личности требованиям к учащемуся.
- Субъективный показатель: отношение к учебе, к будущей профессии, оценка перспектив обучения.
Зачем нужно ходить в школу
Цели и задачи на адаптационный период для детей:
- принятия правил поведения и режима новой школы;
- принятие новичков в коллектив;
- поиск личностного смысла и мотивации учения;
- узнавание специфики мира юноши и девушки;
- организация процесса самопознания и доброжелательной конструктивной обратной связи.
Условно адаптационный период можно разделить на три этапа
- подготовительный, когда происходит и своевременное назначение классных руководителей, и проведение семинаров, продумывание открытых мероприятий, итоговых выступлений кружков, проведение экскурсий по школе. Январь-март предыдущего учебного года.
- собственно адаптационный период.
В зависимости от возраста адаптация может продолжаться: 1 класс от 6 до 8 месяцев, 5 класс 2-4 месяца, более старшие классы от 2 недель до 2 месяцев.
- постадаптационный период, когда происходит анализ результатов адаптационного периода, это и обсуждение, и оформление выставок, работ, стендов, а также аналитико-проектирование, где администрация определяет пути решения проблем и вопросов, возникших в процессе работы.
Нарушения адаптации выражаются в виде:
Реакции активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.
Реакции пассивного протеста. Ребенок редко отвечает на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным делам. У него преобладает подавленное настроение, страхи.
Таблица 4
Виды отклонений в поведении у учащихся о время периода адаптации (по опросам учителей предметников и классных руководителей)
1 класс | 5 класс | 8 класс | |
Отклонение в поведение | 30-40% | 25% | 45% |
Опаздывает | 5% | 15% | 35% |
Сквернословие | 5% | 40% | 40% |
Не выполняет домашнее задание | 7% | 20% | 35% |
Уход с урока | 0,5% | 5% | 10% |
Много пропусков | 1% | 25% | 40% |
Эмоциональные расстройства | 15% | 15% | 15% |
Изменчивость настроения | 30% | 45% | 55% |
адаптированность | 10-15% | 75-80% | 100% |
гиперактивность | 60-70% | 30-40% | 10% |
тревожность | 50% | 50% | 75% |
Причины трудностей в адаптационный период.
- Несформированность “внутренней позиции школьника”.
- Слабое развитие произвольности.
- Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.
- Подчиняться новым для него правилам школьной жизни.
- Общение с учителями.
- Принятие учебной задачи.
- Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.
- Отношение к себе.
- Завышенные требования со стороны родителей.
- Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.
- Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).
- Леворукие.
- Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Высокая степень адаптации.
Дети адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию.
Средняя степень адаптации.
Эти дети имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают небольшие трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям.
Низкая степень адаптации.
Социально-психологическая адаптация этих детей связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников
Факторы, способствующие адаптации учащихся:
1. Единство педагогических требований к оценке
учебного труда результатов личностного роста.
2. Скоординированная деятельность педколлектива:
- по формированию знаний и надпредметных умений.
- по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия).
- по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социально-экономический аспект.
- по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей.
3. Благоприятный психологический климат
(атмосфера) в классном коллективе.
4. Система дифференцированной и индивидуальной
работы учителей-предметников, классных
руководителей, психолога родителей компенсации
субъективных и объективных факторов,
препятствующих адаптации.
Признаки успешной адаптации:
- Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.
- Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
- У него появились друзья-одноклассники.
- Ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников.
Советы учителю и родителю на адаптационный период.
- Не сравнивайте достижения нового ученика с эталоном принятом в классе, а только с требованиями программы
- Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе
- Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности
- Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться
- Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. Особенно, ослабленным детям и детям с хроническими заболеваниями
- Если в классе новичок, узнайте о его здоровье
- Беседуя с новым учеников в период адаптации не зацикливайтесь только на успеваемости, интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе, к переезду.
- Самую большую помощь в адаптационный период учителю может оказать родитель.