Цели и задачи:
- Способствовать формированию умений анализировать и обобщать материал на основе знаний по истории России;
- Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории;
- Воспитывать уважение к истории Отечества и чувство патриотизма;
- Активизировать интерес к истории России на примере углубленного изучения исторических личностей и исторических фактов;
- Расширить кругозор учащихся по истории.
Правила игры:
- В игре принимают участие 4 человека, каждому из которых присваивается определённая цветовая гамма (жёлтый, зелёный, красный, синий цвет), которая присутствует на “колесе” – круге.
- Зал “разбивается” на 4 сектора (зелёный, жёлтый, красный, синий), которые отмечены воздушными шарами. Сектора помогают отвечать на вопросы своему игроку в трёх турах.
- Четвёртый тур участник играет самостоятельно (без помощи зала).
- В игре – 4 тура. Каждый тур содержит по два вопроса.
- Перед каждым туром происходит вращение “колеса” – круга. Если цвет стрелки на “колесе” совпал с цветом сектора на “колесе”, игрок данной цветовой гаммы автоматически получает 100 вёрст.
- За правильный ответ участники получают 100 вёрст.
- Отстающему игроку во время вращения “колеса” – круга задаётся дополнительный вопрос.
- В суперигре играет 1 участник, набравший наибольшее количество вёрст.
Оформление и оборудование:
- Колесо истории - вращающийся круг, состоящий из четырёх секторов разного цвета, с разноцветными четырёхсторонними стрелками (Приложение 1).
- Знаки отличия для игроков (разноцветные бантики).
- Разноцветные шары для обозначения секторов в зале.
- Плакат: 1 верста = 1,0668 км, 100 вёрст = 106,68 км.
- Доска магнитная или экран для показа презентации.
- Презентация.
- Сцена для показа исторических сюжетов
- Таблички с вёрстами.
- Фотографии памятников: “Священным Кириллу и Мефодию”, “Гражданину Минину и князю Пожарскому”, “Ивану Фёдорову”
- Фотографии политических деятелей: П.А.Столыпина, С.Ю.Витте, В.К.Плеве.
- Виды городов Москвы, Петербурга, Астрахани.
- Портреты князей: Святослава Игоревича, Владимира I, Олега.
- Иконы: “Троица”, “Георгий Победоносец”, “Гурий Никитин Вседержатель”.
- Карты: “Россия в XIX веке”; русско-японской, русско-турецкой, Первой мировой войн.
- Для каждого тура необходим свой реквизит.
Ход игры
Ведущий:
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Колесо истории мы повернём
И рассказывать начнём,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли
Учитель истории знакомит участников с правилами игры.
Ведущий: Итак, начинаем нашу игру. Прошу первого участника повернуть “колесо истории”.
I тур игры
1 сценка
“Разговор братьев Кирилла и Мефодия”.
Кирилл: Мне нужна твоя помощь, брат. Я
еду на север, к славянам. Буду их учить.
Мефодий: Но как же ты собираешься это
делать? Ведь нужны книги, а они написаны
по-гречески?
Кирилл: Я думал об этом и решил: надо составить славянскую азбуку. Там будут все буквы, какие нужны для нашего языка. Вот посмотри (протягивает брату пергамент). А теперь надо перевести с греческого языка как можно больше книг, чтобы было чего читать. Мне одному не справиться с этим трудным делом.
Мефодий: Конечно, я буду помогать тебе.
Пусть будут у славян свои книги.
Ведущий: Русь не забыла этих людей. В
Москве на Славянской площади возвышается
бронзовый памятник, отдающий честь
просветителям славян.
Что это за памятник? (Слайд 2)
- Скульптура В.М.Клыкова “Святым Кириллу и
Мефодию”.
- Памятник И.П.Мартоса “Гражданину Минину и князю
Пожарскому”.
- Памятник С.М.Волнухина “Ивану Фёдорову”.
2 сценка
“Сельский сход” (Слайд 3)
Землемер: Ну, кто на отруб решился?
1 крестьянин: Опять нас обманули!
2 крестьянин: Надо мужики, над этим подумать, а не торопиться. Господин землемер говорит, чтобы мы бегом спешили на отруба. Мы в селе жить привыкли, деды и прадеды наши по-старому жили и на отруба не просились!
Крестьяне: Не желаем!
Землемер: Что же вы, мужики, струсили?
Вам добра желают, а вы его не хотите?
Крестьяне (расходятся один за другим):
Нам бы землицы прибавили, а так – один обман!
Ведущий: Кто же в начале XX века, проводя
аграрную реформу, “желал добра” крестьянам,
выселяя их на хутора?
(Слайд 4)
- П.А.Столыпин;
- С.Ю. Витте;
- В.К.Плеве.
II тур игры
Ведущий задаёт вопрос отстающему игроку (игроку, у которого наименьшее количество вёрст): Этот город долгое время называли парадизмом (раем), построенным на костях. Что это за город?
- Москва;
- Петербург;
- Астрахань.
1 сценка
“Встреча художника И.Н.Никитина (1690-1742гг.) с Петром I”.
Ведущий: Иван Никитич Никитин учился живописи в Петербурге, 3 года проучился в Венеции и Флоренции и в 1719 году вернулся в Петербург, привезя с собой несколько своих картин. (Слайд 5)
Пётр I: Ну, Никитин, что же ты ещё писать
будешь?
Никитин: Ничего не буду писать,
государь.
Пётр I: Это отчего же?
Никитин: Пробовал продать хотя бы одну
картину, никто рубля не даёт.
Пётр I: М-да! Приходи-ка завтра на
ассамблею к Меншикову да принеси с собой всё, что
захочешь продать.
Ведущий: Что же такое ассамблея, куда
Пётр I пригласил художника Ивана Никитича
Никитина продавать свои картины?
- Вольное собрание для дворян, “знатных купцов” и главных мастеров, в которых должны были принимать участие и женщины. (Слайд 6)
- Высшее государственное учреждение России.
- Совет при царе близких к нему лиц законосовещательного характера.
2 сценка
“Совет бояр во главе со Святославом”.
Боярин: Ты, князь, чужой земли ищешь, а свою покинул.
Князь: Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там будет середина земли моей, туда стекаются из греческой земли – золото, ткани, кино и плоды, из Чехии и из Венгрии – серебро и кони, из Руси – меха и воск, мёд и рабы.
Ведущий: Какому князю не любо было сидеть в Киеве? Какой князь хотел перенести столицу из Киева в город Переяславец на Дунае? (Слайд 7)
- Князь Святослав Игоревич;
- Князь Владимир Святославович;
- Князь Олег.
III тур игры
Ведущий задаёт вопрос отстающему игроку: Одной из самых известных и почитаемых в нашей стране икон является икона, написанная в начале XV века Андреем Рублёвым. Данная икона воплотила мечту о совершенном мире, где будут царить согласие, любовь и дружба. Рублёв создал свой шедевр в память Сергия Радонежского, сторонника единого сильного государства. Перед вами несколько икон. О какой иконе сейчас шла речь? (Слайд 8)
- “Троица”;
- “Георгий Победоносец”;
- “Гурий Никитин Вседержатель”.
1 сценка
(И.А.Гончаров пишет письмо).
И.А.Гончаров: Вы, конечно, не удивляетесь, что я не говорю ни о каких встречах на дороге. Здесь никто не живёт… Даже птицы и те мимолётом здесь… Тоска сжимает сердце, когда проезжаешь эти немые пустыни.
Ведущий: В какой части России XIX века находились эти немые пустыни, от которых, по словам, Гончарова, сжимает сердце?
- Сибирь (Слайд 9);
- Средняя Азия;
- Закавказье.
2 сценка
Из романа Л.Н.Толстого “Воскресение”.
Судебный пристав (надевая пенсне): Что
же, господа, собрались все?
Купец: Все, кажется.
Судебный пристав (достав из кармана
лист): Вот проверим. Статский советник
И.М.Никифоров.
Никифоров (представительный господин):
Я.
Судебный пристав: Отставной полковник
Иван Семёнович Иванов.
Полковник (в отставном мундире): Я.
Судебный пристав: Купец второй гильдии
Пётр Баклашов.
Купец (улыбаясь во весь рот): Есть.
Судебный пристав: Гвардии поручик князь
Дмитрий Нехлюдов.
Нехлюдов: Я.
Судебный пристав: Капитан Юрий
Дмитриевич Данченко…Купец Григорий Ефимович
Кулешёв и т.д.
Судебный пристав (указывая на дверь):
Теперь, пожалуйста, господа, в залу.
Ведущий: Все тронулись в залу заседания,
пропуская друг друга.
Где и с какой целью собралась столь тесная компания? (Слайд 10)
- Члены Земской управы;
- Присяжные заседатели для участия в судебном заседании;
- Члены Государственного совета в период подготовки Крестьянской реформы.
IV тур игры
Ведущий задаёт вопрос отстающему игроку: Эта императрица обожала шутовские представления, охоту, прекрасно стреляла. За один из летних охотничьих сезонов она лишила жизни 9 оленей, 16 диких коз, 4 кабана, 1 волка. 347 зайцев, 608 уток, 16 чаек.
Как звали эту императрицу? (Слайд 11)
- Анна Иоанновна;
- Екатерина I;
- Елизавета Петровна.
1 сценка
Из пьесы А.Н.Островского “На всякого мудреца довольно простоты”.
Мамаев: Отчего нынче прислуга нехорошая?.. Прежде, бывало, я у своих подданных во всякую малость входил … Часа по 2 каждому наставления читал; …а он стоит перед тобой… одними вздохами, бывало, он у меня истомится… А нынче, после всего этого… Вы понимаете, после чего?
Глумов: Понимаю.
Крутицкий: Вот стоит стол на 4-х ножках, и
хорошо стоит, крепко?
Мамаев: Крепко.
Крутицкий: Дай попробую поставить его
вверх ногами. Ну, и поставили.
Мамаев (махнув рукой): Поставили.
Ведущий: О каком неприятном для них
событии в истории России говорят данные господа?
- Об отмене крепостного права (Слайд 12);
- О крестьянском восстании;
- О первой русской революции.
2 сценка
Из крестьянского быта.
Мать: Сынок, Павлуша, сходи в поле,
отнеси обед тятеньке!
Сын: матушка, я собирался с ребятами
рыбу ловить.
Мать: А рубаху праздничную надел1 Ах ты,
бездельник! Только бы гулять, да на балалайке
играть. Сымай рубаху, говорю. Иди в поле отцу
помогать.
Ведущий: Какие лишние предметы для
крестьянской одежды и быта вы увидели в данной
сценке?
- Галстук;
- Носки;
- Вилка;
- Свеча;
- Карманы.
Ведущий подводит итоги четырёх туров игры. Лидер выходит в суперигру. Остальных трёх членов игры просят пройти в зал и занять места рядом с болельщиками.
Суперигра
Основной вопрос суперигры.
Беседа политических деятелей.
Военный министр (Алексей Николаевич Куропаткин): Я вчера отправил государю свою записку об опасности настоящего положения во внешней политике России. Ведя наступательную политику…, мы будем иметь против себя весь мир. Эта война будет крайне непопулярна в России.
Министр финансов (Сергей Юльевич Витте): Я с вами, Алексей Николаевич, совершенно согласен. Из своей поездки по стране, я вынес твёрдое утверждение, что Россия к войне не готова. В период проведения в стране реформ нужна не военная, а экономическая экспансия.
Министр внутренних дел (Вячеслав Константинович Плеве): Господа! Вы внутреннего положения России не знаете. Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война.
Ведущий: И война началась. Что это была за война?
- Русско-японская война 1904-1905гг. (Слайд 13)
- Первая мировая война 1914-1918гг.
- Русско-турецкая война 1877-1878гг.
Ведущий: Чтобы набрать в финале большее количество вёрст, вы можете ответить на три дополнительных вопроса.
Дополнительные вопросы лидеру игры
1. XVIII век. Даже в домах рядовых горожан в этот период времени стены в домах стали украшать шполерами. Что такое шполеры?
- Клеёнка;
- Обои;
- Специальный рисунок (узор) на стене – молдинг.
2. А теперь перенесёмся в послереволюционную Россию. После революции 1917г. люди хотели в именах своих детей отразить эпоху. Поэтому в 20 – 30-х годах появилось много новых имён. Например: Владлен и Нинель (В.И.Ленин); Ким (Коммунистический интернационал молодёжи); Лашмивара (лагерь Шмидта в Арктике) и другие. Перед вами несколько имён того периода времени. Из этих имён нужно выбрать имя, в котором отражались главные события нового советского государства (Слайд 14)
- Ор (Октябрьская революция);
- Рэм (революция, электрификация, мир);
- Чельнальдина (Челюскинцы на льдине);
- Персострат (первый советский стратостат).
3. В 1565г. царь Иван Грозный для того, чтобы укрепить свою власть над боярами вводит опричнину. Многие земли Руси подверглись разгрому опричного войска. Перед вами так предметы, часть из которых или иначе относилась к опричнине. Какие из этих предметов вы бы отнесли к данному периоду истории? (Слайд 15)
- Голова собаки;
- Метла;
- Одеяние монаха;
- Грамота посадским людям столицы.
В заключение игры подводятся итоги, награждаются участники и победитель.
Литература:
1. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов “История России с древнейших времён до конца XVII века”, Москва, “Просвещение”, 2004г.
2. В.И.Буганов, П.И.Зырянов “История России. Конец XVII – XIX век”, Москва, “Просвещение”, 2004г.
3. В.С.Антонов, М.Б.Огнянов, Н.И.Пирумова “Книга для чтения по истории СССР. XIX век.”, Москва, “Просвещение”, 1989г.
4. Л.М.Ляшенко. Дидактические материалы “История России. XIX век”, Москва, “Дрофа”,2000г.
5. Пьеса А.Н.Островского “На всякого мудреца довольно простоты”.
6. Роман Л.Н.Толстого “Воскресение”.