Оборудование: картинка с изображением комара или бумажный комарик на ниточке, картинки символы для характеристики звука [3]; мешочек с предметами, в названии которых слышится звук [З] “чудесный мешочек”, крупа (кукуруза или фасоль) для выкладывания буквы 3; индивидуальные футляры с символами звуков для звукового анализа, сигнальчики.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Психогимнастика “Комар”
Дети встают в полукруг, педагог поднимает над ними комарика на ниточке и произносит: З-з-з-з.
- Скажите, ребята, с каким звуком прилетел к нам комарик?
Покажите, как меняется выражение вашего лица, когда назойливый комарик к нам пристает, когда мы “боимся комара”, “когда комар нас укусил”, когда “мы не боимся комара”.
II. Вводная часть.
Изолированное произношение, артикуляции звука [З] и его характеристика
- Давайте еще раз произнесем все вместе звук
“назойливого комарика”: З-З-З
- Когда мы его произносим, что делают наши губы,
зубы. язык, воздушная струйка?
- Если воздушная струйка встречает препятствие,
значит этот звук какой? (это согласный звук)
- Работает ли “голосовой моторчик”, когда этот
звук произносите? Какой это согласный звук? (это
согласный звонкий звук)
- Есть ли у этого звука “мягкий братец”? (есть
мягкий звук [З'])
III. Основная часть.
1. Работа над звуками [З] и [З'] в слогах.
Игра “Повтори правильно”
I. Вариант: Дети делятся на две команды, одна команда повторяет по три раза слоги с твердым звуком[З], а вторая с мягким [З']
Педагог | 1 команда | Педагог | 2 команда |
За | За-за-за | Зя | Зя-зя-зя |
Зу | Зу-зу-зу | Зю | Зю-зю-зю |
Зы | Зы-зы-зы | Зи | Зи-зи-зи |
Зо | Зо-зо-зо | Зе | Зё-зё-зё |
II. Вариант: Педагог предлагает детям слоговой ряд и показывает картинку с символом, какой либо эмоции
Педагог | Дети повторяют |
За-зы-зо | Весело |
Зу-зэ-за | Грустно |
Зе-зи-зя | Зло |
Зю-зе-зё | Удовлетворенно |
2. Работа над звуками [З]и [З'] в словах.
Игра “Придумай слово на звук [З]”
Педагог читает текс, останавливаясь в тех местах, где необходимо договорить слово на звук [З].
“Зина утром встала, постель ...(заправила), сделала... (зарядку), почистила… (зубы). Паста, которой она чистила, называется ...(зубная). Зина причесалась, косички (заплела), бант... (завязала) и пошла па кухню ... (завтракать).
Физкультурная минутка.
Скок – поскок, скок-поскок (подпрыгиваем)
Зайка прыгнул на пенек (подпрыгнули на двух ногах)
Зайцу холодно сидеть (обхватили себя двумя руками)
Нужно лапочки погреть, (потереть руки)
Лапки вверх, лапки вниз (поднимаем и опускаем руки)
На носочках подтянись (подняться на носочках и потянуть руки вверх)
Лапки ставим на бочок, (руки на поясе)
На носочках скок-поскок, (прыжки, на носочках меняя ноги)
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки. (приседаем)
Упражнение “Определение мести звука в слове” Игра “Чудесный мешочек”.
Педагог предлагает детям “чудесный мешочек”, в котором находятся предметы со звуками [З] или [З'] в названиях. Дети подходят к педагогу по одному, достают предмет. Называют его и определяют какой звук слышится в слове: твердый или мягкий и где он слышится в начале, середине, в конце слова.
Упражнение на формирование правильного фонематического представления. Игра “Какое слово звучит правильно?”
Педагог раздает детям сигнальчики и просит слушать внимательно слова, которые она будет зачитывать. Если слово звучит неверно, дети поднимают красный сигнальчик, правильно синий.
Слово для упражнения: зайка.
Зайка – зайка – зайка – зыйка – зака – зайка.
Зайка – сайка – шайка – зайка – жайка.
Закрепление звука [З] в предложениях Игра “Незнайкины предложения”.
Педагог просит помочь исправить предложения, которые составил Незнайка:
Зоя телефон позвонит.
Розы ваза поставили в зеленая.
У зубы зайка заболел.
Коза зеленая глаза.
Работа с буквой З.
Выкладывание буквы из крупы (дети берут крупы и выкладывают букву З).
Игра “Собери слова”.
(На доске зарисована схема).
Педагог просит детей собрать и записать на листках все возможные слова с буквой З (зубы, зонты, тазы).
- Разделить слова на слоги.
- Изменить эти слова так, чтобы каждое из них
имело по одному слогу.
- Изменить теперь так, чтобы в этих словах
появилось три слога.
- Выложите звуковые схемы этих слов.
Дифференциация звуков [З] - [С].
- Какой звук очень похож на звук [З] по произношению? Что у них общего? В чем различия?
Игра “В слове слог договори, будь внимательным”, смотри!”
Педагог предлагает детям добавлять либо слог зы, либо слог сы к началу слов которые будут произноситься:
Та... (зы), ко... (сы). или (зы), но... (сы), ва.. (зы), бу... (сы), ча... (сы), бере... (зы), колба... (сы), рель... (сы), арбу... (зы), гро... (зы).
Игра “Подскажи словечко”.
Педагог просит подсказать подходящее для стихотворения слово:
Распустились утром розы.
На цветах сверкают... (росы) (повторяют все двустишие вместе)
Щиплет травушку коза
Косит травушку ... (коса)
На столе лежала сайка
А по лесу бегал... (зайка)
Лиза пробовала суп
Заболел у Лизы… (зуб)
IV. Подведение итога занятия.