Большинство российских школ испытывает сегодня немало трудностей при обучении иностранному языку. Не имея возможности использовать полученные знания по иностранному языку вне класса , учащиеся теряют интерес к его изучению. Поэтому я считаю, что применение новых обучающих технологий ( в частности , метод проектов ) в учебно – воспитательном процессе можно и в начальной школе. Это способствует не только развитию коммуникативных способностей личности школьника, но и обогащению знаний по предмету, создаёт максимально благоприятные условия для развития и проявления способностей ребёнка.
Спектр проектной деятельности разнообразен. Он включает в себя подготовку и проведение викторин, опросов, экскурсий, учебных спектаклей, концертов, интервью и т.д. Конечным результатом может быть доклад или реферат, стенгазеты, буклеты, графики , карты , компьютерные презентации и т.д.
Рис. №1
Например: учащиеся 3 класса знакомятся с праздником “Пасха” на интегрированных уроках немецкий язык + технология ; выполняют проектную работу: “Пасхальный заяц”.
Вид проектов всегда ориентирован на личность учащегося. Для успешной работы над проектом необходимо учитывать интересы учащихся, их собственный жизненный опыт. Форма представления проектов также выбирается с учётом предпочтений , интересов и способностей участников проекта.
Рис. №2
Рис. №3
Над проектом я начинала работу с 3 класса, когда дети в процессе обучения ещё не приобрели ряд навыков и умений, но обладают более или менее достаточным лексическим запасом.
Технология работы над проектом отвечает общим принципам проектной методики. В проектах доминирует творческо-информационная направленность, т.к. они имеют целью сбор информации по какой-либо теме, затем ознакомление с этой информацией (стенгазета, реферат и т.п.) аудиторией, т.е. приглашаем учащихся других классов.
Так в 7-х классах проводился игровой урок-проект по теме “Путешествие по Германии”. При подготовке проекта я нацеливала учащихся на поиск материалов о городах, природе, истории и культуры Германии, что в значительной степени усиливает воспитательный потенциал предмета. Ребята же выбирали для себя тему и разрабатывали её.
Рис. №4
Цели урока:
Познавательный аспект:
Увеличение знаний о культуре Германии; знакомство с достопримечательностями Берлина, Лейпцига, Дрездена, Кёльна и т.д.
Развивающий аспект:
Развитие творческих особенностей учащихся, способности логически излагать;
Воспитательный аспект:
Уважение и интерес к стране изучаемого языка;
Учебный аспект:
Развитие речевых умений.
Учащиеся работали над монопроектом. Вначале учащийся выбирал и сообщал на уроке тему проекта, затем ученик обосновывал мотивы выбора конкретного проекта. Ученик подчёркивает актуальность темы проекта для расширения познавательного и образовательного уровня учащихся младших классов, ещё не приступивших к изучению этой темы и т.д.Например изготовление гербов Федеральных земель Германии.
В 2004-2005 уч. Году на презентации мини-проектов шестиклассников присутствовали учащиеся 5-8 классов.
Участники были одеты в костюмы цветов. Защита проекта проходила в виде урока-праздника. Каждый ученик представил букет из любимых цветов , рассказал сказку, легенду об этих цветах; были представлены интересные работы-поделки из овощей и т.д.; ребята рассказывали об овощах, о том, как их выращивали на пришкольном участке и т.д. Ребята зачитывали рассказы-загадки.
Практический выход проекта – выступление на общешкольном празднике “Осенние посиделки”.
Ко Дню Победы учащиеся 11 класса готовили проект. Этот урок у них шёл зачётным. В течении 2-х месяцев учащиеся собирали материал, посвящённый героям-победителям. Каждый выбрал для себя отдельную тему , в результате работы в школе остался большой наглядный материал --- это и газетный материал о А. Гайдаре, о памятниках советским воинам в Германии и России, об истории песен военных лет, о героях Брестской крепости, фронтовых корреспондентах, о концентрационных лагерях и о Дне Победы в мае 1945 году. Было представлено много рисунков на тему войны (уч-ся Иманалиев Б, Давлетов Д.), лучшие из них вошли в проект. Часть материала, посвящённая героям села Пигари, которую готовили учащиеся 7-9 классов, находится в стадии доработки.
Ребята собрали большой материал о героях села: это их родные о которых знали они очень мало, но в результате поисковой работы могут много рассказать о жизни ветеранов.
Рис. №5
Большую роль играет использование проектной методики в начальных классах. В качестве долгосрочного проекта выступает подготовка к празднику “ Unser Schulfest”.
Так как в настоящее время немецкий язык преподаётся не только с 5 го, но и со 2-го класса , то для претворения этого проекта в жизнь , решила привлечь учащихся со 2 по 6 класс. Основная задача проекта – подготовить выступления учащихся на немецком языке:
- Чтение наизусть рифмовок, считалок;
- Исполнение песенок, сопровождаемое движениями под музыку; (рис№7)
- Разыгрывание сценок, диалогов. (рис№6)
- “Конкурс эрудитов” – Проектная работа на немецком языке учащихся 10 класса.
Рис. №6
Рис. №7
Это предполагает сочетание работы на немецком языке с эстетической и трудовой деятельностью. Ориентация на праздник, как итоговое мероприятие, мотивирует учащихся, развивает инициативу, творчество.
Проектная деятельность, в частности уроки-праздники способствуют прочному усвоению изучаемого материала, развивают личностные качества учащихся; тренируют ум, память, внимание, воспитывает коллективизм, ответственность каждого ученика перед своими товарищами.
Работая над проектами, школьники учатся самостоятельно добывать информацию, пользоваться различными источниками. Совместная работа сплачивает коллектив, растёт взаимопонимание. Каждый школьник старается довести начатое им дело до конца , чтобы показать результат своего труда.
Обучая детей необходимо их воспитывать. Успешной работе в этом направлении способствует использование краеведческого материала. Так изучая тему “Umweltschutz” (защита природа) в 7 классе мы работали над проектом “Helft beim Umweltschutz ”.
В 2008-2009 уч .году ребята 8 класса работали над проектом “Unser Dorf”. Эта тема для проекта была выбрана не случайно: в 2008 году селу исполнилось 135 ле , библиотеке села – 80 лет, Дому культуры – 40 лет.
Рис. №8
Проектная методика развивает у учащихся самостоятельность, творчество ,активность. Ребята с удовольствием принимают участие в подготовке очередного проекта , где раскрываются их способности, где каждому находится дело по душе.
Учащиеся разделились на группы по интересам, сыграла роль и личная приязнь и успехи в изучении иностранного языка, способности к чему либо. Тяжело даётся ученику язык , но он прекрасно рисует и является полноправным членом группы. При работе над проектом уч-ся используют словари. Энциклопедии и т.д., но при работе
над этим проектом материал пришлось собирать самим, взять интервью у работников почты и клуба, побывать в детском саду , посетить ФАП и т. д. Каждая группа разрабатывала вопросы для своего интервью. Всю полученную информацию обрабатывали, переводили на немецкий язык; получались интересные рассказы, богатые краеведческим материалом.
Рис. №9
Рис. №10
Я старалась планировать свою работу так , чтобы прослеживалась преемственность использования лексики , чтобы работа шла от простого к сложному, при этом учитывала языковые возможности класса.
В этом году ученики 11 класса сделали свои проекты в виде компьютерных презентаций. Тема презентаций этого года было “страноведение”. Так Вика Шевченко представила проект “ Die Hauptstadt Deutschlands - Berlin” (Приложение №1)
Учащиеся 10 класса (класс маленький, всего 8 человек) работали над проектом “Конкурс эрудитов”. Ребята подготовили ряд конкурсов, викторину, в которой участвовало 2 команды 5 и 6 классов. Была проведена большая подготовительная работа: ребята приготовили эмблемы, репетировали приветствие, рисовали газету- приглашение, придумывали игры.
Учащиеся 4 – 5 классов принимают активное участие в жизни школы, подвижные и любознательные они внесли свой вклад в проект 10 класс “Брей – Ринг”. Чтобы сделать игру привлекательной и зрелищной, решили сделать в игре 2 перерыва для выступления уч-ся 4 и 5 классов с инсценировками сказок, в это время жюри подсчитывало очки.
Рис. № 11
Я рассказала только о маленькой части проектов, сделанных учащимися на уроках и во время внеурочной деятельности.
Работа над проектами в зависимости от сложности занимает от 2 недель до 1-2 месяцев.
Защита каждого проекта сопровождается демонстрацией наглядных средств – это и красочные плакаты стенды, компьютерные презентации, декорации для сценок и т.д.