Урок обучения грамоте

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  1. Учить находить и различать в словах согласные звуки [Й'], [Л], [Л'], [Н], [Н'], [М], [М'], [Р], [Р'], составлять слова с этими звуками.
  2. Развивать фонематический слух, речь.
  3. Воспитывать организованность, интерес к урокам чтения.

Ход урока

I. Организационный момент.

На какие 2 группы делятся все звуки? (гласные и согласные)

Сегодня мы познакомимся с рядом звуков, а с какими вы узнаете в ходе урока.

II. Новый материал.

<Приложение 1>

1. Знакомство со звуками [Й'], [Л], [Л'], [Н], [Н'], [М], [М'], [Р], [Р']

а) Что изображено на рисунках? (ложка, лыжи и лиса)

<Рисунок1>

<Рисунок2>

<Рисунок3>

- Назови одинаковый звук в словах? ([Л], [Л'])
- Одинакова ли звучат первые звуки в словах?
- Дайте ему характеристику. (согласный) Почему? (встречают преграду, мешают зубы)
- Какова позиция его в словах лыжи и ложка? ([Л] — твердый, т. к. следуют за ним гласные О и Ы, которые указывают на твердость предыдущего согласного звука)
- А в слове лиса? ([Л'] — мягкий, т. к. после него идет гласный И, который указывает на мягкость предыдущего согласного звука)

Игра (на доске картинки с животными, учитель печатает под каждой картинкой название животного: заяц, ёж, лошадь, лось, коза, волк, белка)

<Рисунок4>

Цель игры: видеть и слышать звук [Л] в словах.

Условие игры: в домик надо поселить животных (выше перечисленных, но под одну крышу могут попасть только животные, в названиях которых есть звук [Л]).

- А какой буквой обозначены эти звуки [Л], [Л']? (эль)

б) Доскажите слово. Послушайте.

В подполье, в каморке,
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?

(Мышка)

- Назовите слово, противоположное по смыслу слову война (мир)
- Назовите одинаковый звук в словах. ([М], [М']). Дайте ему характеристику. (согласный) Почему? (встречают преграду, мешают губы)
- Какую позицию этот звук занимает в первом слове? ([М] — твердый). А почему?
- А во втором слове? ([М'] — мягкий). А почему?

Итак, выделили еще 2 звука [М], [М'].

в) Доскажите слово:

Кто один имеет рог?
Отгадайте!

(Носорог)

<Рисунок5>

- Ребята, а что здесь на картинке изображено? (нитки)

<Рисунок6>

- Найдите в словах одинаковый звук? ([Н], [Н'])
- Дайте ему характеристику. Почему так считаете? (преграда — зубы)
- В какие позиции стоит этот звук в первом слове? ([Н] — твердый ) А почему?
- А во втором слове? (нитки - [Н'] — мягкий ) Почему?

г) Найди одинаковый звук в словах. (на картинках роза, рис)

<Рисунок7>

<Рисунок8>

- Дайте ему характеристику. (согласный, преграда — язык)
- В какой позиции стоит знакомый звук в первом слове? ([Р] — твердый, т. к. за ним идет гласный О, который указывает на твердость предыдущего согласного звука)
- А во втором слове, слове рис? ([Р'] — мягкий, т. к. за ним следует гласный И, который указывает на мягкость предыдущего согласного звука)

д) Отгадайте загадку:

Я черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в древесине,
Я с острым ножиком дружу
И что хочу изображу.

(Карандаш)

<Рисунок9>

- А какого цвета в загадке карандаши? (черный, красный, желтый, синий)
- Выделите последний звук в названиях цветов карандашей? ([Й'])
- Дайте ему характеристику. (согласный)
- Какую позицию занимает? (всегда мягкий)
- Где чаще всего встречается? (в конце слова.) И очень редко в начале и середине слова. (йога, йод, Нью-Йорк)

Вывод: звук [Й'] – всегда мягкий, в словах нам будет встречаться не очень часто.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, а как вы считаете, для чего мы находили одинаковые звуки в словах? (мы будем сегодня с ними знакомиться)

3. Работа по “Букварю”.

- Чему мы будем учиться на уроке? (знакомиться со звуками [Й'], [Л], [Л'], [Н], [Н'], [М], [М'], [Р], [Р'])

А на письме какими буквами будут обозначены эти звуки? (буквами Йй, Лл, Мм, Нн, Рр)

Вывод: Дайте характеристику еще раз изученным звукам. Пропечатайте в букваре эти буквы.

4. Прочтите загадку в “Букваре” (стр. 25)

Как вы считаете, о чем у нас пойдет сейчас речь? (о грибах)

Какие грибы вы знаете?

Что вы знаете о грибах? (они бывают съедобные и несъедобные)

Физкультминутка.

Дети имитируют движения грибника. Кладут грибы в кузовок.

Гриша шел шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок, два – грибок,
Три – грибок.
Положил их в кузовок.

Рассказ учителя о царстве грибов.

<Приложение 2>

То, что обычно мы называем грибом, - это его плод. Как яблоко у яблони. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых нитей — грибнице. Когда бывает много тепла и влаги, на грибницах вырастают плоды — грибы. Поэтому осторожно их срезайте, не повредите грибницу.

Казалось бы, ну что такое гриб! Ребенок сожмет его, и нет гриба. Но бывали случаи, когда нежные шляпки грибов пробивали асфальт.

Знаешь ли ты, что дрожжи, которые делают хлеб пышным и вкусным, - тоже грибы. Есть кефирный гриб и гриб для изготовления сыра. Можно пить и настой из чайного гриба, который живет в воде.

Рассмотрите рисунок в “Букваре”. Какие лежат грибы в корзинке? (…)

Давайте подберем к схемам название грибов.

Какие знакомые звуки вы найдете в каждом названии гриба, дайте им характеристику. Какой он по счету звук? Закрасьте в схемах твердый согласный — синим цветом, мягкий согласный — зеленым цветом, а гласный — красным.

5. Работа над многозначностью слова – лисички.

6. Работа с цветными карандашами.

Сделай рисунки одинаковыми.

Что за гриб? (мухомор)

Как должен выглядеть гриб? Опишите (красная шляпка с белыми округлыми крапинками, кольцо на ножке, белый цвет пластинок шляпки и несколько колец в основании гриба).

III. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?
- Что было особенно интересным?

IV. Домашнее задание: угадайте слова, используя напечатанные слоги.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА

<Рисунок10>

Рыжик — не только один из самых ценных, но и очень красивый гриб: с темными кругами на огненно-рыжей шляпке, обычно слегка присыпанной хвоей. Рыжик солят и маринуют. Его едят и в сыром виде.

<Рисунок11>

Лисички. Лисички-сестрички – так иногда называют этот гриб. Лисичкой за ярко-рыжую окраску, заставляющую вспомнить меховой наряд лисы. “Сестричкой” - за то, что эти грибы никогда не встретишь поодиночке. Всегда в меховом ковре скрывается целая их семейка. Этот гриб никогда не бывает червивых, т. к. всех насекомых отпугивает яркая окраска гриба.

<Рисунок12>

Белый гриб. Во всех лесах растут белые “короли”. Но больше их бывает там, где есть черника, брусника, муравейники, мухоморы. Белые грибы растут семьями. Найдешь гриб, не беги, пройди во круг и ты обязательно найдешь еще один или несколько боровичков. Чтобы сохранить грибницу, срезайте боровик ножом и засыпайте остаток ножки землей. Этим вы обеспечите последующие урожаи, которые могут повторяться по несколько раз за сезон.

<Рисунок13>

Мухомор – это гриб ядовитый. Но в тоже время с виду он очень красив. Яркий, с белыми крапинками по красному полю, он украшает лес. Во впадине шляпок старых мухоморов иногда скапливается дождевая влага. Насекомые, в том числе и мухи, утоляют жажду из шляпки мухомора, они погибают и падают замертво возле гриба. Отсюда — и его название “мухомор”.

<Рисунок14>

Подосиновик. Про какой гриб этот стих?

Этот гриб — любимый мой.
Очень стройный и прямой.
Поглядите, как горит
Шапка ярким пламенем!
На поляне он стоит,
Как солдат под знаменем.

Почему у него такое название?

<Рисунок15>

Подберезовик.

Что за гриб? Почему у него такое название?

<Рисунок16>

Опенок. Почти все шляпочные грибы, даже бледная поганка (ядовитый гриб) лесу приносят пользу, заботливо опекают деревья и “дружат” с ними). А вот опенок – настоящий захватчик. С пней, где они росли, он то и дело устраивает “набеги” на соседние живые деревья, дотягиваясь до них черными шнурами своей грибницы. Плохо придется дереву, до которого дотянулся опенок. Медленно, но верно он разрушает древесину, отравит растение своими соками и в конце концов убьет. Там, где лес, сплошь зарос опятами, такой лес очень ослаблен и тяжело болен.

А почему у него такое название?

<Рисунок17>

Бледная поганка — самый коварный ядовитый гриб. Человек, съевший бледную поганку первоначально чувствует себя вполне хорошо. Проходит час, два часа, двенадцать часов, иногда — сутки после рокового обеда, а человек все еще ничего не замечает. Наконец, появляются первые признаки отравления — головная боль, жажда, слабость. Яд бледной поганки не разрушается ни при кипячении, ни при жаренье. Единственный способ избежать отравления — хорошо распознавать его. Его отличительные признаки — кольцо на ножке, “чашечки” в её основании, белый цвет пластинок шляпки.