Введение
Здоровье человека – это не все,
Но все без здоровья – ничто.
Сократ.
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Здоровье человека зависит от многих факторов и один из них – физическое развитие.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. С учетом социальной сущности человека здоровье определяет и как “жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды”. К этому еще следует добавить, что максимальный диапазон приспособления человека с определенной наследственностью может быть значительно расширен благодаря систематическим физическим упражнениям, закаливанию и другим оздоровительным мероприятиям. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно.
За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Главным пороком XXI века становятся накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.
По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат такой активности большой пользы не дает. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает и телевидение. Сегодняшний теледень средне-статического ребенка – это 2-3 часа в неподвижности у телеэкрана, усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия и т.д. Если ко всему выше сказанному добавить уличный шум, громкую музыку, наушники, которые многие не снимают длительное время, сотовые телефоны – это приводит к различного рода опасным симптомам и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте. У таких детей появляются проблемы личностного плана.
Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.
1. Общее понятие об осанке.
Осанка – это превратившаяся в привычку манера держать свое тело. Правильная осанка придает человеку красивый внешний вид и создает лучшие условия для развития и деятельности всего организма.
Формирование правильной осанки-сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку.
Осанка зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса, грудной клетки. При неправильной осанке голова слегка наклоняется вперед, спина сутуловата, грудь впалая, живот выпячен вперед.
Форма позвоночного столба (лордоз и кифоз), положение плеч и лопаток имеют решающее значение для оценки осанки, на что необходимо обращать особое внимание. При нормальной осанке физиологические изгибы позвоночного столба выражены хорошо и равномерно, но нередко встречаются случаи, когда изгибы чрезмерно увеличены (патологические кифоз и лордоз) или сглажены (плоская спина).
2. Разновидности осанки.
Вялая осанка: грудь впалая, плечи сведены вперед, голова слегка опущена, лопатки выступают назад, живот дряблый. Вялая осанка является как бы стимулятором для более выраженных нарушений, из которых чаще других встречается сутулая, или круглая спина. Если раньше такая спина была уделом пожилых людей, то сейчас ее можно увидеть у молодежи и даже у детей. Мышцы сутулой спины напряжены в растянутом состоянии, мышцы передней поверхности туловища – в укороченном и расслабленном.
Кровообращение и тех и других мышц плохое.
Кругло-вогнутая спина: к предыдущим нарушениям добавляется чрезмерно выраженный поясничный изгиб, живот при этом выпячивается, его мышцы растягиваются.
И наоборот, бывает плоская спина, когда изгибы позвоночника очень слабо выражены. Обычно такие люди производят впечатление людей с хорошей осанкой. Более того, детей с такой спиной ставят в пример сверстникам, и напрасно: слабо выраженные изгибы позвоночника не позволяют ему выполнять амортизационную функцию. Ударная волна при беге, прыжках, соскоках и даже быстрой ходьбе не гасится изгибами позвоночника. Кроме того, отсутствие изгибов - это признак слабо развитых мышц позвоночника. В результате увеличенные нагрузки при слабых мышцах в дальнейшем приводят к болям в спине, боковым искривлением позвоночника и развитию остеохондроза.
Боковые искривления позвоночника: их часто путают со сколиозами. Такие нарушения осанки – результат больших нагрузок на одну сторону тела или вредных привычек: ношение тяжестей в одной руке, работа одной рукой при слабых мышцах туловища, привычка стоять на одной ноге, сидеть с боковым наклоном туловища (положив одну руку на стол и свесив другую или подложив ногу под одну ягодицу) и т.д.
Искривление позвоночника – одно из наиболее заметных невооруженным глазом проявлений сколиотической болезни. Причем главная опасность таится не в боковом искривлении, так называемой торсии – вращении позвоночника вокруг вертикальной оси. Если отсутствует торсия – отсутствует и сколиоз. Поскольку позвоночник и грудная клетка – единый жесткий каркас, вращение позвоночника влечет за собой вращение ребер. При прогрессирующих сколиозах торсия может развиваться быстро, приводя к грубой деформации позвоночника и грудной клетки, так называемому кифосколиозу ( реберному горбу). Непрогрессирующий сколиоз может остановиться на I- II степени, когда искривления позвоночника при хорошей осанке незаметны даже под одеждой. Отсюда наиважнейшая задача для всех, кто имеет отношение к лечению ребенка со сколиозом, - знать, как определить, сколиоз прогрессирующий или непрогрессирующий. Для этого минимум раз в полгода ребенок должен обследоваться у детского ортопеда или врача ЛФК. Особенно опасен период полового созревания, когда гормональные изменения могут привести к бурному прогрессированию сколиоза. За несколько месяцев может развиться кифосколиоз.
В последние годы физическое развитие детей настолько ухудшилось, что появилось новое понятие – “функциональная нестабильность позвоночника”.
В положении лежа позвоночник выпрямляется, но мышцы спины настолько слабы, что не могут удержать позвоночник выпрямленным в положении стоя.
Крыловидные лопатки: лопатка, как крылышки, выступают назад, опущены и сведены вперед плечи, грудная клетка впалая, голова слегка наклонена. Как показывают наши наблюдения, подобные отклонения отмечаются практически при всех видах нарушения осанки. Лопатки выступают назад из-за слабости мышц. Прибивающих их к грудной клетке.
Как вы теперь понимаете. Плохая осанка – это прежде всего слабые мышцы, причем не только мышцы спины, как принято считать, но практически все основные группы мышц. Другими словами, лишь гармонично физически развитый человек имеет правильную осанку. Даже не у всех спортсменов хорошая осанка – специфика тренировок и недостаточное внимание к общему физическому развитию накладывает свой отпечаток. Именно физическое развитие подготавливает почву для хорошей осанки. Однако не следует забывать, что осанка – это навык, то есть привычка, которую следует прививать в детстве и закреплять до глубокой старости.
3. Формирование правильной осанки.
Формирование правильной осанки нужно вести в двух направлениях: во-первых, улучшать общее физическое развитие; во-вторых – прививать навыки хорошей осанки. Улучшение общего физического развития невозможно без укрепления основных мышечных групп: туловища, плечевого пояса, живота и ног.
Под развитием навыка хорошей осанки подразумевается закрепление рефлекса на правильное взаиморасположение частей тела. Закрепление любого нового рефлекса требует усилий и времени. Чем хуже осанка, тем труднее ее исправить, поскольку нужно сначала сломать прежний стереотип, а затем уже прививать и закреплять новый. Известно, что научить гораздо легче, чем переучить, поэтому еще раз хочется подчеркнуть важность формирования осанки с самого раннего детства. Плохая осанка – результат превалирования мышц – сгибателей и приводящих мышц именно эти мышцы при внутриутробном развитии поддерживают у плода эмбриональную полу). Кроме того, рука предназначена для того, чтобы все захватывать, подтягивать к себе и удерживать. Действительно, человек имеет двенадцать мышц, приводящих руку к туловищу, и лишь две – отводящих, причем одна из них довольно слабая. Практически только одна мышца отдает, а двенадцать – берут.
Далее, мышцам – сгибателям помогает вес туловища, поскольку центр тяжести верхней половины тела находится впереди грудных позвонков. Естественно, тело и руки клонятся вперед. Противодействуют мышцы – разгибатели спины. Соответственно, мышцы – сгибатели и приводящие мышцы находятся в укороченном состоянии, а разгибатели – в напряженном растянутом. Такое длительное состояние мышц фиксируется и закрепляется в центре осанки коры головного мозга.
Прежде всего, необходимо разрушить закрепившийся рефлекс на такое взаиморасположение частей тела. Для этого нужно приводящие мышцы и мышцы – сгибатели растянуть, мышцы – разгибатели и отводящие
мышцы – сократить. Можно поочередно воздействовать на каждую мышечную группу, однако такое воздействие на центр осанки будет поэтапным, длительным. Требуется мощное воздействие, которое может одномоментно изменить характер импульсации, - нужны упражнения с максимальным задействованием всех мышечных групп.
4. Методы исследования правильной осанки.
Для точного измерения искривления позвоночного столба служит несложный аппарат который называется кифосколиозометром. Однако и без этого аппарата при помощи простого наблюдения легко выявить изъяны телосложения связанные с нарушениями нормальных искривлений позвоночника в передне-заднем направлении.
Наружный осмотр. Определение физического развития начинают с внешнего осмотра позволяющего оценить осанку, мускулатуру, форму грудной клетки, спины, ног, стопы.
Осматривать осанку можно на расстоянии до 1м в положении обычной стойки в двух позах: фас и профиль; сначала ребенок стоит лицом, затем спиной в профиль. Нормальная осанка характеризуется умеренной изогнутостью позвоночника, нормальной формой спины, правильным положением головы, туловища, ног. В позе лицом нужно обратить внимание на форму шеи, линии плеч, талии, форму грудной клетки и ног. В норме все линии правой и левой стороны туловища должны быть симметричными. Встречаются следующие нарушения: втянутая в плечи или слишком вытянутая вперед шея, разные линии плеч (разноплечие) или талии, выбухание или уплощение одной из сторон грудной клетки, х-образная форма ног.
Осматривая подростка со спины, необходимо обращать внимание на шейно-плечевые линии, верхние и нижние линии лопаток, боковые линии спины и талии, линию позвоночника. Могут обнаруживаться следующие нарушения: асимметрия плеч (разноплечие), разное положение лопаток (опускание одной из них, неодинаковые выступание углов лопаток и расхождение этих углов кнаружи), разные линии талии, боковой изгиб позвоночника.
Линия позвоночника осматривается более внимательно. Школьнику предлагают поднять руки вверх. Если в этом положении наблюдается боковой изгиб, следует осмотреть линию позвоночника в наклоне вперед при расслабленных мышцах. Если и при этом боковой изгиб не сглаживается, значит, имеет место боковое искривление – скоилиоз II или III степени. Такие дети нуждаются в специальной лечебной гимнастике и постоянном медицинском наблюдении. Однако чаще отмечаются сглаживание боковых изгибов. Это свидетельствует о намечающихся тенденциях к сколиозу или о неустойчивости нарушений, вызванных неправильной манерой держаться.
Сбоку осматриваются профильные линии тела: положение головы, передняя линия живота, положение плеч ( сведение), лопаток (отставание), линии спины.
Степень нарушений осанки может быть различной:
- Неустойчивые функциональные изменения которые выражаются в неправильных позах тела и исчезают в положении прямой стойки;
- Устойчивые функциональные изменения, несглаживающиеся при измени положения тела;
- Фиксированные нарушения связанные с изменениями не только в мышечной, но и в костносвязочной системе двигательного аппарата.
Для исправления последних требуются длительные и систематические занятия лечебной гимнастикой.
5. Заключение.
Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможны только при сохранении правильной осанки.
Важно помнить, что воспитание правильной осанки зависит от рациональной организации режима: правильного чередования труда и отдыха, разумного распорядка дня, полноценного питания и двигательной активности.
Мебель должна быть подобрана так, чтобы обеспечить правильную и неутомительную позу. Письменный стол должен быть таким, чтобы во время работы за ним оба локтя лежали на столе, плечи и голова удерживались ровно и свободно, спина прямая, расстояние от глаз до книги 30-35 см, ноги свободно касаются опоры.
Освещение рабочих мест и помещений должно быть достаточным, чтобы не вызывать быстрого утомления. Источник света должен быть расположен так, чтобы на рабочее место не падало резких теней. Следует помнить, что загрязненные или замерзшие стекла поглощают большое количество света и биологически ценных ультрафиолетовых лучей.
Одежда не должна стеснять движений, затруднять дыхание и кровообращение. Для формирования осанки и стоп еще большее значение, чем одежда, имеет правильно подобранная обувь.
Формирование правильной осанки зависит также от условий сна и отдыха. Каждый школьник должен иметь отдельную постель, достаточно длинную и широкую (чтобы она не стесняла движений), не очень мягкую, с низким изголовым. Матрац необходим жесткий и обязательно ровный.
Одним из основных факторов формирования неустойчивой осанки являются частые болезни. Нарушения осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь, влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний.
Многое для изменения выше описанной ситуации может сделать зарядка по утрам, вечерние прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе – вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если не воспитать в себе привычку быть душевно и физически здоровым.
Список литературы:
- Н.И.Дереклеева. двигательные игры, тренинги, уроки здоровья. Москва “Вако” 2004.
- Е,А.Бабенкова. как помочь детям стать здоровым. АСТ. Астрель Москва 2003.
- В.И.Ковалько. школа физкульминуток. Москва “Вако” 2007.
- В.М.Кашачкин. физическое воспитатние в начальной школе. Москва “Просвещение” 1978.
- Н.А.Ананьева, Ю.Л.Ямпольская. здоровье и развитие современных школьников. Школа здоровья. №1 1994.
- М.В.Антропова, Л.М.Кузнецова, Т.М.Параничева. режим дня младшего школьника. М.изд. Центр “Вентана – граф” 2002.
- Е.И.Янкелевич. осанка красивая, походка – легкая. М.2001.