Цель урока:
- Познакомить учащихся с понятием “задача”, “решение задачи”; учить их внимательно читать текст задачи.
- Формировать умения, необходимые для решения любой математической задачи (выделять данные и искомое, условие и вопрос, устанавливать зависимость между ними, строить умозаключения, моделировать, проверять полученный результат.)
- Закреплять вычислительные умения и навыки сложения и вычитания, геометрический материал.
- Показать практическую значимость тех математических понятий, которые встречаются в начальном курсе математики.
- Формировать процесс творческого подхода к решению задач.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска (или проектор), программное обеспечение, музыкальный центр, наглядные пособия, раздаточный материал (карточки со словами “Задача”, “вопрос”, “условие”, “решение”, “ответ”).
Этапы урока | Ход урока | Примечание | ||||||||||||
1. Орг. момент. | Дети здороваются, показывают свою готовность к уроку. | Проверить закладки. | ||||||||||||
2. Актуализация ЗУН, связанных с изучением нового материала. | - Сегодня мы отправимся в космическое
путешествие. Что нам нужно, чтобы отправиться в
путь? (Приложение 1). А) Космонавты; - Ребята, вот наша ракета. Она готова к старту. Мы много путешествовали на ней по Учебной Галактике и побывали на разных планетах. - Какими должны быть космонавты? (Ответы детей) - Так как мы совершаем полёт на уроке математике, проверим наше снаряжение? - Нашим бортовым журналом будут ваши тетради, сюда мы запишем всё то, что встретится на нашем пути. |
“Мы рады успехам друзей и не огорчаемся, если нас не спросят”. | ||||||||||||
3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. | - А теперь пришло время узнать, чему
будет посвящён наш полёт. - А узнаем мы это, если выполним задание. (Примеры на доске). Игра “ Космическое поле чудес”
84-31 Дети решают примеры и переворачивают карточки с ответами. В итоге появляется запись:
- Итак, тема нашего полёта “Задача”. Откройте свои бортовые журналы и запишите дату нашего полёта и тему. (Пока дети пишут учитель обращает их внимание на то, что и ракета называется: За-да-ча). |
|||||||||||||
4. Подготовка к изучению нового
материала.
Минутка чистописания. |
- Теперь мы можем отправляться в путь. - Даем обратный отсчет (двойками, начиная с 20). 20, 18, 16, 14, 12, 10, 8, 6, 4, 2…пуск! (Музыка) - Ребята, а вы знаете, что такое задача? Задача – это математический рассказ, в котором есть условие и вопрос. - Тогда послушайте мои математические рассказы. Ответы на вопросы запишите в тетради. И потренируйтесь в написании этих цифр. 1. “Идет охотник по лесу 2. “Сколько нужно взять колес, чтобы составить два двухколесных велосипеда?” - Составьте из цифр число. |
Почему? 3
4 |
||||||||||||
5. Работа над новым материалом. | - Давайте посмотрим в иллюминаторы. - Ух ты, какие интересные созвездия! “Маша сосчитала 7 падающих звезд, а Миша на 3 больше”. “Маша сосчитала 7 падающих звезд, а Миша 5. Сколько всего звезд сосчитали Маша и Миша?” |
Появляются картинки с созвездиями и с текстом задач. | ||||||||||||
- Сравните тексты слева и справа. Какой
текст можно назвать задачей, а какой нет? Дети: Текст справа – это задача. Здесь есть вопрос. Текст слева задачей назвать нельзя, в нем нет вопроса. - Вы правы, в задаче должен быть вопрос. Но тогда, что вы скажите об этом? Приземляемся на первую планету. Планета вопросов. “Сколько всего звезд увидел астроном?” - Ребята, это задачи? Дети: Нет. Какие же это задачи, если в них только вопрос. - Ребята, а что нужно, чтобы получились настоящие задачи? Дети: Условие и вопрос. - Попробуйте составить условие к этим вопросам. (Дети составляют задачи). - А теперь мы сделаем запись в бортовом журнале. Задача №1. - Как ответить на вопрос задачи? В задаче это называется “решением”. - Запишем это: Решение. - Как записать решение? (Ответы детей). - Раз это задача, а не простое выражение, то в скобках после ответа, записывается пояснение (з). - Мы ответили на вопрос задачи? Ответ: всего ……звезд. Задача №2. - Как ответить на вопрос задачи? Как узнать на сколько больше? (Нужно из большего вычесть меньшее). А кто хочет попробовать, записать решение: Решение: ……………. Ответ: - Из каких частей состоит задача: У В Р О - Какая связь между ними? Продолжаем наш полет. |
На доске, появляются постепенно:
|
|||||||||||||
6. Физминутка. | Космическая физминутка.
|
|||||||||||||
7. Закрепление нового материала. | Встреча с космическими пиратами. Пираты: 1п. - Ха-ха-ха! За-да-ча! Разобрались они!
А давай их запутаем! 1п. – “ На одной летающей тарелке 3 марсианина, а на другой 5 космических пиратов. Сколько космических пиратов на двух тарелках?” 2п. – “Астроном увидел много звёзд. Сколько звёзд увидел астроном?” 1п. – “ Росло 4 берёза. На каждой берёзы по 4 больших ветки. На каждой – по 4 яблока. Сколько всего яблок?” 1п. – А можно ли назвать эти тексты задачами и записать их решения: А) “ Сколько лап у двух собак?” (Дети определяют, где задача, а где нет. Объясняют почему?) - Ну и дети! Они всё знают! Ничего не боятся! (Улетают). |
|||||||||||||
8.П роверка результатов усвоение темы. | - Космические пираты улетели, и мы
приземляемся на планету “ Космический
лабиринт”.
- На этой планете нас ждёт испытание. Выйти из лабиринта может тот, кто выполнит все задания. Самостоятельная работа. 1. У всех на столах карточки с условием задачи и
несколькими решениями. - Задание выполнено. (Музыка). |
Взаимопроверка. Оценивание. |
||||||||||||
9. Итог урока. | - Заглянем в наш бортовой журнал. С каким
математическим понятием вы познакомились? - Вы работали отлично и заслужили сюрприз.
|
|||||||||||||
10. Творческое задание. | Придумать и нарисовать условие задачи. |