Специалист со знанием иностранного языка пользуется сегодня большим спросом на рынке труда, следовательно, умение понимать иностранную речь на слух является важным учебным и профессионально-ориентированным умением для учащихся. Его значение особенно возрастает в связи:
- с ускорением научно-технического прогресса и переходом к информационному обществу, в котором восприятие и понимание устной речи на слух является одним из основных способов получения информации при прослушивании новостей, просмотре образовательных и развлекательных телепередач на иностранном языке (в том числе на компьютере в онлайновом режиме), художественных и документальных фильмов, а также при посещении конференций, круглых столов, что, на наш взгляд, очень важно в наши дни, когда владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности;
- с интеграцией России в международное образовательное пространство и растущей возможностью проходить обучение в вузах за рубежом, а также возможностью поработать за границей во время школьных каникул;
- в связи с необходимостью сдать единый государственный экзамен и поступить в вузы нашей страны;
- в связи с устройством на работу, где требуется профессиональное знание языка.
Сегодня приходится констатировать, что до недавнего момента важность аудирования как вида речедеятельности преподавателями недооценивалась. Приоритет отдавался говорению и чтению. Не реализовался на практике принцип коммуникативно-когнитивного подхода, который подразумевает овладение всеми четырьмя видами деятельности: говорением, чтением, письмом и аудированием. Чаще всего аудирование вообще отсутствовало или использовалось как вспомогательное средство и предпосылка для овладения устной речью и как способ введения языкового материала.
Еще одной важной проблемой обучения аудированию было недостаточное обеспечение учебными материалами по аудированию. Не всегда удавалось достать кассету или диск с учебным материалом и в качестве основных на занятиях приходилось использовать уже устаревшие материалы, что не позволяло решить задачу развития у детей умений в аудировании.
Даже сегодня применительно к процессу обучения аудированию медленное внедрение идей личностно-ориентированного обучения в практику проявляется в следующем:
- преподаватели не учитывают индивидуально- психологические особенности детей, не умеют распознавать существующие у них психологические барьеры, диагностировать особенности их аудитивной деятельности;
- обучение аудированию все еще строится на принципах субьектно-объектного взаимодействия учителя и детей, преподаватель нем ставит ребенка в ситуацию выбора, а дает, главным образом готовое задание, наблюдает и контролирует;
- в обучении аудированию преобладают традиционные приемы технологии обучения.
Основные использующиеся приемы обучения – прослушивание и пересказ прослушанного отрывка текста, и ответы на вопросы преподавателя по прослушанному материалу. В то же время практически не используются когнитивные стратегии, и, как следствие, у учащихся не формируются такие важные познавательные умения, как:
- выделение главного;
- нахождение конкретной информации в тексте;
- умение отделять оценочную информацию от фактической, и определять объективность и субъективность суждений;
- умение осознать структуру воспринимаемого на слух высказывания и при необходимости логично перестроить информацию;
- умение делать аргументированные выводы на основе прослушанного материала, обобщать и подводить итоги;
- очень мало применяются формы групповой и парной работы, приоритет отдается фронтальной работе “ учитель - ученики”;
- вместо продуктивной познавательной деятельности преобладает деятельность репродуктивная, от студентов требуется точное воспроизведение информации, без ее анализа, осмысления, формирования на ее основе личностных суждений.
На основании вышеизложенного следует заметить, что сегодня в обучение аудированию нужно вносить коррективы. Прежде всего, осознать, что без него невозможно осуществлять общение на иностранном языке, что оно тесно связано с другими видами речедеятельности - говорением, письмом, чтением. Обучать аудированию желательно с письменной фиксацией услышанного, применять разные виды творческих заданий, обучение осуществлять на современном материале. Важно, чтобы все составляющие системы: цели обучения аудировании, принципы, содержание обучения, процесс обучения, методы обучения (как система приемов), материальное обеспечение программы, учебники, учебные пособия, технические средства были разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми современным обществом и реальными потребностями учащихся.
Сегодняшнее многообразие дополнительной учебной литературы, учебных фильмов и дисков позволяет существенно расширить возможности учителя при обучении аудированию. Важным является и тот факт, что использование интерактивной доски при выполнении заданий делает процесс обучения более творческим, интересным и качественным. Хочу порекомендовать учителям некоторые пособия, которыми пользуюсь сам:
“Let me tell you about Russia”, edited by Virginia Evans, Express Publishing Center Com.
“Skills booster for young learners”, Alexandra Green, New Editions English Language Teaching.
“Just”, Сarol Lethaby, Ana Acevedo, Marshall Cavendish Education.
Учебники издательства Scholastic: “Elementary listening”, “Teen life – British TV direct to your classroom” и другие .
Предлагаем следующие задания по аудированию
1. Совершенствование навыков аудирования и письма.
На интерактивной доске появляется рисунок 1. Ученики знакомятся с вопросами, ответы на которые им предстоит услышать. Во время повторного прослушивания один из учащихся заполняет таблицу на интерактивной доске. Текст звучащей аудиозаписи:
One
Man: Hello. Are you the girl in the picture?
Girl: Yes. My name’s Anna.
Man: And how do you spell your name?
Girl: A-N-N-A.
Two
Man: And how old are you, Anna?
Girl: I’m ten.
Man: Ten?
Girl: Yes.
Three
Man: Is this your brother in the picture with you?
Girl: Yes, it is.
Man: What’s his name?
Girl: His name’s Bill.
Man: How do you spell that?
Girl: B-I-L-L.
Four
Man: Has he got lost of friends?
Girl: Yes. He’s got five friends.
Man: Five friends?
Girl: Yes. That’s right.
Five
Man: Is this your cat in the picture?
Girl: Yes. She’s really dirty!
Man: What’s her name?
Girl: Her name’s Apple.
Man: That’s a nice name! How do you spell it?
Girl: A-P-P-L-E.
Six
Man: How old is apple?
Girl: She’s fourteen.
Man: Sorry?
Girl: Fourteen. She’s very old.
Seven
Man: Have you got a dog?
Girl: Yes. I’ve got three dogs.
Man: Three dogs!
Girl: Yes. And my favorite is Rex.
Рисунок 1
2. Совершенствование навыков аудирования.
Под текст аудиозаписи учащиеся проводят линии на интерактивной доске, соединяя имя ребенка с его описанием. На доске рисунок 2.
Рисунок 2
Текст аудиозаписи:
One
Man: Hello , Pat. What are you doing?
Girl: Hello , I am looking at an old photo whit my friends .
Man: Can I see it?
Girl: OK.
Man: Are you in the photo?
Girl: Yes, look. I am sitting on a chair and I am reading.
Man: Oh? Yes. You have got curly brown hair.
Two
Man: Are you in the picture. Sally?
Girl: Yes, in the picture. I have got short red hair.
Man: Oh, yes. I can see you now. Sally. In the picture, you are reading
too.
Three
Girl: My name is Kim. I am sitting on the bed in the picture. I have
got long black hair.
Man: Yes. There you are. Kim. I see you now
Four
Boy: Can you find me? My names Paul. I’m the boy with short black
hair and blue eyes.
Man: Is that you sitting next to him, Paul?
Boy: Yes, that’s me
Five
Man: I don’t know the boy near the door. He’s got brown hair and
he’s playing a game.
Boy: That’s me , Harry. In the picture I’m short.
Man: Oh, yes. I can see it’s you now, Harry.
Six
Man: There’s a very tall boy in the picture. Is that you, Max?
Boy: Yes. I have got fair hair in the picture. I am standing next to my
best friend. He has not here today.
Man: Thanks, Max .
Список литературы:
- Журнал “ Иностранные языки в школе” №6, 2007 год.
- Alexandra Green “Skills booster for young learners”, New Editions English Language Teaching.