Методические рекомендации для проведения уроков по теме "Практикум в химической лаборатории"

Разделы: Технология


ВВЕДЕНИЕ

Успех работы мастера производственного обучения по подготовке квалифицированных рабочих в значительной степени зависит от начала педагогической деятельности. Это касается не только молодых мастеров. Мастера с большим педагогическим стажем прекрасно знают о том, что, начиная работу с группами 1-го курса, хуже нет, когда первое сентября приходиться на день, когда в расписании записано: производственное обучение. Ведь, именно на первый, незнакомый им урок - производственное обучение, ребята стремятся с наибольшим желанием.

Очень хорошо, что тема 6 “Практикум в химической лаборатории” - приходится на 2 курс первого полугодия учебного плана. Учащиеся 2 -го курса прекрасно знают, что такое производственное обучение, что в конце учебного года их ждет выполнение курсовых работ, а, следовательно, и полученный рабочий разряд, в зависимости от выполненной и защищенной курсовой работы.

Несмотря на это, каждому мастеру производственного обучения, нужно твердо помнить, что планирование и подготовка к учебным урокам тесно взаимосвязаны.

Планирование — это часть подготовки, в документации планирования отражаются результаты подготовки мастера производственного обучения к уроку.

Подготовку к уроку можно подразделить на 2 этапа:

1) Перспективную - подготовку к учебному году, изучению очередной темы программы;

2) Текущую - подготовку к очередному уроку.

В данной разработке я буду уделять больше внимания текущей подготовки к очередному уроку.

Основной составляющей в этой подготовке является план урока производственного обучения - это основной планирующий документ для проведения конкретного урока по теме. Именно он является результатом подготовительной работы мастера производственного обучения.

План урока производственного обучения мастер составляет в зависимости от того, какой тип урока выбирается.

Горюшкин В.С. советует выбирать в зависимости от целей следующие типы уроков:

  1. Вводный урок;
  2. Урок сообщения новых знаний; изучение простых приемов и операций;
  3. Урок по выполнению простых комплексных работ;
  4. Урок по выполнению сложных комплексных работ;
  5. Урок закрепление;
  6. Урок обобщения и систематизации знаний;
  7. Урок контрольно- проверочный.

При подготовке к проведению урока по теме или подтеме, мастер производственного обучения должен:

  • хорошо изучить всю литературу, имеющуюся в его распоряжении;
  • практически изучить ход работы лично и проделать наиболее трудновыполнимые операции;
  • проанализировать результаты предыдущих уроков;
  • уточнить цель и содержание предстоящего урока;
  • определить структуру урока;
  • составить план урока и конспект водного инструктажа;
  • установить методы и приемы обучения;
  • подготовиться к наглядному объяснению и показу приемов и навыков;
  • изучить передовые методы труда для их практического внедрения.

ТИПЫ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ, ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ

На изучение темы 6: “Практикум в химической лаборатории” по тематическому плану профессии “Оператор нефтепереработки”, срок обучения 3 года отводится 36 часов.

Подтема 1: Инструктаж по безопасным приемам труда в химической лаборатории. Обучение технике лабораторных работ. Виды химической посуды, используемой при анализе - мытье и сушка; проверка на чистоту. Освоение приемов работы с нагревательными приборами. Освоение приемов работы на технохимических весах: устройство весов; определение нулевой точки; правила взвешивания; аналитический разновес; взятие навесок сыпучих, жидких и твердых веществ; запись результатов.

Этот типа урока - освоение нового материала, Отсюда, можно выбрать следующие обучающие цели урока:

  • ознакомить;
  • изучить;
  • научиться;
  • усвоить новые понятия;
  • совершенствовать знания, умения, навыки.

Подтема 2: Обучение методам анализа: качественный и количественный химические анализы. Растворы. Способы выражения концентрации растворов. Приготовление определенного количества раствора заданной процентной концентрации. Определение плотности и температуры приготовленных растворов. Работа со справочным материалом. Методы очистки веществ. Очистка хлорида натрия от механических примесей фильтрованием.

Этот тип урока - освоение нового материала; изучение трудовых приемов и операций. К перечисленным выше обучающим целям урока можно добавить следующие:

  • актуализировать и конкретизировать знания;
  • проконтролировать и оценить знания, умения и навыки.

Подтема 3: Обучение приемам гравиметрического (весового) анализа. Организация работ по весовому анализу; сущность весового анализа; посуда и оборудование, используемое при проведении анализа; определение влажности каменного угля.

Этот тип урока можно отнести, как к уроку освоения нового материала, так и к уроку закрепления знаний и умений. Обучающими целями урока можно выбрать следующие;

  • систематизировать новые знания;
  • обобщить знания;
  • закрепить;
  • повторить;
  • выработать умения и навыки;
  • проконтролировать (выявить).

Подтема 4: Обучение приемам титриметрического (объемного) анализа. Организация рабочего места, при проведении объемного анализа. Сущность объемного анализа. Мерная посуда, используемая при анализе. Правила титрования и индикаторы. Отработка приемов отбора жидкостей пипеткой, заполнение мерной колбы, отсчет объема жидкостей по бюретки. Определение карбонатной и общей жесткости воды.

Этот тип урока можно отнести как освоению нового материала, так и комбинированному (смешанному) уроку. Отсюда все представленные цели и задачи.

Подтема 5: Обучение основам технического анализа. Основные задачи технического анализа. Правила отбора проб газов. Посуда и оборудование для определения плотности газов. Химический анализ газов на газоанализаторе ВТИ - 2. Анализ нефтепродуктов. Устройство и сборка прибора для проведения разгонки. Определение температуры застывания. Освоение приемов работы с прибором для определения температуры затвердевания.

Этот тип урока - освоение нового материала. Для обучающих целей можно выбрать перечисленные выше.

Готовясь к уроку производственного обучения, каждый мастер производственного обучения должен обязательно уделять внимание вопросам безопасной работы учащихся. При проведении уроков по теме 6 “Практикум в химической лаборатории”, я обращаю внимание на следующие вопросы:

  • общие правила безопасной работы в химической лаборатории; основные опасности, возникающие в лаборатории и меры их устранения;
  • первая помощь при кровотечениях, порезах, термических и химических ожогах, поражениях электрическим током;
  • первичные средства пожаротушения в лаборатории, место их нахождения, способы применения;
  • правила безопасной работы с агрессивными веществами, ЛВЖ и ГЖ;
  • правила безопасной работы с реактивами, кислотами, щелочами, способы их хранения;
  • правила безопасной работы с токсичными и органическими веществами;
  • противогазы, используемые на предприятии;
  • правила безопасной работы с электроприборами

Подтема 6: Проверочные работы.

Это тип урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Для обучающих целей можно выбрать следующие: оценка уровня обучения, оценка уровня умений и навыков, оценка уровня усвоения теоретического материала.

Для выбора постановки развивающих и воспитательных целей урока Горюшкин В.С. советует использовать следующие:

1. Развивающие цели урока:

  • развивать умения учащихся использовать теоретические знания на практике;
  • развивать навыки самостоятельной работы, интерес к профессиональному, обучению, абстрактное мышление, логическое рассуждение;
  • развивать навыки выполнения отдельных производственных операций;
    развивать умение контролировать себя, планировать свой труд, контролировать качество выпускаемой продукции;
  • развивать у учащихся профессиональный язык, интерес к выбранной профессии, профессиональное мышление;
  • развивать умение общения, делать выводы, наблюдать, сопоставлять результаты и т.д.;
  • развитие навыков решение типовых и нестандартных производственных задач, обсуждение производственных ситуаций, экономических показателей производства;
  • развивать умения и навыки самостоятельного составления схемы производственного процесса, выделить виды работ, давать необходимые обоснования;
  • развитие активной мыслительной деятельности;
  • развитие глазомера;
  • развитие познавательного процесса;
  • развитие точности в выполнении отдельных операций;
  • развитие настойчивости в овладении умениями и навыками;
  • развивать способности анализировать свой труд;
  • развитие умения применять теоретические знания на практике, умения сравнивать и сопоставлять;
  • развивать способности подмечать и устранять неполадки в работе

2. Воспитательные цели урока:

  • воспитание любви к избранной профессии;
  • воспитание культуры речи;
  • воспитание сознательной дисциплины;
  • воспитание целеустремленности, принципиальности, тактичности;
  • воспитание чуткости, умения владеть собой, доводить дело до конца;
  • воспитание чувства гражданской ответственности, активности, непримиримости к чванству и мещанству;
  • воспитание активной гражданской позиции;
  • воспитание патриотизма и любви к людям труда;
  • воспитание потребности бороться с проявлением мещанства, обывательщины, бюрократизма.
  • формирование лучших гражданских качеств: мужества, воли, твердости, убеждения;
  • эстетическое воспитание;
  • воспитание дисциплинированности, организованности, культуры поведения;
  • воспитывать любовь и уважение к труду;
  • воспитание бережного отношения к оборудованию, посуде, инструменту, электроэнергии;
  • воспитание рационального использования материалов, реактивов и др.
  • научить видеть экономический эффект своей будущей деятельности, необходимость приобщения к коллективным формам труда.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Наличие общеобразовательных, общетехнических и специальных предметов, а также производственного обучения создает предпосылки для планомерного переноса знаний, умений и навыков на учебно-производственную деятельность учащихся. В учебном процессе осуществляется в единстве теоретическое и производственное обучение, что обуславливает взаимосвязь познавательной, практической и трудовой деятельности учащихся. Базисом использования всей системы теоретических знаний, умений и навыков является производственное обучение как ведущая специфическая особенность учебного процесса в целом.

Слово “связь” означает отношение зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь. Термин “единство” понимается как неразрывность, взаимная связь. Значит можно считать правомерным, что для характеристики взаимной зависимости, неразрывности теории и практики употребляется как слово “единство”, так и слово “связь”.

Основы наук, составляющие общеобразовательные предметы являются фундаментом для общетехнических и специальных учебных предметов, тогда как все знания, полученные при изучении этих дисциплин, имеют прямое или косвенное применение в практике, в производственном обучении. Можно считать, что производственное обучение по отношению к общетехническим и специальным предметам, так и общетехнические, специальные предметы по отношению к основам наук с точки зрения применения знаний выполняют практическую роль. Поэтому межпредметные связи в учебном процессе представляют собой важное звено в общей системе способов связи теоретического обучения с практикой, трудом, производственным обучением.

Психолог М.А.Далилов считает, что принцип систематичности обучения и связи его с практикой выражает необходимость органического сочетания изучения систематических знаний и последовательного овладения умениями и навыками в строго логическом порядке, с одной стороны, и применением этих приобретений в жизни для решения задач практического характера и выполнение трудовых операций - с другой. Далее он подчеркивает, что если система знаний является кардинальным условием их применения, то связь с жизнью, с практикой является величайшим фактором глубокого усвоения системы.

Потому планируя и проводя уроки по теме 6 “Практикум в химической лаборатории”, я уделяю особое внимание межпредметным связям уроков теоретического и практического обучения.

В подтеме 2: “Обучение методам анализа”, я подчеркиваю межпредметные связи с уроками химии. В подтеме 3: “Обучение приемам гравиметрического (весового) анализа” и подтеме 4: “Обучение приемам титриметрического (объемного) анализа” я обращаю внимание на связь с предметом математики, знание которого необходимо для проведения расчетов. При проведении урока по подтеме 5: “Обучение основам технического анализа”, подчеркиваю связь с предметами: процессы и аппараты нефтяной и газовой промышленности; химия и технология нефти и газа. При проведении уроков по теме “Практикум в химической лаборатории” говорю, откуда взяты те или иные сведения, когда были открыты или обнародованы данные о том или ином событии, то есть тем самым подчеркиваю связь с историей. Говоря о воспитательных целях по этой теме, стараюсь подчеркнуть связь с уроками правоведения.

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.

КУРС - ВТОРОЙ; ГРУППА - 7-8 ОПЕРАТОРОВ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ.

ТЕМА 6: ПРАКТИКУМ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

ПОДТЕМА 1: Инструктаж по безопасным приемам труда в химической лаборатории; обучение технике лабораторных работ; виды химической посуды, используемые при анализах; мытье и сушка химической посуды, проверка на чистоту; освоение приемов работы с нагревательными приборами; освоение приемов работы на технохимических весах: устройство весов, определение нулевой точки, правила взвешивания, аналитический разновес, взятие навесок сыпучих жидких, твердых веществ, запись результатов.

Цели урока:

1 . Обучающие: изучить с учащимися:

  • правила безопасной работы в химической лаборатории; основные виды опасности в химической лаборатории; способы их предупреждения и устранения;
  • характеристика основных реактивов;
  • первичные средства пожаротушения;
  • виды химической посуды, используемой при анализах;
  • способы проведения мытья и сушки химической посуды, проверка на чистоту;
  • электронагревательные приборы, используемые в лаборатории;
  • устройство технохимических весов, правила взвешивания;
  • аналитический разновес, взятие навесок сыпучих, жидких и твердых веществ;
  • записи результатов;

2. Развивающие:

  • развивать у учащихся навыки самостоятельной работы, выполнения отдельных операций;
  • развивать умение обобщения, делать выводы, логического мышления;
  • развивать активную мыслительную деятельность.

3. Воспитательные:

  • воспитание любви к своей профессии;
  • воспитание бережного отношения к использованию химической посуды, реактивов и оборудования химической лаборатории.

Место проведения: химическая лаборатория УТЭК 4;

Время проведения: 6 часов;

Учебно-материальное оснащение урока:

  • инструкции по безопасным условиям труда в химической лаборатории Т-2
  • плакаты по безопасным условиям труда;
  • весы технические ВЛКТ -500;
  • разновес, пинцет ГОСТ 7228 -81;
  • химическая посуда: стеклянная, фарфоровая, мерная;
  • электрическое оборудование:
  • электрические плитки ГОСТ 14919;
  • муфельные печи;
  • сушильные шкафы ШС -150;
  • инструкционные карты: “аварийное положение в лаборатории”; “химическая посуда”; “технохимические весы, устройство”; “правила взятия навесок”;
  • карточки - задания: “мытье и сушка химической посуды”, “правила обращения с весами”.

ХОД УРОКА

1 .Организационная часть (3 -5мин):

  • проверка наличия учащихся;
  • осмотр внешнего вида;
  • готовности учащихся к занятию.

2. Вводный инструктаж (40 - 45 мин):

1) Сообщить тему и цели урока;

2) Провести объяснение нового материала по вопросам:

  • правила безопасной работы в химической лаборатории; основные виды опасности и способы их предупреждения; средства пожаротушения, места их нахождения и способы использования;
  • правила безопасной работы с реактивами, способы их хранения;
  • подготовка рабочего места в химической лаборатории;
  • химическая посуда, используемая при проведении анализов: правила проведения мытья и сушки посуды, проверка на чистоту;
  • ознакомить с электронагревательными приборами, используемыми в лаборатории: электрические плиты; водяные бани; сушильные шкафы; муфельные печи;
  • показать устройство технохимических весов, установки их на нуль, аналитический разновес; правила взвешивания, правила взятия навесок сыпучих, жидких и твердых веществ;
  • объяснить и показать запись результатов взвешивания.

Вопросы для закрепления пройденного материала:

  • как организовать рабочее место в химической лаборатории;
  • как оказать первую помощь при кровотечениях; химических и термических ожогах;
  • какие виды стеклянной посуды, используются в лаборатории;
  • как работать с аналитическим разновесом;
  • какие правила нужно соблюдать при работе на технохимических весах

3. Самостоятельная работа учащихся:

  • изучение инструкций по правилам безопасной работы в химической лаборатории; конспект в тетрадях по производственному обучению;
  • изучение химической посуды, используемой в химической лаборатории;
  • по заданию провести мытье, сушку, проверку на чистоту посуды, выданной мастером;
  • изучения устройства технохимических весов, правил взвешивания, работы с аналитическим разновесом;
  • взятие по заданию мастера навесок сыпучих, жидких и твердых веществ;
  • выработка умения правильности записи результатов.

4. Текущий инструктаж. Целевые обходы:

  • проверка выполнения учащихся задания;
  • проверка правильности выполнения приемов при мытье, сушки, проверки на чистоту химической посуды и объяснение недостатков в работе;
  • проверка приемов выполнения взвешивания навесок сыпучих, жидких и твердых веществ и показ правильных приемов взвешивания;
  • проверка соблюдения безопасных приемов работы;
  • проверка использования учебно-технической документации;
  • работа с отстающими учащимися.

5. Заключительный инструктаж:

  • подвести итоги работы за урок;
  • сообщить оценку работы качества каждого учащегося и оценку рабочего места;
  • проанализировать работу лучших учащихся и разобрать недостатки;
  • сообщить задание на дом: П.И. Воскресенский “Техника лабораторных работ” стр. 45-49; 153-171. Повторить конспект.

Старший мастер: /Петрова О.А./

Мастер ПО: /Вильданова В.А./

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРС - ВТОРОЙ ГРУППА 7-8 ОПЕРАТОРОВ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

ТЕМА 6: ПРАКТИКУМ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ.

ПОДТЕМА 2: Обучение методам анализа: количественный и качественный методы анализа. Растворы, способы выражения концентрации растворов. Приготовление определенного количества раствора заданной процентной концентрации. Определение температуры и плотности приготовленных растворов, работа со справочным материалом. Методы очистки веществ. Очистка хлорида натрия от механических примесей фильтрованием.

Цели урока:

1. Обучающие:

  • изучить с учащимися методы проведения анализа, достоинства и недостатки;
  • разобрать виды растворов, способы приготовления, концентрации растворов;
  • изучить приборы для измерения температуры и плотности, работу со справочным материалом;
  • разобрать методы очистки веществ;
  • провести очистку хлорида натрия фильтрованием.

2. Развивающие:

  • развивать у учащихся навыки самостоятельной работы;
  • развивать умение применения теоретических знаний на практике;
  • развивать познавательный интерес.

3. Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • бережное отношение к реактивам, оборудованию в химической лаборатории.

Место проведения: химическая лаборатории УТЭК 4

Время проведения: 6 часов

Учебно-материальное оснащение урока:

  • плакаты “Способы приготовления растворов”, “Методы очистки веществ”;
  • инструкционные карты: “Порядок складывания фильтров”, “Растворы, способы выражения концентрации”, “Техника приготовления растворов”, “Очистка веществ”;
  • карточки - задания: методика “Очистка хлорида натрия от механических примесей”;
  • технохимические весы ВЛКТ -500;
  • аналитический разновес, пинцет ГОСТ 7228- 81;
  • дистиллированная вода ГОСТ 6709 -72;
  • стаканы химические на 200-ЗООмл ГОСТ 25336;
  • песочные бани;
  • термометры, ареометры;
  • справочные материалы: таблица плотностей водных растворов;
  • хлорид натрия с механическими примесями;
  • штативы;
  • фильтровальная бумага ГОСТ 12026 -76;
  • электрические плитки ГОСТ 14919;
  • фарфоровые стаканы емк. 100мл ГОСТ 9197 - 80.

ХОД УРОКА

1.Организационная часть (3-5 мин)

  • проверка наличия учащихся;
  • осмотр внешнего вида;
  • готовности учащихся к занятиям;

2. Вводный инструктаж (40-45 мин):

1) Сообщить тему и цели урока

2) Актуализация знаний по пройденному материалу:

  • правила безопасной работы в химической лаборатории;
  • первая помощь при порезах стеклом;
  • первая помощь при химических и термических ожогах;
  • первая помощь при поражениях электрическим током;
  • виды посуды, используемой в химической лаборатории;
  • устройство технохимических весов и правила взвешивания;
  • правила безопасной работы с электрическими плитками;

3)Объяснение нового материала (в виде рассказа и показа основных приемов):

  • основные методы анализов: количественный и качественный, их задачи, достоинства и недостатки;
  • растворы: основные части растворов, классификация растворов, растворимость веществ, насыщенные и ненасыщенные растворы, виды концентрации растворов;
  • приборы для определения плотности и температуры растворов;
  • способы определения процентной концентрации раствора по его относительной плотности;
  • методы очистки веществ: фильтрование, дистилляция, экстракция, выпаривание и упаривание, кристаллизация;
  • проведение очистки хлорида натрия от механических примесей фильтрованием: выбор фильтрующего материала, сборка прибора для фильтрования; правила проведения фильтрования;

Вопросы для закрепления:

  • как классифицируются растворы;
  • что показывает процентная концентрация раствора;
  • почему измерение плотности раствора проводят при 20С;
  • какие фильтрующие материалы используются чаще всего в лаборатории;
  • какие еще методы очистки веществ Вы знаете.

3. Самостоятельная работа учащихся:

  • изучить инструкционные карты: “растворы, способы выражения концентрации”, “методы анализа: количественный и качественный”, “методы очистки веществ”. Сделать конспект в тетрадях производственного обучения;
  • собрать прибор для проведения фильтрования;
  • изучить методику проведения очистки хлорида натрия от механических примесей, сделать конспект;
  • взять навеску хлорида натрия с механическими примесями на технохимических весах;
  • провести растворение и фильтрование навески;
  • выпарить полученный фильтрат на электрической плитке;
  • сделать расчет в тетрадях производственного обучения.

4. Текущий инструктаж (в виде целевых обходов):

  • проверка использования учебно-технической документации для составления конспектов;
  • проверка правильности взвешивания и взятия навесок, показ правильных приемов взвешивания;
  • проверка правильности сборки прибора для фильтрования и показ правильных приемов для сборки фильтрования;
  • проверка правильности проведения растворения и фильтрования;
  • проверка соблюдения выполнения безопасных приемов труда;
  • работа с отстающими учащимися.

5. Заключительный инструктаж:

  • подвести итоги работы за урок;
  • сообщить оценку за выполнения работы каждому учащемуся;
  • разобрать недостатки, допущенные при выполнении работы;
  • выдать задание на дом: повторить конспект С.А Шапиро “Аналитическая химия” (С.193-194).

Старший мастер: /Петрова О.А./

Мастер ПО: /Вильданова В.А./

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРС - ВТОРОЙ ГРУППА 7-8 ОПЕРАТОРОВ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

ТЕМА 6 ПРАКТИКУМ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

ПОДТЕМА 3: Обучение приемам гравиметрического (весового) анализа. Организация работ по весовому анализу; сущность весового анализа; посуда и оборудование весового анализа. Определение влажности каменного угля.

Цели урока:

1. Обучающие:

1) Закрепить с учащимися:

  • работу на технохимических весах;
  • правила взятия навесок сыпучих веществ;
  • правила работы с посудой и оборудованием используемых в весовом анализе;

2) Объяснить учащимся:

  • правила организации рабочего места при проведении весового анализа;
  • сущность весового анализа;
  • операции, проводимые в весовом анализе;

3) Научить учащихся проводить определение влажности каменного угля:

  • доведение бюкса до постоянной массы;
  • измельчение каменного угля;
  • охлаждение бюкса в эксикаторе;
  • высушивание в сушильном шкафу.

2. Развивающие:

  • развивать у учащихся навыков выполнения отдельных операций;
  • развивать умение контролировать себя, работы в коллективе.

3. Воспитательные:

  • воспитание любви к профессии;
  • воспитание гордости за свой труд.

Место проведения: химическая лаборатория УТЭК4;

Время проведения - 6 часов;

Учебно-материальное оснащение:

  • плакаты “операции весового анализа”, “положение рук при декантации”;
  • технохимические весы ВЛКТ -500;
  • аналитический разновес, пинцет ГОСТ 7228-81;
  • инструкционные карты “сущность весового анализа”, “правила работы с эксикаторами”;
  • методика “определение влажности каменного угля”;
  • сушильный шкаф ШС -150;
  • тигельные щипцы;
  • бюксы ГОСТ 25336;
  • эксикаторы ГОСТ 25336-82;
  • фарфоровые ступки для отбора средней пробы.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (3-5мин)

  • проверка наличия учащихся;
  • проверка готовности учащихся к работе;

2. Вводный инструктаж (40-45мин):

1) Сообщить тему и цели урока;

2) Актуализация знаний пройденного материала:

  • посуда и оборудование, применяемые в весовом анализе: технохимические весы; правила взвешивания; правила работы с аналитическим разновесом;
  • правила работы с сушильными шкафами и муфельными печами;
  • правила работы с эксикаторами;

3) Объяснение нового материала (в виде рассказа и показа основных приемов):

  • правила организации рабочего места при проведении весового анализа;
  • сущность весового анализа;
  • операции весового анализа;
  • доведение до постоянной массы в сушильном шкафу;
  • охлаждение в эксикаторе, правила работы с эксикатором;
  • расчет результатов анализа.

3. Самостоятельная работа учащихся:

  • изучить инструкционные карты “Сущность весового анализа”, “операции весового анализа”;
  • сделать конспект в тетрадях производственного обучения;
  • изучить методику проведения определения влажности каменного угля; сделать конспект;
  • взвесить бюкс на технохимических весах (вместе с крышкой);
  • довести бюкс до постоянной массы в сушильном шкафу при t = 105–110?C;
  • измельчить каменный уголь до однородной массы;
  • взять среднюю пробу каменного угля 2 грамма;
  • высушить бюкс с пробой каменного угля в сушильном шкафу при t = 105–110?С;
  • рассчитать количество влаги в процентах по отношению к взятой навеске;
  • подготовиться к ответу на вопросы:

а) перечислить основные операции гравиметрического анализа;

б) показать основную посуду и оборудование, применяемых в весовом анализе;

в) объяснить значение понятия “доведение до постоянной массы”;

г) дать объяснение: почему влажность каменного угля определяют при t =105–110?C.

4. Текущий инструктаж: целевые обходы рабочих мест с целью:

  • проверки правильности измельчения каменного угля и показ правильных приемов работы;
  • проверки правильности взвешивания пробы и показ правильных приемов взвешивания;
  • проверки правильности установки и поддержания температуры в сушильном шкафу и показ приемов исправления ошибок;
  • проверки правильности доведения бюкса до постоянной массы;
  • проверки правильности результатов расчета;
  • работа с отстающими учащимися;
  • соблюдение безопасной работы при выполнении анализа.

5. Заключительный инструктаж:

  • подвести итоги работы за урок;
  • отметить лучшие работы и разобрать недостатки при выполнении работы;
  • объявить оценки за работу, отметить лучших учащихся;
  • уборка рабочих мест;
  • задание на дом: Повторить конспект. С.А. Шапиро “Аналитическая химия” стр.194 -206.

Старший мастер: /Петрова О.А./

Мастер ПО: /Вильданова В.А./

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРС - ВТОРОЙ ГРУППА 7-8 ОПЕРАТОРОВ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

ТЕМА 6: ПРАКТИКУМ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

ПОДТЕМА 4: Обучение приемам титриметрического (объемного) анализа. Организация рабочего места, при проведении объемного анализа. Сущность объемного анализа. Мерная посуда, используемая при проведении анализа. Правила титрования и индикаторы. Отработка приемов отбора жидкостей пипеткой, заполнение мерной колбы, отсчет объема жидкостей по бюретки. Определение карбонатной и общей жесткости воды.

Цели урока:

1.Обучающие:

1) Сформировать у учащихся: умения и навыки работы с мерной посудой;

2) Изучить:

  • сущность титриметрического анализа;
  • условия успешного проведения объемного анализа;
  • что такое рабочие растворы;
  • три метода проведения титрования;
  • как делится объемный анализ в зависимости от типа используемых химических реакций;
  • правила отбора жидкостей пипеткой, заполнение мерной колбы, отсчет объема жидкости по бюретки;
  • виды жесткости воды;
  • определение карбонатной жесткости воды;
  • определение общей жесткости воды;
  • расчет результатов.

2. Развивающие:

  • развитие умения планировать время, выделенное для работы;
  • развитие глазомера;
  • развитие точности в выполнении отдельных операций.

3. Воспитательные:

  • воспитание сознательной дисциплины;
  • воспитание умения работать в коллективе;
  • воспитание бережному отношению к оборудованию и реактивам.

Место проведения: химическая лаборатория УТЭК 4;

Время проведения - 6 часов;

Материально- техническое оснащение урока:

  • плакаты “Способы проведения титровании”;
  • инструкционные карты “Титриметрический анализ”, “Мерная посуда, используемая при объемном анализе”;
  • методики “Определение карбонатной жесткости воды”, “Определение общей жесткости воды”;
  • металлические штативы;
  • воронка химическая ГОСТ 25336-82;
  • пипетки на 5мл, 10мл, 100мл,250мл;
  • бюретки на 25мл, 50мл;
  • мерные колбы на 100 мл;
  • индикаторы: метиловый оранжевый, спиртовой индикатор;
  • реактивы, используемые при анализах:
  • рабочий раствор соляной кислоты HCl 0,1 N
  • буферная смесь, трилон Б 0,05N

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (3-5 мин):

  • проверка наличия учащихся;
  • проверка готовности учащихся к уроку.

2. Вводный инструктаж (40-45 мин):

1) Сообщить учащимся тему и цели урока;

2) Актуализация знаний пройденного материала:

  • назначение и виды мерной посуды;
  • правила безопасной работы с агрессивными веществами;
  • первая помощь при порезах стеклом, кровотечениях;
  • первая помощь при химических ожогах;

3) Изучить с учащимися:

  • назначение и сущность гравиметрического анализа;
  • условия для успешного проведения анализа;
  • что такое момент эквивалентности;
  • индикаторы, используемые в объемном анализе;
  • методы титрования: прямое, обратное, титрование заместителя;
  • методы объемного анализа в зависимости от типа используемых реакций: нейтрализации, оксидиметрии, метод осаждения и комплексообразования;
  • точность метода;

4) Научить учащихся:

  • приемам отбора жидкостей пипеткой;
  • заполнения мерной колбы;
  • отсчету объема жидкости по бюретки;
  • проведению анализа определение карбонатной жесткости воды;
  • определению общей жесткости воды.

3 . Самостоятельная работа учащихся:

1) Выполнить задание №1 по карточке - задания, выданные мастером;

2) Выполнить задание №2 и законспектировать поставленные в ней вопросы;

3) Выполнить задание №3, законспектировать и подготовить ответы на вопросы;

  • провести анализ определение карбонатной жесткости воды: собрать прибор для титрования; провести отбор водопроводной воды в мерную колбу; заполнить бюретку анализируемым раствором; добавить в мерную колбу индикатор метиловый оранжевый до образования желтого цвета;
  • оттитровать рабочим раствором до неисчезающей бледно-розовой окраски;
  • провести расчет карбонатной жесткости воды;

4) Выполнить задание№4, законспектировать и подготовить ответы на вопросы

  • провести анализ определения общей жесткости воды: отличие от определения карбонатной жесткости - добавление в анализируемую воду 5 мл буферной смеси, 7-8 капель спиртового индикатора, в качестве рабочего раствора используют 0,05н раствор трилона Б, окраска раствора из фиолетовой превращается в синюю с зеленоватым оттенком;
  • провести расчет общей жесткости воды, по формуле рассчитать содержание некарбонатной жесткости.

4. Текущий инструктаж.

Целевые обходы рабочих мест:

  • проверки правильности приемов отбора жидкости пипеткой и показ правильных методов;
  • выполнение заполнения мерной колбы до метки и показ правильности приемов заполнения;
  • выполнение заполнения бюретки рабочим раствором и наглядный показ ошибок при заполнении бюретки;
  • проверка правильности определения точки эквивалентности;
  • проверка правильности расчетов результатов;
  • соблюдение правил безопасной работы при выполнении анализов,

5. Заключительный инструктаж:

  • объявить оценки за выполненную работу;
  • разобрать недостатки при выполнении работы, отметить лучшие работы;
  • задание на дом: повторить конспект; С.А. Шапиро стр.260-262; стр.285-286.

Старший мастер /Петрова О.А./

Мастер ПО: /Вильданова В.А./

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯКУРС – ВТОРОЙ ГРУППА 7-8 ОПЕРАТОРОВ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

ТЕМА 6: ПРАКТИКУМ В ЛАБОРАТОРИИ ХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ПОДТЕМА 5: Обучение основам технического анализа. Основные задачи технического анализа. Правила отбора проб газов. Посуда и оборудование для определения плотности газов. Химический анализ газов с помощью газоанализатора ВТИ- 2. Анализ нефтепродуктов: определение фракционного состава нефтепродуктов, устройство прибора для определения фракционного состава; определение температуры застывания.

Цели урока:

1. Обучающие:

  • научить учащихся: основам работы при проведении технического анализа; правилам при техническом отборе проб газа; использовании посуды и оборудования для определения плотности газов; устройство и принцип работы газоанализатора ВТИ-2; проведению разгонки нефтепродуктов: устройство и сборка прибора для проведения разгонки; устройству и сборке оборудования для определения температуры застывания.

2. Развивающие:

  • развитие у учащихся умения использовать полученные теоретические знания на практике;
  • развитие активной мыслительной деятельности;
  • развитие точности в выполнении операций;

3. Воспитательные:

  • воспитание сознательной дисциплины;
  • воспитание умения работать в коллективе;
  • воспитание бережного отношения к посуде, оборудованию, электроэнергии химической лаборатории.

Место проведения: химическая лаборатория УТЭК 4;

Время проведения: 6 часов;

Материально-техническое обеспечение:

  • инструкционные карты: “сущность газового анализа”, “отбор проб твердых продуктов, жидкостей, газов”, “устройство газоанализатора ВТИ -2”
  • методики выполнения анализов: “проведение разгонки нефтепродуктов”, “определение температуры застывания”;
  • посуда для отбора пробы газа при помощи запирающейся жидкости: аспираторы, газовые пипетки, газометры;
  • газовые пикнометры, вакуум - насос, уравнительная склянка;
  • трубка с 2 сужениями, цилиндр дл крепления трубки, трехходовой кран, резиновые шланги;
  • газоанализатор ВТИ -2 и реактивы для его работы: 10% раствор серной кислоты; абсорбенты: раствор щелочи, щелочной раствор пирогаллола, бромная вода, аммиачный раствор однохлористой меди, метиловый оранжевый;
  • круглодонная колба, прямой холодильник, ванна холодильника, мерный цилиндр, секундомер, термометр, электрическая плитка;
  • стандартная пробирка 160* 20 мл с кольцевой меткой, корковая пробка с термометром, водяная баня, пробирка - муфта, реактивы: хлористый натрий, сульфат натрия безводный, серная кислота, спирт денатурированный, лед для поддержания температуры.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (3-5 мин):

  • проверка наличия учащихся по списку;
  • проверка готовности учащихся к уроку.

2. Вводный инструктаж (40- 45 мин):

1) Сообщить учащимся тему и цели урока

2) Актуализация знаний пройденного материала:

  • холодильники - прямые и обратные, устройство, использование;
  • правила проведения отбор проб газов;
  • газы, обладающие неприятным запахом;
  • правила безопасной работы с токсичными веществами;

3). Объяснение нового материала:

  • основные показатели газов: самый легкий газ водород образует газообразные вещества со многими элементами;
  • углеводороды: с увеличением молекулярного веса повышается температура кипения, относительный удельный вес и теплотворная способность;
  • состав газов зависит в основном от происхождения: природные и попутные нефтяные газы; нефтезаводские газы образуются при проведении термических и каталитических процессов;
  • отбор проб газов при помощи запирающейся жидкости: аспиратор для отбора проб; газовая пипетка; газометры с напорной воронкой;
  • чем определяется плотность газа: массой газа, заключенной в единице его объема;
  • сущность метода определения плотности газа взвешиванием: непосредственного взвешивания определенного объема газа и воздуха при атмосферном давлении и комнатной температуре;
  • сущность эффузионного определения плотности газа: метод заключается в измерении времени истечения в атмосферу через отверстия малого диаметра равных объемов газа и воздуха;
  • химический анализ газов: устройство и принцип работы газоанализатора ВТИ -2. На этом приборе проводят последовательное поглощение соответствующими растворами кислых газов, суммы непредельных углеводородных газов, кислорода, окиси углерода и последовательное сожжение водорода и предельных углеводородов над окисью меди;
  • основные показатели, характеризующие свойства нефтепродуктов: содержание механических примесей, солей, воды; температура вспышки; температура застывания; зольность; кислотность и другие;
  • сущность фракционирования;
  • устройство прибора для проведения разгонки нефтепродуктов: круглодонная колба, термометр, прямой холодильник, ванна холодильника, мерный цилиндр;
  • основные правила безопасной работы при проведении разгонки;
  • что характеризует температура начала кипения и вскипания 10%: пусковые свойства топлива:
  • что характеризует температура вскипания 50%: оказывает влияние на быстроту прогрева запущенного на холоде двигателя и на соответствующий расход топлива;
  • на что влияет температура вскипания 90, 97-98% и конца кипения: на полноту испарения топлива, при повышении этих температур полноту испарения уменьшается
  • что называют температурой застывания: условно ту температуру, при которой налитый в пробирку стандартных размеров испытуемый продукт застывает настолько, что при наклоне пробирки под углом 45° уровень жидкости остается неподвижным в течение 1 мин.;
  • что представляет температура застывания: определенную техническую характеристику, по которой судят об эксплуатационных свойствах нефтепродукта;
  • от наличия в первую очередь, каких веществ зависит температура застывания: твердых парафинов - чем больше содержание парафинов, тем выше температура застывания;

3. Самостоятельная работа учащихся:

  • изучить инструкционные карты “общие сведения о газах”, “отбор пробы газа при помощи запирающейся жидкости”, “ устройство и принцип работы газоанализатора ВТИ - 2”. Сделать конспект в тетрадях производственного обучения;
  • подобрать посуду и оборудование для определения плотности газа методом взвешивания и эффузионным методом;
  • подготовить газоанализатор ВТИ-2 к работе: проверить работу всех стеклянных кранов; заполнить поглотительные сосуды следующими абсорбентами: 1 и 6- раствором щелочи; 2 - бромной водой; 3 - щелочным раствором пирогаллола; 4 и 5 -аммиачным раствором однохлористой меди. Заполнение провести на месте через вспомогательные камеры сосудов с помощью воронок;
  • изучить методику “фракционирование нефтепродуктов”. Сделать конспект. Зарисовать устройство прибора;
  • подобрать посуду и оборудование для проведения разгонки, собрать прибор;
  • изучить методику “определение температуры застывания”, сделать конспект;
  • подготовить реактивы, приборы и оборудование для проведения испытания.

4. Текущий инструктаж: целевые обходы рабочих мест:

  • проверки работы учащихся с учебно-технической документацией;
  • правильности подбора и оборудования для определения плотности газов;
  • правильности подготовки газоанализатора к работе и заполнения поглотительных сосудов абсорбентами;
  • правильности подбора посуды и оборудования для проведения фракционирования;
  • правильности сборки прибора для проведения разгонки;
  • правильности подбора реактивов, приборов и оборудования для определения температуры застывания;
  • записи и расчеты результатов в тетрадях производственного обучения;
  • соблюдения правильной организации рабочего места;
  • соблюдение правил безопасной работы.

5. Заключительный инструктаж:

  • подвести итоги работы за урок;
  • отметить выполнение учащимися лучших работ и разобрать допущенные ошибки;
  • объявить оценки каждому учащемуся;
  • проверить уборку рабочих мест;
  • объявить задание на дом: подготовка к проверочной работе

Старший мастер: /Петрова О.А./

Мастер ПО: /Вильданова В. А./

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРС - ВТОРОЙ ГРУППА 7-8 ОПЕРАТОРОВ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

ТЕМА 6 ПРАКТИКУМ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

ПОДТЕМА 6: ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА Цели урока:

1.Обучающие: оценить уровень усвоения пройденного материала по теме.

2.Развивающие:

  • развитие умения учащихся использовать полученные знания на практике;
  • развитие навыков ответственности за выполнение работы;

3.Воспитательные:

  • воспитание организованности, дисциплинированности при выполнении работ;
  • воспитание бережного отношения к посуде, реактивам, электроэнергии

Место проведения: химическая лаборатория УТЭК 4;

Материально - техническое оснащение:

  • карточки - задания;
  • тесты для повторения правил безопасной работы: “первая помощь при ожогах”, “первая помощь при кровотечениях”;
  • тест “проверка знаний по очистке веществ”;
  • реактивы и регенты;
  • химическая посуда, приборы и оборудование.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (3-5 мин)

  • проверка наличия учащихся;
  • проверка готовности учащихся к уроку

2. Самостоятельная работа учащихся:

1) Ответить на вопросы тестов по правилам безопасной работы труда:

  • правила безопасной работы в химической лаборатории;
  • основные опасности в химической лаборатории;
  • первая помощь при термических и химических ожогах;
  • правила безопасной работы с агрессивными веществами;
  • правила безопасной работы с ЛВЖ и ГЖ;
  • правила безопасной работы с токсичными и органическими веществами;
  • первая помощь при кровотечениях;
  • первая помощь при поражениях электротоком;
  • правила безопасной работы с электронагревательными приборами.

2) По заданию мастера выполнить упражнения по взятию навесок сыпучих, жидких и твердых веществ; ответить на вопросы:

  • устройство технохимических весов;
  • правил взвешивания;
  • правила работы с аналитическим разновесом;
  • посуда и оборудование, применяемые в весовом анализе;
  • что означает - доведение до постоянной массы;
  • правила работы с эксикатором;
  • операции весового анализа;

3) По заданию мастера приготовить растворы различной процентной концентрации, измерить температуру и плотность, используя справочный материал по плотности определить концентрацию приготовленного раствора; ответить на вопросы:

  • классификация растворов;
  • основные части растворов, растворимость;
  • насыщенные и ненасыщенные растворы, виды концентрации растворов;
  • правила работы с ареометром и термометром;

4) По заданию мастера собрать прибор для титрования и провести определение общей и карбонатной жесткости воды; ответить на вопросы:

  • сущность объемного анализа, какой раствор называется рабочим раствором;
  • условия для успешного проведения реакции объемного анализа;
  • какие вещества называются индикаторами;
  • что показывает момент или точка эквивалентности;
  • какие различают три метода титрования;
  • как делятся методы объемного анализа в зависимости от типа используемых химических реакций;
  • какими солями обусловлена жесткость воды;
  • какие виды жесткости Вы знаете;
  • какие индикаторы и рабочие растворы используют для определения карбонатной и общей жесткости воды;
  • что является единицей измерения жесткости воды;
  • что используют для закрепления бюретки в штативе;
  • при помощи чего жидкость засасывается в пипетку;
  • чем ополаскивают пипетки и бюретки перед началом анализа;
  • где находиться глаза наблюдателя при отсчетах делений по бюретки;
  • как удалить из пипетки последние капли жидкости;
  • правила заполнения мерной колбы;

5). По заданию мастера собрать прибор для определения фракционирования нефтепродуктов; рассказать ход проведения анализа, ответить на вопросы:

  • какой газ является самым легким;
  • от каких факторов зависит состав газа;
  • при помощи каких приборов производят отбор проб газов при помощи запирающейся жидкости;
  • какие методы определения плотности газов Вы знаете, в чем их сущность;
  • основные показатели, характеризующие свойства нефтепродуктов;
  • сущность фракционирования;
  • что характеризует температура начала кипения и вскипания 10%;
  • что характеризует температура вскипания 50%;
  • что характеризует температура конца кипения;
  • какую температуру называют температурой застывания;
  • о каких свойствах судят по температуре застывания;

3. Заключительный инструктаж:

  • сообщить каждому учащемуся результаты сдачи проверочной работы;
  • неудовлетворительно сдавшим зачет по проверочной работе учащимся объяснить причину, выдать дополнительные вопросы для подготовки;
  • организовать уборку рабочих мест;
  • задание на дом: повторить теоретический материал - приборы для измерения давления.

Старший мастер: /Петрова О.А./

Мастер ПО: /Вильданова В.А./

ЛИТЕРАТУРА

1.Батышев С.Я. “Профессиональная педагогика” М. 2003 г.

2. Белянин Б.В. “Технический анализ нефтепродуктов и газа” изд. “химия” 1979 г.

3. Воскресенский П.И. “Техника лабораторных работ” изд. “Химия” 1970 г.

4.Горюшин В.С. “Методические указания по организации и методики производственного обучения” г. Уфа 2003 г.

5. Гурвич Я.А. “Химический анализ” М. “Высшая школа” 1989 г.

6. Иванов В.Г. “Практикум по органической химии” М. “АСАВЕМА”2001 г.

7. Коновалов В.Н. “Техника безопасности при работах по химии” М. “Просвещение” 1987 г.

8.Скакун В.А. “Методика производственного обучения” М. “Высшая школа” 2002 г.

9.Читаева О.Б. “Организация работы образовательного учреждения по обновлению содержания профессиональной подготовки” М. “Полиграф-С” 2003 г.

  1. Шапиро С.А. “Аналитическая химия” М. “Высшая школа” 1993 г.

11. Якуба Ю.А. “Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе” М. “Высшая школа” 1998 г.

См. приложения.