Воспитательная программа для 7–10-х классов "Я — гражданин"

Разделы: Классное руководство


Сегодня человечество вступило в информационную цивилизацию. В области образования в полном объеме встала задача формирования гражданского общества и воспитание личности как гражданина. А что значит — быть гражданином? Быть гражданином — значит иметь определенную правоспособность. Причем правоспособность — это не только возможность обладать всей полнотой прав и свобод, но также и обремененность обязанностями гражданина, которые определены законодательством страны, прежде всего конституцией.

С древнейших времен в понятие “гражданин” вкладывается и особый моральный смысл: быть гражданином — значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, культуре. Активная гражданская позиция проявляется не только в душевных переживаниях за судьбу Родины, горячем желании видеть ее свободной и процветающей. Она всегда связана с реальными делами, с умением честно трудиться на благо страны, готовностью прийти на помощь нуждающимся.

Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, формирование гражданского мировоззрения.

Одним из основных инструментов формирования гражданственности является воспитание. Гражданское воспитание — это многосторонний процесс формирования у школьников гражданских компетенций в целях социализации личности.

В нашей школе каждый год проводится мониторинг уровня воспитанности обучающихся по классам. За основу взята методика измерения уровня воспитанности Н. П. Капустина. Проанализировав результаты данной методики в своем классе в 2005 году, я пришла к выводу, что у обучающихся невысокие показатели по таким критериям, как долг перед старшими, положительное отношение к людям другой национальности, уважительное отношение к государственным символам, бережное отношение к истории и культуре своего народа. Когда же я попросила ответить на вопрос “Кто такой гражданин?”, большая часть класса вообще затруднилась ответить, а ответы остальных укладывались в 2-3 слова: “жить в своей стране”, “получить паспорт”, “любить свою Родину”.

Всё вышесказанное привело меня к мысли создать воспитательную программу класса “Я — гражданин России”. Программа адресована обучающимся 7—10-х классов. Реализация программы начинается с 7 класса, так как возраст 13 - 14 лет является наиболее оптимальным для системы гражданского воспитания, это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Учащиеся 7 класса уже “ушли” от детей, но еще не “пристали” к взрослым. В этом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. И в зависимости от того, какой опыт приобретет подросток, будет складываться его личность.

В соответствии с этим, целью Программы является создание условий для формирования и развития у учащихся активной гражданской позиции.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • развивать активность обучающихся в делах класса и школы;
  • содействовать формированию основ толерантного сознания и поведения у обучающихся;
  • вырабатывать у обучающихся уважительное отношение к государственным символам;
  • формировать бережное отношение к истории и культуре своего народа.

В результате осуществления Программы ожидается:

  • высокий уровень активности каждого обучающегося во внеклассных и внешкольных делах; уважение обучающимися прав других людей, терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению;

  • сформированные поведенческие навыки по отношению к государственной символике Российской Федерации и Кемеровской области;
  • убежденность обучающихся в том, что гражданин России изучает и уважает историю и культуру своего народа.

В структуре данной Программы выделяются следующие блоки:

1. “Кто я?”

2. “Я и моя малая Родина”

3. “Я живу в Кузбассе”

4. “Я — гражданин России!” Блок I

Кто я?

Ведущей деятельностью детей 13 лет становится общение со сверстниками, сознательное эксперементирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений). Ребенок стремится занять определенное место в классном коллективе. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует потребность 13-летних подростков в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли.

Исходя из вышесказанного, мы определили цель данного блока:

  • создание условий для сплочения классного коллектива; повышение активности каждого ученика.

Основные направления программы

Продукт деятельности

1.

Организационное собрание “Актив класса — каков он? ”

Цель: выборы актива класса.

Классный час “Что в человеке самое главное?”

Сформирован актив класса

2.

Цель: формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Лекция-рассуждение “Познай самого себя”

Разработан комплекс упражнений утренней гимнастики

3.

Цель: акцентирование внимания учащихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Классный час “Я — гражданин”

Составлен оптимальный режим дня

4.

Цель: формирование правовой компетенции учащихся.

Викторина “Мои права и обязанности”

Создана модель гражданина

5.

Цель: акцентирование внимания обучающихся на правила поведения в школе.

Классный час “Есть такое чувство — дружба”

Определены правила поведения внутри классного коллектива

6.

Цель: создание атмосферы товарищества и дружбы в коллективе.

Круглый стол “Мы коллектив? Да, мы — коллектив!”

Подготовлена выставка рисунков “Мой друг”

7.

Цель: выявление общих интересов, путей сплочения классного коллектива.

Конкурс “Пойми меня”

Создан классный фотоальбом “Вот так мы живем!”

8.

Цель: развитие творческой активности обучающихся.

Создана обстановка доброжелательности в классе

Блок II

Я и моя малая Родина

В возрасте 14 лет подросток все еще продолжает искать свое место в классном коллективе и в обществе. Он стремится к автономии и ищет признания ценности собственной личности. Главное значение в психическом развитии подростков данного возраста имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность.

Так как в этом возрасте подросток стремится проявить своё творчество, применить свои способности, мы начали сотрудничество с нашим школьным музеем. На первоначальном этапе учащиеся моего класса помогали собирать устный материал об учителях, работавших в школе с момента её основания.

Целью данного блока является воспитание у обучающихся позитивного отношения и уважения к своему поселку и его жителям.

Основные направления программы

Продукт деятельности

1.

Информационно-творческий проект “Моя родословная”

Цель: развитие гражданственности через познание истории своей семьи и ее реликвий.

Создано генеалогическое древо каждым учеником (18)

2.

Посещение районного краеведческого музея имени П.Н.Соснина

Цель: формирование гражданственности через историю своего района.

Написана статья в школьный журнал “Радуга”

3.

Поиск документальных материалов о жизни и работе учителя нашей школы Соснине П. Н.

Найдены документы и переданы в школьный музей

4.

Викторина “История Ижморского района”

Цель: развитие познавательных способностей учащихся.

Выявлены знатоки Ижморского района

5.

Встреча с заместителем главы района по сельскому хозяйству

Цель: знакомство с планами и перспективами развития сельского хозяйства в районе.

Акция “Доброе дело от доброго сердца”

Написан очерк о встрече

6.

Цель: оказание помощи ветеранам и престарелым людям.

Вахта памяти

Получены положительные отзывы ветеранов о работе учащихся класса

7.

Цель: сохранение исторической памяти в памяти подрастающего поколения

Субботник по благоустройству поселка

Выпущена школьная стенная газета “Мы помним.”

8.

Цель: оказание посильной помощи в поддержании чистоты в поселке.

Получена положительная оценка работы класса администрацией поселка

Блок III

Я живу в Кузбассе

В 15-летнем возрасте подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Общение со сверстниками продолжает играть большую роль. Происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения. “Основное противоречие данного возраста — настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. В этот период необходимо целенаправленно формировать социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности”.

Мои дети повзрослели, хотят, чтобы окружающие заметили их взрослость. Поэтому на данном этапе ребята собирают и оформляют экспозиционный материал прошлого нашей школы: школьные формы прошлых лет, пионерский галстук, чернильницы.

Целью блока является формирование у обучающихся позиции “Я — гражданин Кузбасса”.

Основные направления программы

Продукт деятельности

1.

Классный час “Символика Кузбасса”

Цель: ознакомление учащихся с символикой Кузбасса.

Оформлен школьный уголок “Символика Кузбасса”

2.

Классный час “Моя семья”

Цель: формирование доброго отношения к родным, близким людям.

Созданы проекты “Моя семья”, написаны сочинения о маме

3.

Заочная экскурсия по городам Кузбасса

Цель: формирование гражданственности через историю Кузбасса.

Написаны мини-сочинения о городах Кузбасса

4.

Викторина “Знатоки Кемерова”

Цель: развитие интереса к родному краю.

Выявлены лучшие знатоки Кемерова

5.

Классный час “Кузбасс — край угля и химии”

Цель: развитие гражданственности через историю Кузбасса.

Подготовлена выставка рисунков “Я покупаю товары Кузбасса”

6.

Акция “Доброе дело от доброго сердца”

Цель: Организация помощи ветеранам и престарелым людям.

Создан проект “Доброе дело от доброго сердца”

7.

Посещение музеев, памятников, театров города Кемерова

Цель: формирование гражданственности через посещение достопримечательностей Кемерова.

Оформлена экспозиция материалов на стенде

8.

Круглый стол “Песни, праздники и традиции русского народа”

Цель: формирование гражданственности через народные песни, праздники, традиции.

Некоторые учащиеся моего класса приняли участие в конкурсе народно песни “Творчество молодых”.

Блок IV

Я — гражданин России

В психологических периодизациях Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева ведущей деятельностью в этом возрасте признается учебно-профессиональная деятельность. Учебная деятельность приобретает новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Именно в юности вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в действительности. По мнению А. В. Мудрика, в этом возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах).

Практически все ребята моего класса обожают проводить свободное время за компьютером. А чтобы это приносило пользу для общего дела, для школьного музея, мы уделили особое внимание музейным фотографиям. Ребята стараются продлить им жизнь, сохраняя в цифровом формате.

Цель данного блока:

  • формирование у обучающихся уважительного отношения к государственным символам РФ, к истории и культуре своего народа.

Основные направления программы

Продукт деятельности

1.

Классный час “Символика России”

Цель: ознакомление учащихся с государственными символами РФ.

Создан информационный стенд; объявлен конкурс рисунков “Здесь виден флаг и герб России”

2.

Правовой марафон “Главная книга страны — Конституция”

Цель: формирование осмысленного понимания, что Конституция РФ создана для обеспечения порядка в государстве и обществе.

Выявлен победитель — знаток прав и обязанностей

3.

Классный час “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”

Цель: формирование у учащихся чувства долга перед Отечеством.

Написаны рассказы или мини-сочинения

4.

Акция “Письмо солдату”

Цель: поздравление военнослужащего-выпускника нашей школы.

Создан проект “Письмо солдату”

5.

Классный час “Герои России”

Цель: воспитание патриотических чувств.

Выпущена школьная газета

6.

Акция “Будущее без наркотиков!”

Цель: формирование здорового образа жизни.

Проведен конкурс рисунков, плакатов

7.

Воспитательное занятие “Вечно живые”

Цель: воспитание чувства гордости за свою страну, за соотечественников; воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

Оформлена экспозиция “Летопись воинской славы” для школьного музея

Результативность программы “Я — гражданин России”

  1. Повысился уровень активности классного коллектива и каждого обучающегося в отдельности. Это подтверждается следующими фактами:

- наш класс в течение пяти лет занимает первое место по школе среди классных коллективов по результатам участия во внеклассных, внешкольных, районных, областных и российских конкурсах и акциях;

В 10 классе был проведен мониторинг уровня воспитанности обучающихся по тем же критериям. Результаты данного мониторинга выше, чем были в 7 классе.

2. Ребята моего класса знают, что такое толерантность, стараются прислушиваться к мнению других людей, даже если оно не совпадает с их позицией. В рамках блока Программы “Я живу в Кузбассе”, мы посетили музей-заповедник Томская Писаница, познакомились с обычаями и культурой шорцев. На наш взгляд, это содействует положительному отношению к людям и культуре других национальностей.

  1. Сформированы поведенческие навыки обучающихся по отношению к государственным символам Российской Федерации и Кемеровской области. Ребята знают гимн области и России, понимают, в каких ситуациях можно и нужно включать гимн, а в каких не следует. 9 мая, в День Победы, нашему классу была доверена почетная обязанность помогать ветеранам Великой Отечественной войны в течение всего митинга, и ребята отнеслись к этому очень серьезно.
  2. Мои ученики убеждены в том, что настоящий гражданин России должен знать историю и культуру своего народа, уважать и бережно относиться к традициям старшего поколения. За время реализации Программы ребята занимались исследовательской работой, собирали материал в школьный музей по направлениям: “Учителя школы”, “Ими гордится школа”, “Старой фотографии - новая жизнь”. В такой работе ребята смогли проявить свою индивидуальность — кто-то собирал сведения, кто-то писал очерки, кто-то реставрировал фотографии. Каждый нашел дело по душе.

Мы уверены, что такая целенаправленная и плодотворная работа способствует повышению интереса и мотивации у учащихся, уважению и положительному отношению к своей семье, своему поселку, своей Родине.