Сегодня человечество вступило в информационную цивилизацию. В области образования в полном объеме встала задача формирования гражданского общества и воспитание личности как гражданина. А что значит — быть гражданином? Быть гражданином — значит иметь определенную правоспособность. Причем правоспособность — это не только возможность обладать всей полнотой прав и свобод, но также и обремененность обязанностями гражданина, которые определены законодательством страны, прежде всего конституцией.
С древнейших времен в понятие “гражданин” вкладывается и особый моральный смысл: быть гражданином — значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, культуре. Активная гражданская позиция проявляется не только в душевных переживаниях за судьбу Родины, горячем желании видеть ее свободной и процветающей. Она всегда связана с реальными делами, с умением честно трудиться на благо страны, готовностью прийти на помощь нуждающимся.
Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, формирование гражданского мировоззрения.
Одним из основных инструментов формирования гражданственности является воспитание. Гражданское воспитание — это многосторонний процесс формирования у школьников гражданских компетенций в целях социализации личности.
В нашей школе каждый год проводится мониторинг уровня воспитанности обучающихся по классам. За основу взята методика измерения уровня воспитанности Н. П. Капустина. Проанализировав результаты данной методики в своем классе в 2005 году, я пришла к выводу, что у обучающихся невысокие показатели по таким критериям, как долг перед старшими, положительное отношение к людям другой национальности, уважительное отношение к государственным символам, бережное отношение к истории и культуре своего народа. Когда же я попросила ответить на вопрос “Кто такой гражданин?”, большая часть класса вообще затруднилась ответить, а ответы остальных укладывались в 2-3 слова: “жить в своей стране”, “получить паспорт”, “любить свою Родину”.
Всё вышесказанное привело меня к мысли создать воспитательную программу класса “Я — гражданин России”. Программа адресована обучающимся 7—10-х классов. Реализация программы начинается с 7 класса, так как возраст 13 - 14 лет является наиболее оптимальным для системы гражданского воспитания, это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Учащиеся 7 класса уже “ушли” от детей, но еще не “пристали” к взрослым. В этом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. И в зависимости от того, какой опыт приобретет подросток, будет складываться его личность.
В соответствии с этим, целью Программы является создание условий для формирования и развития у учащихся активной гражданской позиции.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- развивать активность обучающихся в делах класса и школы;
- содействовать формированию основ толерантного сознания и поведения у обучающихся;
- вырабатывать у обучающихся уважительное отношение к государственным символам;
- формировать бережное отношение к истории и культуре своего народа.
В результате осуществления Программы ожидается:
высокий уровень активности каждого обучающегося во внеклассных и внешкольных делах; уважение обучающимися прав других людей, терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению;
сформированные поведенческие навыки по
отношению к государственной символике
Российской Федерации и Кемеровской области;
- убежденность обучающихся в том, что гражданин России изучает и уважает историю и культуру своего народа.
В структуре данной Программы выделяются следующие блоки:
1. “Кто я?”
2. “Я и моя малая Родина”
3. “Я живу в Кузбассе”
4. “Я — гражданин России!” Блок I
Кто я?
Ведущей деятельностью детей 13 лет становится общение со сверстниками, сознательное эксперементирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений). Ребенок стремится занять определенное место в классном коллективе. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует потребность 13-летних подростков в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли.
Исходя из вышесказанного, мы определили цель данного блока:
- создание условий для сплочения классного коллектива; повышение активности каждого ученика.
№ |
Основные направления программы |
Продукт деятельности |
1. |
Организационное собрание “Актив
класса — каков он? ” Цель: выборы актива класса. Классный час “Что в человеке самое главное?” |
Сформирован актив класса |
2. |
Цель: формирование ответственного
отношения к своему здоровью. Лекция-рассуждение “Познай самого себя” |
Разработан комплекс упражнений утренней гимнастики |
3. |
Цель: акцентирование внимания учащихся
на собственную личность с целью самопознания и
дальнейшего саморазвития. Классный час “Я — гражданин” |
Составлен оптимальный режим дня |
4. |
Цель: формирование правовой
компетенции учащихся. Викторина “Мои права и обязанности” |
Создана модель гражданина |
5. |
Цель: акцентирование внимания обучающихся на правила поведения в школе. Классный час “Есть такое чувство — дружба” |
Определены правила поведения внутри классного коллектива |
6. |
Цель: создание атмосферы товарищества и дружбы в коллективе. Круглый стол “Мы коллектив? Да, мы — коллектив!” |
Подготовлена выставка рисунков “Мой друг” |
7. |
Цель: выявление общих интересов, путей сплочения классного коллектива. Конкурс “Пойми меня” |
Создан классный фотоальбом “Вот так мы живем!” |
8. |
Цель: развитие творческой активности обучающихся. |
Создана обстановка доброжелательности в классе |
Блок II
Я и моя малая Родина
В возрасте 14 лет подросток все еще продолжает искать свое место в классном коллективе и в обществе. Он стремится к автономии и ищет признания ценности собственной личности. Главное значение в психическом развитии подростков данного возраста имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность.
Так как в этом возрасте подросток стремится проявить своё творчество, применить свои способности, мы начали сотрудничество с нашим школьным музеем. На первоначальном этапе учащиеся моего класса помогали собирать устный материал об учителях, работавших в школе с момента её основания.
Целью данного блока является воспитание у обучающихся позитивного отношения и уважения к своему поселку и его жителям.
№ |
Основные направления программы |
Продукт деятельности |
1. |
Информационно-творческий проект “Моя родословная” Цель: развитие гражданственности через познание истории своей семьи и ее реликвий. |
Создано генеалогическое древо каждым учеником (18) |
2. |
Посещение районного краеведческого музея имени П.Н.Соснина Цель: формирование гражданственности через историю своего района. |
Написана статья в школьный журнал “Радуга” |
3. |
Поиск документальных материалов о жизни и работе учителя нашей школы Соснине П. Н. |
Найдены документы и переданы в школьный музей |
4. |
Викторина “История Ижморского района” Цель: развитие познавательных способностей учащихся. |
Выявлены знатоки Ижморского района |
5. |
Встреча с заместителем главы
района по сельскому хозяйству Цель: знакомство с планами и перспективами развития сельского хозяйства в районе. Акция “Доброе дело от доброго сердца” |
Написан очерк о встрече |
6. |
Цель: оказание помощи ветеранам и
престарелым людям. Вахта памяти |
Получены положительные отзывы ветеранов о работе учащихся класса |
7. |
Цель: сохранение исторической памяти в
памяти подрастающего поколения Субботник по благоустройству поселка |
Выпущена школьная стенная газета “Мы помним.” |
8. |
Цель: оказание посильной помощи в поддержании чистоты в поселке. |
Получена положительная оценка работы класса администрацией поселка |
Блок III
Я живу в Кузбассе
В 15-летнем возрасте подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Общение со сверстниками продолжает играть большую роль. Происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения. “Основное противоречие данного возраста — настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. В этот период необходимо целенаправленно формировать социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности”.
Мои дети повзрослели, хотят, чтобы окружающие заметили их взрослость. Поэтому на данном этапе ребята собирают и оформляют экспозиционный материал прошлого нашей школы: школьные формы прошлых лет, пионерский галстук, чернильницы.
Целью блока является формирование у обучающихся позиции “Я — гражданин Кузбасса”.
№ |
Основные направления программы |
Продукт деятельности |
1. |
Классный час “Символика Кузбасса” Цель: ознакомление учащихся с символикой Кузбасса. |
Оформлен школьный уголок “Символика Кузбасса” |
2. |
Классный час “Моя семья” Цель: формирование доброго отношения к родным, близким людям. |
Созданы проекты “Моя семья”, написаны сочинения о маме |
3. |
Заочная экскурсия по городам Кузбасса Цель: формирование гражданственности через историю Кузбасса. |
Написаны мини-сочинения о городах Кузбасса |
4. |
Викторина “Знатоки Кемерова” Цель: развитие интереса к родному краю. |
Выявлены лучшие знатоки Кемерова |
5. |
Классный час “Кузбасс — край угля и химии” Цель: развитие гражданственности через историю Кузбасса. |
Подготовлена выставка рисунков “Я покупаю товары Кузбасса” |
6. |
Акция “Доброе дело от доброго сердца” Цель: Организация помощи ветеранам и престарелым людям. |
Создан проект “Доброе дело от доброго сердца” |
7. |
Посещение музеев, памятников, театров города Кемерова Цель: формирование гражданственности через посещение достопримечательностей Кемерова. |
Оформлена экспозиция материалов на стенде |
8. |
Круглый стол “Песни, праздники и
традиции русского народа” Цель: формирование гражданственности через народные песни, праздники, традиции. |
Некоторые учащиеся моего класса приняли участие в конкурсе народно песни “Творчество молодых”. |
Блок IV
Я — гражданин России
В психологических периодизациях Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева ведущей деятельностью в этом возрасте признается учебно-профессиональная деятельность. Учебная деятельность приобретает новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Именно в юности вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в действительности. По мнению А. В. Мудрика, в этом возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах).
Практически все ребята моего класса обожают проводить свободное время за компьютером. А чтобы это приносило пользу для общего дела, для школьного музея, мы уделили особое внимание музейным фотографиям. Ребята стараются продлить им жизнь, сохраняя в цифровом формате.
Цель данного блока:
- формирование у обучающихся уважительного отношения к государственным символам РФ, к истории и культуре своего народа.
№ |
Основные направления программы |
Продукт деятельности |
1. |
Классный час “Символика России” Цель: ознакомление учащихся с государственными символами РФ. |
Создан информационный стенд; объявлен конкурс рисунков “Здесь виден флаг и герб России” |
2. |
Правовой марафон “Главная книга страны — Конституция” Цель: формирование осмысленного понимания, что Конституция РФ создана для обеспечения порядка в государстве и обществе. |
Выявлен победитель — знаток прав и обязанностей |
3. |
Классный час “Моя семья в годы
Великой Отечественной войны” Цель: формирование у учащихся чувства долга перед Отечеством. |
Написаны рассказы или мини-сочинения |
4. |
Акция “Письмо солдату” Цель: поздравление военнослужащего-выпускника нашей школы. |
Создан проект “Письмо солдату” |
5. |
Классный час “Герои России” Цель: воспитание патриотических чувств. |
Выпущена школьная газета |
6. |
Акция “Будущее без наркотиков!” Цель: формирование здорового образа жизни. |
Проведен конкурс рисунков, плакатов |
7. |
Воспитательное занятие “Вечно
живые” Цель: воспитание чувства гордости за свою страну, за соотечественников; воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны. |
Оформлена экспозиция “Летопись воинской славы” для школьного музея |
Результативность программы “Я — гражданин России”
- Повысился уровень активности классного коллектива и каждого обучающегося в отдельности. Это подтверждается следующими фактами:
- наш класс в течение пяти лет занимает первое место по школе среди классных коллективов по результатам участия во внеклассных, внешкольных, районных, областных и российских конкурсах и акциях;
В 10 классе был проведен мониторинг уровня воспитанности обучающихся по тем же критериям. Результаты данного мониторинга выше, чем были в 7 классе.
2. Ребята моего класса знают, что такое толерантность, стараются прислушиваться к мнению других людей, даже если оно не совпадает с их позицией. В рамках блока Программы “Я живу в Кузбассе”, мы посетили музей-заповедник Томская Писаница, познакомились с обычаями и культурой шорцев. На наш взгляд, это содействует положительному отношению к людям и культуре других национальностей.
- Сформированы поведенческие навыки обучающихся по отношению к государственным символам Российской Федерации и Кемеровской области. Ребята знают гимн области и России, понимают, в каких ситуациях можно и нужно включать гимн, а в каких не следует. 9 мая, в День Победы, нашему классу была доверена почетная обязанность помогать ветеранам Великой Отечественной войны в течение всего митинга, и ребята отнеслись к этому очень серьезно.
- Мои ученики убеждены в том, что настоящий гражданин России должен знать историю и культуру своего народа, уважать и бережно относиться к традициям старшего поколения. За время реализации Программы ребята занимались исследовательской работой, собирали материал в школьный музей по направлениям: “Учителя школы”, “Ими гордится школа”, “Старой фотографии - новая жизнь”. В такой работе ребята смогли проявить свою индивидуальность — кто-то собирал сведения, кто-то писал очерки, кто-то реставрировал фотографии. Каждый нашел дело по душе.
Мы уверены, что такая целенаправленная и плодотворная работа способствует повышению интереса и мотивации у учащихся, уважению и положительному отношению к своей семье, своему поселку, своей Родине.