ЦЕЛИ:
- показать универсальность основных закономерностей колебательных процессов для колебаний любой физической природы;
- обобщить и систематизировать знания обучающихся.
ХОД УРОКА
Законы колебательного движения обладают общностью для колебаний различной физической природы. Академик Л. И. Мандельштам отмечал: “Теория колебаний объединяет, обобщает различные области физики… Каждая из областей физики – оптика, механика, акустика – говорит на своем “национальном” языке. Но есть “интернациональный” язык, и это язык теории колебаний… Изучая одну область, Вы получите тем самым интуицию и знания совсем в другой области”
Дадим определение гармоническим колебаниям:
Опр. Гармоническим называются колебания, подчиняющиеся закону синуса (косинуса).
- выписать основные формулы колебания математического маятника, какие характеристики определяют период его колебаний;
- выписать основные формулы колебания тела на пружине, какие характеристики определяют период его колебаний;
- решить задачу: лягушонок Кузя попал в крынку из-под сметаны и катается по ее дну сферической формы радиусом 25 см вверх и вниз без прения. Для превращения остатков сметаны в масло необходимо 400 полных колебаний Кузи в крынке. Через какое время можно подать к столу масло?
- выписать основные формулы колебания электрического тока в колебательном контуре, какие характеристики определяют период электромагнитных колебаний.
Пока ученики у доски решают заданные им задача, идет работа с классом. Рассматриваются следующие качественные задачи:
- На веревке висит ведро (цилиндрической формы) и раскачивается. В дне ведра находится отверстие, через которое вода постепенно выливается. Будет ли изменяться период колебаний, если принять систему за математический маятник? Будет ли изменяться период колебаний, если ведро соизмеримо с длиной маятника?
- Изменится ли период колебания математического маятника, если изменится его длина, и если изменится, то как?
- Один и тот же математический маятник использовался для определения периода его колебаний на Земле и на Луне. Вопрос как относятся периоды
(Ответ: 1. Не будет. 2. Будет увеличиваться.)
(Ответ: Да изменится, при этом с увеличением длины маятника растет его период.)
(Ответ: Ускорение силы тяжести на Луне меньше, чем на Земле, поэтому Тлуны>Tземли – для одного и того же маятника.)
- Заслушать ответы обучающихся у доски.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1 ученик.
- Крокодил Гена качается на качелях. Как изменится период колебаний качелей, если на них еще уселся Чебурашка? Считать крокодила Гену и Чебурашку материальными точками.
- Чебурашка качается на качелях. Как измениться период колебаний качелей, если на них еще уселся крокодил Гена? Считать, что длина крокодила соизмерима с длиной качелей.
2 ученик.
- На рисунке приведены графики двух колебательных процессов. Чем они отличаются?
- По какому графику и как можно записать уравнение колебаний движения.
(Ответ: Сдвинуты по фазе на , так как SIN() и COS() отличаются сдвигом по аргументу на Т/4, то есть на ).
3 ученик.
Коту Матроскину необходимо измерить площадь пола в коровнике. Как он может это сделать, имея часы с секундной стрелкой и ботинок дяди Федора на длинном шнурке?
Вывод: часы могут использоваться для измерения длины, а рулетка может использоваться для измерения времени.
4 ученик.
- Как изменится период свободных колебаний в электрическом контуре при увеличении электроемкости конденсатора в 2 раза? (>в )
- Как изменится частота свободных колебаний в электрическом контуре при уменьшении индуктивности катушки в 4 раза? (>2 раза).
ВОПРОС К КЛАССУ
- В чем проявляется аналогия между физическими величинами, характеризующими механические и электрические колебания?
- Величины, характеризующие состояние системы:
- Величины, выражающие отклонение системы от состояния равновесия: q и х.
- Величины, выражающие свойства самой системы: m и L; k и 1/C.
- Величины, выражающие скорость изменения состояния системы:
Wпот = K X2/2; Wпот = q2/(2C),
Wкин = m/2, Wкин = LJ2/2
V = (t) i = (t)
IV. ИТОГИ УРОКА.
На данном уроке мы увидели:
- основные закономерности колебательных процессов применимы для колебаний любой физической природы;
- зная формулу Гюйгенса (T = 2*)и имея часы можно измерить длину, площадь, объем;
- имея рулетку, можно измерять время.
Таким образом, теория колебаний понятна и применима в любой области физики.
V. ОЦЕНКИ.
VI. ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
- повторить тему,
- решить задачи Приложения №1.
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данный урок разработан как обобщающий урок по физике колебаний.
Этот материал можно также использовать как составную часть интегрированных уроков физика-математика, физика-информатика.
Если в классе установлена интерактивная доска или есть проектор, то в качестве демонстрационного материала можно использовать прилагаемую презентацию.