Содержание:
1. Общее положение.
2. Цели и задачи лагеря.
3. Содержание программы.
4. Итоги работы.
5. Распорядок дня.
6. План работы лагеря.
7. Отзывы учащихся о лагере.
ХОД УРОКА
1. Общее положение.
Основной состав краеведческого лагеря "Моя Родина - Хатылы" - учащиеся, занимавшиеся в течение года в авторском элективном курсе учителя якутского языка и литературы Хатылынской средней общеобразовательной школы имени В.С. Соловьева-Болот Боотура Макаровой Н.В. "Алаас ааттаах, дойду сурахтаах" ("Земля славится людьми"). Это - учащиеся 5-11 классов, интересующиеся историей своего края.
Количество учащихся - 17
Руководитель - 1
Воспитатель - 1
Повар - 1
Количество сезонов - 1
2. Цели и задачи лагеря
Цели.
- Воспитание любви и патриотического отношения к родному краю.
- Привитие навыков общения с природой по обычаям предков.
- Воспитание личности в коллективе.
- Организация летнего досуга детей с пользой.
- Укрепление здоровья детей.
Задачи:
- Изучить историю и природу родного края.
- Привить чувство уважения к своим предкам.
- Организовать индивидуальную работу для каждого ребенка, направленную на развитие положительных качеств.
- Воспитать всесторонне развитого человека.
- Дать ребенку те знания и умения, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
3. Содержание программы.
У каждого человека есть родной город, село, улица, дом, семья, где он вырос. Все это называется Родиной, и все это человек любит, даже не задумываясь об этом. И леса, поля, луга, окружающие нашу малую родину, родной язык, на котором мы говорим – это тоже часть Родины. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца каждый будет знать, что защищает и этот клочок земли, научивший видеть и понимать прекрасное, – этот до боли в сердце любимый край, любовь к которому не угаснет, как никогда не угаснет любовь к матери.
Куда бы ни занесла нас судьба, мы будем тосковать о своей Родине и ждать встречи с ней. Любовь к родному краю заложена в нас с первых дней жизни, впиталась с молоком матери.
Все, что приходит на эту землю скоротечно. Так устроена жизнь. Из года в год наше село теряет старожилов - хранителей духовного богатства родного края. Вместе с ними уходит часть истории. Задача молодых заключается в том, чтобы впитать нужную информацию, обучиться всему тому, что пригодится в дальнейшей жизни. Ведь будущее села зависит от подрастающего поколения.
С каждым годом в силу разных причин мы все больше отдаляемся от культуры своих предков. Каждое новое поколение все меньше и меньше знает историю своего народа. Программа краеведческого лагеря “Моя Родина - Хатылы” предназначена для учащихся 5-11 классов, целью которой является воспитание патриота своей Родины. Основным фундаментом этой программы является авторский элективный курс “Алаас ааттаах, дойду сурахтаах”. В 2000 году к 160-летию села вышла на свет замечательная книга “Моя Родина - Хатылы”. Но, к сожалению, в этой книге были включены материалы, в основном освещающие события советского времени. Не были включены легенды и предания, рассказывающие о далеком прошлом села. Поэтому целью этого курса является изучение истории села по нескольким направлениям. Ребята собирают у старожилов села легенды и предания. Тем самым они узнают много интересного не только о своих односельчанах, но и об истории своего наслега. В будущем планируется выпуск брошюры по собранным материалам.
4. Итоги работы:
Основой работы лагеря является авторский элективный курс “Алаас ааттаах, дойду сурахтаах”. Учащиеся в течение года изучали историю своего наслега - занимались сбором фольклорного материала от населения. Составили карту маршрутов экспедиции. Летом в лагере ходили по этим маршрутам, фотографировали, занимались сбором материалов, изучали флору и фауну родного края. В дальнейшем планируется выпуск брошюр и участие с докладами на научно-практических конференциях.
- За 10 дней вели краеведческую работу по 6 маршрутам:
1. Алас Чэкээлийэ
2. Бабагинский хребет
3. Вдоль речки Бабага
4. Дерево сказок
5. Коневодческая база
6. Алас Улахан Эбэ
- Во время прохождения по маршрутам проводилась беседа по привитию обычаев предков: не шуметь и не разговаривать громко в святых местах, бережное отношение к могилам предков, к святыням народа - сэргэ (коновязь), кэрэх мас (дерево жизни), не сорить на природе, кормить духов огня и земли и.т.д.
- Во время прохождения по маршрутам были обнаружены такие находки: на местах, где проживали люди в XVII–XIX веках древние сэргэ (коновязи), кэрэх мастар (деревья жизни), древние захоронения людей, деревянные плуги, колеса от телег. Кроме этого было много вещей времен колхоза, т.е. 1930-х годов.
- Занимались общественно-полезным трудом - построили маленький мост через речку Бабага, убрали мусор с древних поселений.
- С целью укрепления здоровья детей каждый день проводилась утренняя пробежка и зарядка, организовывалось купание в чистых водах речки Бабага, экскурции и спортивные игры на свежем воздухе.
- Были проведены мероприятия с целью развития творческого потенциала детей:
- Клуб веселых и находчивых (КВН)
- Конкурс среди девочек "Мисс Бабага"
- Конкурс среди мальчиков "Мистер Бабага"
- Конкурс настенных рисунков "Граффити"
- Просмотр и обсуждение популярных кинофильмов
- Игра "Любовь с первого взгляда" и.т.д.
5. Распорядок дня:
- 8ч.30м. - подъем
- 8ч.30м. - 9ч. - умывание, зарядка и пробежка
- 9ч.00м. - завтрак
- 9ч.30м. - планирование маршрута, анализ и исследование собранных материалов
- 10ч.00м. - 12ч.00м. - прохождение по маршруту
- 12ч.30м. - 13ч.30м. - обед
- 14ч.00м. - 16ч.00м. - свободное время, купание
- 16ч.00м. - 18ч.00м. - спортивные игры, просмотр кинофильмов
- 18ч.00м. - 19ч.00м. - ужин
- 19ч.00м. - развлекательные мероприятия: интеллектуальные игры, конкурсы и.т.д.
- 21ч.00м. - 23ч.00м. - свободное время
- 23ч. - 8ч.30м. - сон
6. План работы лагеря. Приложение
Для реализации программы мы придерживались следующих принципов.
- Принцип содружества – все мы часть природы.
- Принцип “Знай и почитай предков своих” - каждый человек должен знать и уважать свои корни.
- Принцип уважения к природе – каждое живое существо на этой земле имеет право на существование и это право не должно зависеть от того насколько он полезен для людей.
- Принцип взаимоотношения – мы должны понимать и войти в положительный контакт с окружающей нас природой.
- Принцип любви, сбережения и радости – материальное богатство не самое лучшее, чего можно достичь в жизни.
- Принцип бережливого отношения к природе - человек не должен быть причиной исчезновения живых существ на этой земле.
- Принцип любви к родному краю – родной край единственное на земле место, куда человек хочет вернуться.
7. Отзывы учащихся о лагере:
Макарова Уля, 7 кл.:
Я во время летних каникул отдыхала в краеведческом лагере на речке Бабага. Там я узнала много интересного об аласах. Купалась в красивой речке Бабага. Каждый день мы ходили по маршрутам. Я впервые была так долго на природе. Все было очень интересно.
Кривошапкин Коля, 7 кл.:
Летом я отдыхал на речке Бабага. Там я очень хорошо отдохнул, играл. Мы пешком прошли по многим аласам, были на Бабагинском хребте, фотографировали древние захоронения, стоянки. Мне очень полюбилось древнее сэргэ с узорами. Было проведено очень много мероприятий. Это лето я провел с пользой. Там мне очень понравилось, в следующем году тоже хочу поехать.
Николаева Сааскылана, 7 кл.:
Этим летом я впервые была в лагере на речке Бабага и мне там ужасно понравилось. Название нашего лагеря - "Моя Родина - Хатылы". Лагерь организовала наш классный руководитель Нюргуяна Владимировна. Там мы изучали аласы. Оказывается бывать на природе - это так здорово! Если в следующем году лагерь будет работать, я обязательно поеду. Хочу, чтобы лагерь развивался и работал каждый год.
Макаров Айал, 10 кл.:
Этим летом у нас в Хатылы была очень хорошо организована работа лагеря. Название лагеря - "Моя Родина - Хатылы". Направление лагеря - краеведческое. Это значит - изучение флоры, фауны, истории аласов, местностей. В лагере собрались 17 ребят и плодотворно занимались исследованием истории своего края. Было проведено очень много разных мероприятий. Мы весело и с пользой провели эти незабываемые летние дни.
Козлова Ньургустана, 7 кл.:
Это лето мы провели в краеведческом лагере на речке Бабага. Там очень хорошо провели лето. Ходили по аласам, видели могилу удаганки. Дежурили по очереди в столовой, я научилась готовить. Каждый день купались. Вечерами проводились разные игры, конкурсы,мероприятия. Я очень хорошо отдохнула. В следующем году тоже хочу поехать.
Яковлев Мичил,7 кл.:
Я очень хорошо отдохнул в лагере на Бабаге. Самые полюбившиеся маршруты - Дерево сказок и Бабагинский хребет. Впервые увидел древние захоронения. Нашли много интересных вещей. Моя мечта - еще раз побывать в этом прекрасном месте.
В статье использованы фотографии о работе краеведческого лагеря "Моя Родина - Хатылы" за 2008 год.
Также к статье прилагается презентация Power Point "О работе краеведческого лагеря".