Цели урока:
Ход урока
1. Объявление темы задач урока. Запись в тетради.
2. Разминка. Любите ли вы загадки? Свои загадки вам хотят загадать знаки препинания.
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу -
За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак)
Голосок мой очень тих,
Я почти невидный штрих.
Но почетна роль моя:
Мысль могу закончить я. (Точка)
У меня задорный хвост,
Только труд и мой непрост:
Я задорная такая,
Называюсь - …… (Запятая)
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало -
И мне пришлось сойти вниз с пьедестала.
(Восклицательный знак)
Какие из этих знаков могут стоять в конце предложения, а какие только в середине? Какие еще знаки могут завершать предложение? Как меняется предложение сот сменой знака?
3. Прочитать предложения с нужной интонацией.
На улице похолодало (.!?)
Скоро наступит Новый год (.!?)
К нам пришли гости (.!?)
4. А для чего служит запятая? Может ли она, такая маленькая, иметь большое значение? Давайте вспомним сказку “В стране невыученных уроков”. Маленькая запятая помогла мальчику Вите избежать казни.
Запятая: Он еще ни разу в жизни не поставил меня на мое место.
Витя: Куда же ее нужно поставить? Эй, подскажи. Ну, пожалуйста!
Запятая: Думай сам. Размышляй.
Витя: Если я поставлю запятую здесь, получится “Казнить, нельзя помиловать!” Казнить! Я не хочу! А если я поставлю запятую после слова “нельзя”, то получится “Казнить нельзя, помиловать!” Ура! Помиловать!
Запятая: Теперь ты понял, какую важную роль я играю в предложении?!
Витя: Понял, понял! Давай с тобой дружить!
А я могу рассказать вам историю, как запятая спасла целое королевство от разорения. Однажды в маленьком и небогатом королевстве умер старый король. Своим наследникам он оставил завещание: “Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую”. Запятую адвокат по рассеянности забыл поставить. Именно это и спасло наследников: они поставили запятую…. Как вы думаете, где?
5. Любой язык – это настоящее чудо, это волшебство, поэтому сегодня провести урок нам помогут герои сказок и волшебные предметы. Постарайтесь, выполняя задания, вспомнить, кто написал эти замечательные сказки.
Волшебные предметы и герои сказок появляются на экране вместе с заданием. Ученики записывают задания в тетради и выполняют их. (См. Приложение № 1).
6. №1 – это злой волк, напавший на семерых козлят, когда их матери не было дома. Посмотрим, какое задание он нам приготовил?
Составьте словосочетания и разберите их.
Лес собралась, матушка милый, стучится дверь, грубый голосом, смотрел жадно.
Что такое словосочетание? Как связаны слова в словосочетании? Что значит “связаны грамматически”? Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетаниями?
7. Второе задание нам предлагают козлята. Упражнение 253 из учебника М.М. Разумовской.
Под музыку дождя, звучный лес, веет ласково, дождь алмазных слез, кусты в серебряных сережках, русый дождь на ножках, ледяной гербарий.
Если взять эти словосочетания отдельно от стихотворения, то может показаться, что они не имеют смысла. Как вы думаете, с какой целью используют их поэты? Уместны ли они в разговорной речи? Какие словосочетания употребили бы вы?
8. Из словосочетаний рождаются предложения. У вас на парте лежат листочки с заданием. Попробуйте, пользуясь рекомендациями, составить предложение и выполните его синтаксический разбор.
- Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок возьмите прилагательное, выступающее в роли определения и поставьте его в форме именительного падежа, единственного числа, женского рода.
- Из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом возьмите обстоятельство, употребив его как подлежащее.
- Добавьте глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.
- Из предложения Над городом пролетел самолет возьмите обстоятельство.
Тихая ночь опустилась над городом. (Пов., невоскл., простое, распростр.)
Из каких членов предложения состоит основа? Чем они выражаются? Как называются предложения, состоящие только из грамматической основы? Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
9. Следующее задание – от хрустальной туфельки.
Вставить недостающие определения:
С утра и до вечера работала Золушка. Устав, она ложилась спать не на ….. постель, а рядом с печкой, на …… золу. За это …… дочь мачехи прозвала ее замарашкой, а ……., не такая …….., как сестра, стала называть ее Золушкой.
Отец накупил дочерям мачехи ….. платьев, украшенных ……. камнями и жемчугом, ……. шуб и накидок, а Золушке не привез ничего, чтобы жена не заругала.
10. Со следующим заданием в гости к нам пришла Красная Шапочка.
Найти и подчеркнуть обстоятельства. Определить их значение.
Ступай, Красная Шапочка, в лес, отнеси больной бабушке гостинец. Выходи из дома пораньше, иди быстро и ни с кем не разговаривай. Ступай прямо и никуда с тропинки не сворачивай.
11. Маленький мальчик-с-пальчик приготовил вам непростое задание.
Подчеркните грамматическую основу и дополнения. Определите падеж существительных.
Запрягла мать лошадь. Сидит мальчик-с-пальчик в ухе у лошади и покрикивает. Старинное село украшает чудесный сад. Кудрявые яблони расчесывает ветер.
12. И последнее задание нам принесли Бременские музыканты – Осел и Петух.
Из данных предложений выберите 1 ученик – предложения с тире; 2 ученик – предложения с двоеточием. Графически объясните постановку знаков препинания.
Довольны были все музыканты кот осел петух и собака. Бремен город уличных музыкантов. И атаман и атаманша и остальные разбойники все единодушно решили, что надо убираться отсюда подальше. Квартет это четверо музыкантов. В нашем доме засели злые духи страшная ведьма мохнатый человек с ножами огромное чудовище с дубиной а на крыше судья с громким голосом.
13. Подведение итогов.
Что такое словосочетание?
Чем предложение отличается от словосочетания?
Какие предложения различаются а) по цели высказывания;
б) по эмоциональной окраске; в) по количеству грамматических основ; г)по наличию второстепенных членов?
Назовите а) главные; б) второстепенные члены предложения.
Какой знак и когда ставится между подлежащим и сказуемым?
Какие знаки нужны в предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения? Запишите схемы.
14. Домашнее задание: упражнение 205.