Данный урок проводится в конце изучения раздела о механических колебаниях в 9-м классе.
Основная цель урока: обобщить знания учащихся по данной теме, показать возможность применения полученных знаний, расшить кругозор учеников.
Задачи урока:
- интеграция знаний и умений, полученных на уроках физики и информатики;
- повышение уровня знаний учеников;
- развитие личности и самостоятельной активности учащихся, их познавательной и информационно-коммуникативной деятельности.
Комментарий учителя:
Для качественного проведение урока желательно проводить его в кабинете информатики или использовать переносной компьютерный класс, т.к. для написания теста и создания презентации учащимся необходимы ПК. План урока, бланки отчетов, инструкции по выполнению работы и созданию презентации распечатываются заранее для каждого ученика и раздаются в начале урока.
Задача учителя - организовать работу учащихся, отдельно каждой группы.
В отличие от традиционной работы по данной теме, предлагаемой учебником, учащиеся изучают колебания математического и пружинного маятника, что позволяет расширить их знания о колебательных системах. В начале урока учитель комментирует выполнение лабораторной работы, после ее выполнения объясняются оставшиеся два задания. В конце урока показываются презентации учащихся. Материал для презентации подобран таким образом, что ее составить могут и ученики, не изучающие информатику в 9 классе.
По окончании урока учащиеся получаю оценки за выполнения лабораторной работы, решение тестового задания, создания презентации, которые могут быть выставлены как учителем физики, так и учителем информатики.
План проведения урока
- Организационный момент – 3 мин.
- Опрос по терминам - 5 мин.
- Выполнение лабораторной работы 10 мин.
- Решение теста - 10 мин.
- Создание презентации - 10 мин.
- Представление результатов работы - 5 мин.
Ход урока
1. Организационный момент. Учитель читает стихотворение:
Рожденный пустыней колеблется звук,
Колеблется синий на нитке паук,
Колеблется воздух, прозрачен и чист,
В сияющих звездах колеблется лист.
После прочтения, учитель предлагает выделить физические явления, описанные в стихотворении и назвать тему урока. Дети без труда называют тему: КОЛЕБАНИЯ!
2. Опрос по терминам (колебания, виды колебаний, маятник, период, амплитуда…)
3. Далее учитель предлагает определить, какая существует зависимость между периодом и длиной нити математического маятника и зависимость периода от массы пружинного маятника. Для этого необходимо выполнить лабораторные работы. Класс делится на две группы, которые выполняют опыты с пружинным и нитяным маятниками. После опытов учащиеся заполняют бланки ответов и пишут вывод. Приложение 1, Приложение 2.
4. Решение электронного теста. Приложение 3
5. Создание презентации. Учитель информатики предлагает дополнить шаблон презентации нужными картинками и текстом. Приложение 4, Приложение 5.
Инструкция к созданию презентации: “Механические колебания”
1. Откройте на рабочем столе папку “Материалы”, в этой папке откройте файл “Механические колебания”.
2. Дополните слайды недостающей информацией.
1 слайд. Механические колебания.
2 слайд. Колебания - это повторяющиеся со временем движения.
3 слайд.
Затухающими колебаниями называются колебания системы, происходящие в присутствии сил трения.
Свободные колебания -это колебания, происходящие благодаря начальному запасу энергии
4 слайд. Период колебаний - это время одного полного колебания.
Величина, равная числу колебаний в единицу времени, называется частотой колебаний.
6 слайд. Маятником называется твердое тело, совершающее колебания около неподвижной точки или оси под действием, приложенных сил.
7 слайд. Вывод лабораторной работы.
3. Оформите слайды картинками из папки "Колебания".
6. Представление результатов работы. Показ презентаций.
Итог урока: Бросая в воду камешки, смотри на круги ими образуемые. Иначе такое бросание будет пустою забавою. “Мысли и афоризмы” №156 К. Прутков.