Цели:
- Привить познавательный интерес к предмету математики.
- Развить скорость логического мышления и культуру математической речи.
- Развить у учащихся навыки хорошего поведения в обществе, навыки общения и совместной деятельности.
Условия игры: игра проводится по типу любимой игры всех школьников «Морской бой». Играют 2 команды. Главная цель – «потопить» корабли путём прямого попадания в корабль. Игровое поле – одно для всех команд. Поле - это квадрат, состоящий из 10 строк, обозначенных числами от 1 до 10, и 10 столбцов, обозначенных буквами от А до К. Координаты цели определяются именем столбца и строки. На игровом поле размещены корабли: 1 четырёхпалубный, 2 трёхпалубных, 3 двухпалубных и 2 однопалубных.
Клетки, касающиеся бортов корабля, обозначены буквами, соответствующими разделу математики или темы. «А» - алгебра; «С» - задачи на смекалку; «Ч» - всё о числах; «К» - комбинаторика; «Г» - геометрия; «Л» - логические задачи; «И» - история математики; «М» - о математиках.
Оформление кабинета: стулья расставлены для каждой команды, на стенах вывешены различные газеты с математическими головоломками, высказывания о математике и портреты математиков.
Оборудование: презентация (игровое поле).
А1 | Б1 | В1 | Г1 | Д1 | Е1 | Ж1 | З1 | И1 | К1 |
А2 | Б2 | В2 | Г2 | Д2 | Е2 | Ж2 | З2 | И2 | К2 |
А3 | Б3 | В3 | Г3 | Д3 | Е3 | Ж3 | З3 | И3 | К3 |
А4 | Б4 | В4 | Г4 | Д4 | Е4 | Ж4 | З4 | И4 | К4 |
А5 | Б5 | В5 | Г5 | Д5 | Е5 | Ж5 | З5 | И5 | К5 |
А6 | Б6 | В6 | Г6 | Д6 | Е6 | Ж6 | З6 | И6 | К6 |
А7 | Б7 | В7 | Г7 | Д7 | Е7 | Ж7 | З7 | И7 | К7 |
А8 | Б8 | В8 | Г8 | Д8 | Е8 | Ж8 | З8 | И8 | К8 |
А9 | Б9 | В9 | Г9 | Д9 | Е9 | Ж9 | З9 | И9 | К9 |
А10 | Б10 | В10 | Г10 | Д10 | Е10 | Ж10 | З10 | И10 | К10 |
С | А | А | А | ||||||
С | С | А | А | ||||||
С | С | А | А | А | К | ||||
Г | С | Ч | Ч | Ч | Ч | К | К | ||
Г | Ч | Ч | К | ||||||
Г | Ч | Ч | Ч | Ч | Л | ||||
И | И | И | Л | Л | |||||
И | И | М | М | Л | Л | ||||
И | И | И | М | М | Л | ||||
М | М |
Вопросы из области алгебры:
Д1. У мальчика сестёр столько же, сколько и братьев, а у девочки братьев в три раза больше, чем сестёр. Сколько в семье братьев и сколько сестёр? (3 брата и 2 сестры)
Е1. В 12 часов дня часовая и минутная стрелки совпадают. Через сколько минут после этого они снова совпадут? (Через 65 мин.)
Ж1. Вычислите: . (792)
З2. Некто продаёт свою лошадь по числу подковных гвоздей, которых у неё 16. За первый гвоздь он просит 1 руб., за второй – 2 руб., за третий – 4 руб., за четвёртый – 8 руб. и за каждый следующий вдвое больше, чем за предыдущий. Во сколько он ценит свою лошадь? (Решение: .
Ответ: 65535 руб.)
Ж3. За одно качание воздушный насос откачивает из резервуара 0,1 воздуха. Сколько процентов воздуха останется после 5 качаний? (59 %)
Е3. Куплены тетради по 7 руб. и по 4 руб. за тетрадь, всего на сумму 53 руб. Сколько куплено тех и других тетрадей? (7 тетрадей по 7 руб. и 1 тетрадь по 4 руб.)
Д3. Кирпич имеет массу 1,5 кг и ещё полкирпича. Какова масса кирпича? (3 кг)
Г2. Что больше: или ? (Решение: , отсюда .)
Задачи на смекалку:
Б1. В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. На хвосте у каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате?(4 кошки)
В2. Число 666 увеличить в полтора раза, не производя никаких арифметических действий? (Перевернуть, будет 999.)
В3. Может ли дробь, в которой числитель меньше знаменателя, быть равной дроби, в которой числитель больше знаменателя? (Может, например, .)
Б4. Сколько ударов в сутки делают часы с боем? (156 ударов.)
А3. К Айболиту пришли на приём животные: все, кроме двух, собаки; все, кроме двух, кошки; все, кроме двух, зайцы. Сколько всего животных? (3)
А2. Президент кондитерской компании спрашивает: «Чьё предложение принять, если первый дилер предлагает за продукцию тыс.руб., а второй – ((2²)²)² тыс. руб.? (Первое, так как 2>2.)
Вопросы из области геометрии:
А4. Можно ли вычислить длину дуги, если известно только число градусов, содержащихся в этой дуге? (Нельзя, нужно знать ещё длину радиуса.)
А6. Лист бумаги надо разрезать на 8 частей, ограниченных отрезками. Сколько разрезов нужно сделать? (7 разрезов)
Б5. Из одной точки окружности проведены 3 хорды. Сколько получилось сегментов? (6 сегментов)
Вопросы из области чисел и числовых множеств:
Г4. Что больше: 10или 20? (10> 20, так как 10·10> 10·2.)
Д4. Тремя тройками, не употребляя знаков действий, записать возможно большее число. (3)
Е4. Полтрети – число 100. Что это за число? (600)
Ж4. Сколько сейчас времени, если до конца суток осталось столько, что уже протекло от начала суток? (13 часов 20 минут)
З5. Какое натуральное число в 7 раз больше цифры его единиц? (35)
Ж6. Какое наибольшее число можно записать при помощи четырёх единиц? (11)
Е6. Какая цифра будет последней в записи результата 953? (7, так как 953, а 3 оканчивается на 7.)
Д6. Как изменится дробь, если числитель её увеличить на знаменатель? (Увеличится на 1)
Г6. Арбуз на кг тяжелее этого арбуза. Сколько весит арбуз? (3 кг)
В5. Половина – треть числа. Какое это число? (1,5)
Логические задачи:
И6. Разложите термины в логической последовательности: а) геометрический образ; б) квадрат; в) плоская фигура; г) выпуклый многоугольник. (а), в), г), б).)
К7. В доме 6 этажей. Во сколько раз путь по лестнице на 6 этаж длиннее, чем на 3, если лестницы имеют одинаковое количество ступенек? (В 2 раза)
К8. 5 землекопов за 5 часов выкопают 5 м канавы. Сколько землекопов за 100 часов выкопают 100 м канавы? (5)
И9. Какой знак нужно поставить между числами 5 и 6, чтобы получилось число больше 5, но меньше 6? (Запятую, получится 5,6)
З8. Встретились три мальчика: Белов, Чернов, Рыжов.
- Вы только посмотрите,- воскликнул Белов,- у нас у всех разные волосы, и их цвет не совпадает с фамилией.
- Ты прав,- ответил ему черноволосый мальчик.
Определите цвет волос каждого. (Белов – рыжий, Чернов – белый, Рыжов – чёрный)
З7. На столе лежат в ряд квадрат, круг и треугольник (в таком порядке). Одна из фигур красного цвета, другая – жёлтого, третья – синего. Квадрат не красный, с одной стороны от синей фигуры лежит жёлтая, а с другой – красная. Определите цвет каждой фигуры. (Квадрат – жёлтый, круг – синий, треугольник – красный)
Задачи на комбинаторику:
З4. Пять друзей, встретившись, обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий? (10 рукопожатий, так как С= 10.)
И3. Из семи человек нужно выбрать трёх делегатов на конференцию. Сколькими способами это можно сделать? (35 способами, так как С=35.)
И5. Сколькими способами могут быть расставлены 8 участниц финального забега на восьми беговых дорожках? (40320 способами, так как Р=8!.)
К4. Делится ли число 9! на 90? (Да, так как 90 = 2·5·9, а в числе 9! есть числа 2, 5 и 9.)
Вопросы из области истории математики:
А8. Кого из великих математиков называют победителем простых чисел? (П.Л. Чебышева)
Б7. Какую аксиому Н.И. Лобачевский положил в основу своей геометрии вместо пятого постулата Евклида? (Через точку, взятую вне прямой на плоскости, можно провести более одной прямой, не пересекающей данную.)
Б9. Чью теорему называют «теоремой невесты»? (Теорему Пифагора)
Б7. Кто был создателем первой вычислительной машины? (Б. Паскаль)
В9. Кто автор знаменитого бинома? (И. Ньютон)
Г7. Какому математику поставлен в столице Норвегии памятник, где юноша переступает через двух чудовищ. Математики шутят, что эти чудовища изображают уравнения 5-й степени и эллиптические функции, покорённые юношей. (Нильсу Генрику Абелю.)
Г9. Какой математический термин обозначался Radix или R, и что означает запись R²12? (Корень, .)
Д8. Кого называют математиком из Сиракуз? (Архимеда)
Вопросы из биографии математиков:
Д9. Место рождения русского математика Н.И. Лобачевского. (Нижний Новгород)
Е8. Какую драму написала С.В. Ковалевская? («Борьба за счастье», которая ставилась в Москве в 1894 г.)
Е10. Кого из математиков, кроме Лобачевского, можно отнести к творцам неевклидовой геометрии? (Венгерского математика Я. Бояи.)
Ж8. Величайший математик XVIII в., родившийся в Швейцарии, считавший Россию второй родиной. С помощью его «изобретения» мы легко решаем логические задачи. (Леонард Эйлер)
Ж10. Учёный-геометр, внёсший свой вклад в развитие математики ещё задолго до Евклида, уроженец города Милета, расположенного на берегу Эгейского моря. (Фалес)
З9. Французский учёный, который изобрёл метод координат. (Р.Декарт)