Цель:
- Приобщать детей к ценностям русской культуры, ознакомить с народными промыслами;
- Развивать психические процессы и речь учащихся, умение самостоятельного поиска и обработки информации, развивать познавательный интерес и творческие способности;
- Воспитывать чувство патриотизма, уважение и любовь к искусству, интерес к культуре русского народа.
Оборудование: компьютер, презентация, музыкальный центр, плясовая мелодия.
Оформление:
- приготовить две коробочки (два “волшебных сундучка”), в одну положить кусок глины, в другую – комок бумаги;
- “мастерам” обязательно приготовить по одному изделию народных промыслов или их иллюстрацию, сделанную детьми;
- для “мастеров” можно приготовить русские народные костюмы или их элементы (кепка с цветком, рубаха с кушаком, сарафан, корона, кокошник, фартук, платок и т.п.);
- приготовить выставку изделий народных промыслов, фотоколлаж об экскурсии в музей, карту географии промыслов, выставку рефератов.
Предварительная работа с детьми:
- предложить детям найти в своем доме изделия народных промыслов, попытаться определить их категорию (хохлома, гжель, палех, дымковская игрушка, матрешки и т.п.);
- шестеро детей сыграют роли мастеров; каждый “мастер” должен представить народный промысел (хохлома, жостово, гжель, палехская миниатюра, городецкая роспись, посадские платки), пользуясь дополнительными материалами к классному часу или иной информацией, “мастера” должны будут ответить на вопросы “покупателей”;
- остальные дети будут играть роли покупателей поделок; эти дети должны заготовить вопросы “мастерам”.
Ход мероприятия.
Вводное слово.
Каждый народ должен знать историю своей культуры, свои корни. Только так можно сохранить свое национальное достоинство.
Русская земля богата талантами. В каждой семье можно найти мебель, платки, матрешки, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях мира. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики – на весь мир прославили свои маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы.
Сегодня мы с вами попадем на ярмарку в Город мастеров. Сюда прибыли представители шести русских промыслов. На этой карте мы видим, где расположены центры этих всемирно известных русских ремесел: Павловский Посад, Гжель, Жостово находятся недалеко от Москвы, Палех – в Ивановской области, а Городец и Хохлома – недалеко от Нижнего Новгорода. Мастера покажут нам свои изделия, расскажут о своих промыслах, ответят на наши вопросы.
Реклама художественных промыслов.
Звучит плясовая музыка. Возле классной доски выстраиваются “мастера”. Они держат в руках свои изделия, по очереди рекламируя свое искусство.
Группа “Хохлома”
Кубки, чашки, ложки,
Русские матрешки,
Вся посуда расписная
И почти как золотая!
Знает это целый мир:
Это – русский сувенир.
Вся – старинного письма – Золотая хохлома!
Группа “Палех”
Выходи-ка на прогулку
Покупай у нас шкатулку.
Палехская миниатюра
Для тех, у кого губа не дура!
Группа “Городец”
Удаль молодецкая –
Роспись городецкая!
Подходи, торопись,
Покупай живопись!
Группа “Жостово”
Хотите подарок?
Примите решение:
Купите для дома украшение!
Пользуются постоянным спросом
Наши жостовские подносы!
Да, уважаемые мастера,
Слушали мы вас очень внимательно,
Ваши изделия замечательные!
И нашим ребятам, скажем вам честно,
Побольше о них узнать интересно! (Обращается к классу)
А вы, ребята, не отставайте,
Мастерам вопросы задавайте!
Может, взяли товар за границей?
Где же делают эти вещицы?
Дети по очереди поднимают руки, задают с места вопросы “мастерам”.
Вопросы детей:
- Мне понравилась хохлома. Где изготавливают такую красивую посуду? (Хохлому делают в Хохломе. Это деревня такая, под Нижним Новгородом.)
- А шкатулки палехские где делают? (И шкатулки, и украшения делают в селе Палех. На карте вы его не найдете, это небольшое село в Ивановской области. Но его знают во всем мире.)
- А мне понравилась роспись городецкая. А где ваш Городец находится? (Город Городец там же, где и хохлома, тоже в Нижегородской области.)
- Жостовские подносы, наверное, из города Жостово? Где его искать? (Это не город, а деревня под Москвой. Там давно научились подносы такие делать!)
- Ну, а Гжель ваша где находится? Где же посуду такую делают? (Гжель – это деревня под Москвой. Там уже 200 лет такую посуду делают.)
Не зря мы вопросы задавали,
Всю географию промыслов узнали!
А теперь вопросы не для газеты –
Мастера открывают свои секреты.
Ну-ка, ребята, времени не теряйте,
Вопросы свои мастерам задавайте!
Вопросы детей:
- У меня вопрос к мастеру хохломы. Посуда у вас деревянная, а выглядит как золотая. Как это у вас получается? (У хохломских мастеров – свой способ “золочения”. Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в печах. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, которое просвечивало сквозь нее, становилось похожим на золото.)
- В хохломской росписи я вижу только три цвета. Используют мастера другие цвета? (Хохломские мастера используют четыре цвета: красный, черный, золотой и иногда зеленый. Эти цвета хорошо передают особый хохломской травяной узор.)
- У меня вопрос к Городецким мастерам. Хохлома очень похожа на Городецкую роспись. Как их отличить? (На изделиях из Хохломы можно увидеть только травяной или цветочный узоры из четырех цветов: красного, черного, зеленого и золотистого, а на Городецкой росписи встречаются люди, животные, птицы, используются синий и желтый цвета, но вот этого особого хохломского золотистого цвета нет.)
- Я видела раньше несколько игрушек и тарелок из Гжели. Они все расписаны только синей краской. (Правильно. Это специальный стиль Гжели – роспись кобальтом по белому фаянсу. Кобальт – это синяя краска. По такой росписи все сразу узнают гжельскую посуду или игрушку. Недаром нашу посуду называют бело-голубым чудом.)
- Как гончарам из Гжели удалось сделать такую белую посуду? (Гжельские гончары добавляют в глину известь – так получился белоснежный гжельский фаянс.)
- Палехские шкатулки известны всему миру. Делают ли в Палехе что-то другое кроме шкатулок? (Мастера Палеха делают обложки для книг, табакерки, картины.)
- Из чего сделаны палехские шкатулки: из дерева, глины или из металла? (Палехские изделия лепят из папье-маше – это такая кашица из бумаги.)
- Чем отличаются узоры на палехских миниатюрах? (Это сказочные сценки, щенки из реальной жизни, но все фигуры на них вытянутые, утонченные.)
- Какой промысел среди перечисленных самый древний? (Самая древняя – хохлома. Этому промыслу 700 лет.)
- Кто из мастеров делает роспись по металлу? (Это жостовские мастера. Кузнецы делают подносы, а художники расписывают шлаком и красками.)
(Идет защита рефератов)
Брейн-ринг.
Наш брейн-ринг по старинке мы начинаем с разминки. Первое задание – найти у пословицы окончание! (по 4 вопроса каждой команде).
- Деревья смотри в плодах, а людей смотри… (в делах).
- Терпение и труд все… (перетрут).
- Маленькое дело лучше большого… (безделья).
- Не везде сила, где нужно умение, а где и… (терпение).
- Не за свое дело не берись, а за своим делом не… (ленись).
- Под лежачий камень и вода… (не течет).
- Где умному горе, там дураку… (веселье).
- На полатях лежать, так и ломтя не… (видать).
Разминка закончилась. Начинаем блицтурнир – читает вопросы (по 4 вопроса каждой команде).
- Какое изделие изготавливают из металла? (подносы)
- Какую посуду называют “бело-синее чудо”? (посуду из Гжели)
- Где делают самые красивые подносы? (в Жостово)
- Сундучки и прялки, досточки, посуда – где делают такое чудо? (в Городце)
- Где родилась русская лаковая миниатюра? (в Палехе)
- На какой росписи не встретишь синего цвета? (на хохломской)
- Почему посуда из Гжели белая? (в глину добавлена известь)
- Где лепят изделия из папье-маше? (в Палехе).
А теперь каждой команде – по одному вопросу. Но вопросики эти труднее! Чтобы вы приняли правильное решение, даем вам минуту на обсуждение!
- Как в Хохломе дерево превращают в золото?
- Какой узор на дымковской игрушке?
А теперь – не пустячок,
А волшебный сундучок (Показывает первую коробочку.)
Слушайте вопрос внимательно
И ответ обдумайте тщательно.
Это вам не кот в мешке.
Что в волшебном сундучке?
- Это добро валяется под ногами,
Кто его поднимает
И к нему труд свой добавляет,
У того получаются здания,
Посуда, игрушки, изваяния!
А кто не хочет пачкаться и мараться,
Тому лучше за это добро не браться. (Глина) - Из этого материала
Тоже можно сделать немало,
Если его размочить,
А потом проварить,
А потом можно лепить шкатулки,
Игрушки и разные безделушки.
В Палехе нашли этому материалу такое применение,
Всему миру на удивление! (Бумага)
Закончился наш турнир, ребята,
А теперь пора объявить результаты.
А за победу вручить вам рады
Мы наши скромные награды!
Ребята, вы получили задание, найти в своем доме образцы народных промыслов. Расскажите о своей коллекции. Рассказы детей о произведениях народного искусства, которые есть у них в семьях.
Рефлексия.
Понравился ли вам, ребята, наш классный час? Какое настроение, какие чувства возникли у вас от соприкосновения с искусством народных мастеров?
Заключительное слово.
Классный руководитель: Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров, образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди на земле могли сделать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой родной город.