Цель:
- развивать умение распознавать в словах согласные, которые нужно проверять;
- закрепить знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне;
- развивать орфографическую зоркость учащихся;
- продолжать работу по развитию речи учащихся;
- воспитывать любовь к своей Родине, к творчеству А. С. Пушкина
Оборудование:
- иллюстрация "У Лукоморья";
- мягкая игрушка "Белочка в тереме";
- лента букв;
- опорные слова на карточке;
- 2 предложения на карточках;
- сигнальные веера у учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Настроились на урок русского языка.
Руки – на месте,
Ноги – на месте,
Логти у края,
Спина – прямая,
Голова – на плечах.
(Учитель под музыку читает стихотворение)
Люблю я Пушкина творенья.
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет.
– Сегодня на уроке мы вместе с котом ученым, который уютно расположился под ветвями этого великолепного дуба, совершим удивительное и увлекательное путешествие по сказкам А. С. Пушкина (На доске иллюстрация "У Лукоморья")
II. Сообщение темы урока и проверка домашнего задания
1. Фонетический разбор слова "сказки"
– Откроем тетради, запишем слово сказки и сделаем фонетический разбор этого слова
(Работа проводится цепочкой. 4 человека индивидуально разбирают слово "дубки")
– Какая орфограмма в слове сказка?
– Сегодня на уроке мы будем повторять написание слов с парными звонкими и глухими согласными.
– Проверяем д/з № 226, отвечаем на вопросы.
1. Какие в русском языке есть парные звонкие и глухие согласные?
2. Какие непарные звонкие?
3. Какие непарные глухие?
4. Когда парные согласные нужно проверять?
5. А почему их надо проверять?
6. Что надо сделать, чтобы узнать какой буквой обозначается парный согласный звук?
Докажи на примере.
III. Работа по теме урока
1. Упражнение в написании слов с парными звонкими и глухими согласными
(На партах у всех учеников распечатка текста)
У Лукоморья ду.. зеленый;
Златая це..ь на дубе том;
И днем и ночью ко.. ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо песнь заводит,
Налево ска..ку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых доро..ках
Следы невиданных зверей,
Избу..ка там на курьих но..ках
Стоит без окон. без дверей.
а) Хоровое чтение текста
б) Задание "Вставить пропущенне буквы."
в) Проверка сигнальными веерами
– Какими способами проверки пользовались?
2. Упражнение в подборе проверочных слов
– А тем временем на дубе появились какие-то слова. Давайте прочитаем.
Сказка – ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок.
– Кому принадлежат эти строки?
– А кто знает, какая сказка Пушкина заканчивается этими словами?
– Слушайте задание. Надо выписать слова с парными звонкими и глухими согласными, написать проверочное. (Дети по очереди работают у доски)
– Каким правилом пользовались?
3. Работа над развитием речи учащихся (составление текта-описания).
– А теперь отгадайте загадку.
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка,
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это ...
(Белка).
– А в какой сказке Пушкин рассказывает нам о белочке?
– Кто помнит, какую песенку пела белочка?
4. Физминутка.
(Под фонограмму "Во саду ли, в огороде")
– А вот и белочка. Она услышала знакомую мелодию и прискакала к нам.
(Появляется мягкая игрушка)
Посмотрите на белочку . Давайте составим про нашу гостью рассказ.
Какой тип текста будем использовать?
Какой вопрос можно поставить к тексту-описанию?
Чтобы вам легче было работать. я написала слова. Прочтем их.
Щу..ка
Гру..ка
Гла..ки
Зу..ки
Ла..ки
– Что это за слова?
– Составьте предложения по опорным словам.
– А теперь запишем то, что у нас получилось.
5. Комментированное письмо.
Белочка – ловкий зверек. Шубка у нее рыженькая, только грудка белая. Глазки похожи на бусинки. У зверька острые зубки, цепкие лапки и длинный пушистый хвост.
6. Самостоятельная работа.
– А что делала белочка в сказке?
– Списать отрывок из сказки и вставить пропущенные буквы.
Белка песенки п..ет
И ..ре..ки все грызет,
А ..ре..ки не простые,
Все скорлу..ки з..л..тые,
Ядра чистый изумру..
(А. С. Пушкин)
– Какие орфограммы встретились в словах?
– Объясните правописание слов с безударными гласными.
– Объясните правописание слов с парными звонкими и глухими согласными.
– Какое правило использовали при проверке слов с парными звонкими и глухими согласными?
7. Выборочный диктант.
– Послушайте строки из сказок А. С. Пушкина и запишите слова с парными звонкими и глухими согласными.
1. Жил-был поп
Толоконный лоб.
2. Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости.
3. На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
4. А теперь стоит на нем
Чудный город со дворцом.
5. Прочитали вслух указ
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили.
6. Разве месяц мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след его приметил.
7. Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит.
8. Я там был: мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил.
– Прочитайте слова, которые записали.
(Слова читает ученик, который работал на индивидуальной доске).
– Я думаю, что кот ученый доволен вашей работой. На дубе опять появились какие-то слова.
У хорошей сказки счастливая развязка.
– Как вы можете объяснить смысл этого предложения? Разбор слова "развязка" по составу.
– Подберите синонимы к слову развязка.
– Развязка-конец, итог.
IV. Итог урока
– А вашему уроку подошел конец. Подведем его итоги.
– Работали хорошо. Молодцы.
– Оценки получили.................
– Чему учились на уроке?
– Какое правило отрабатывали?
– У сказки есть присказка, а есть концовка. Концовка есть и у нашего урока.
– Вот и нашей сказке конец.
– А кто слушал и работал
– Тот и молодец.