Цель урока: Сформулировать приём, позволяющий свести решение уравнения общего вида к нахождению целых корней вспомогательного уравнения и решение с применением теоремы Виета.
Образовательные задачи урока: Обеспечить закрепление теоремы Виета. Научить учащихся решать квадратные уравнения общего вида, с использованием теоремы Виета. Привить навыки устного решения квадратных уравнений общего вида.
Воспитательные задачи урока: Способствовать выработке у школьников умения обобщать факты, содействовать стремлению к личностному росту учащихся; развивать самостоятельность путём использования ИКТ для выполнения упражнений, навыки групповой и парной работы, самооценку собственных достижений.
Формы работы на уроке:
- групповая работа
- индивидуальная работа
- фронтальная работа
- парная работа
Методы работы на уроке:
- компьютерное состязание (тренажёр на время)
- взаимопроверка
- беседа
- создание проблемной ситуации и открытие знаний в результате проблемного диалога.
- работа с электронными учебниками.
- поощрение
- работа в тетрадях
План урока:
№ |
Этап урока |
Содержание (цель) этапа |
Время (мин) |
Цоры |
1 |
Организационный момент (этап самоопределение деятельности). |
Поставлена цель урока. На этапе самоопределения к деятельности были созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. А также была обозначена содержательная область. В работу были включены принципы: деятельности, непрерывности, психологической комфортности. Созданы условия для успешной совместной деятельности (Работа на уроке оценивается бальной системой, ведётся электронный журнал). |
1 |
Презентация |
2 |
Проверка домашнего задания |
Фронтальная и индивидуальная проверка и коррекции знаний и умений учащихся. |
5 |
Проверка домашнего задания по электронному журналу |
Фронтальный опрос правил (парная работа) |
Презентация |
|||
3 |
Устный счёт по выбранным цветам (жёлтые и оранжевые по очереди) на ЭВМ (электронный тренажёр) и тест (Microsoft Office Excel, составленный учителем) |
Предварительная подготовка к восприятию новой темы на уроке |
5 |
Математика 5-11 (Практикум. Лаборатория. Тренажёр для устного счёта |
4 |
Создание проблемной ситуации. |
Этап актуализации знаний и постановки проблемы. Чётко были обозначены знания умения и навыки для построения нового способа действия. Учащиеся выявили и зафиксировали в речи причины затруднения. Поставили цель своей деятельности. Использовались такие принципы как, деятельности, вариативности, творчества. |
2 |
Листки с примером |
5 |
Проблемно-диалогическое обучение Объяснение новой темы |
Совместно с детьми «открывается» способ решение общего квадратного уравнения через вспомогательное уравнение. Открытие детьми “нового” знания происходило через проблемный диалог. Учащиеся подходили к выбору метода решения учебной задачи, выдвигали и обосновывали свои собственные гипотезы. Ярко выражены следующие принципы: минимакса, деятельности, вариативности, психологической комфортности. |
5 |
На доске |
6 |
Инструкция к решению |
Воспроизведение знаний учащимися, проговаривание в устной речи |
2 |
Презентация |
7 |
Разбор проблемной задачи |
Первичное закрепление знаний, фронтальная работа с классом по усвоению новой темы |
2 |
Презентация |
8 |
Решение примеров из учебника |
Разбор примера на доске учителем, Работа учащихся на доске, выявление затруднений. |
На доске |
|
9 |
Самостоятельная работа учащихся |
Закрепление знаний учащихся (индивидуальная работа учащихся). На данном этапе уч-ся выполняли задания на новый способ действия. Была создана ситуация успеха. Индивидуальная работа учащихся, самооценка и коррекция знаний. |
Алгебра электронный учебник. |
|
10 |
Рефлексия |
В заключение урока была организована самооценка собственной деятельности. На данном этапе были ярко выражены основные идеи урока, подведены итоги работы в группах и представлены вывода о значимости нового способа решения уравнений для дальнейшего обучения. |
2 |
|
11 |
Результаты работы учащихся |
Представление результатов по этапам урока в электронной таблице. Выставление оценок, распечатка результатов. |
Презентация. Электронный журнал |
Конспект урока:
Организационный момент. Обеспечение техники безопасности, постановка цели урока. Создание условий для успешной совместной деятельности (Работа на уроке оценивается бальной системой, ведётся электронный журнал).
Проверка домашнего задания (электронный журнал к уроку). ( Слайд №3 «ссылка на проверка домашнего задания»).
Домашнее задание было трёх уровней: А, В и С.
Задание на дом: §29
Задачи трёх уровней: (Решения задач даны в Microsoft office на компьютерах для сверки с домашним заданием учащихся)
Уровень А.
1. Найдите сумму и произведение корней уравнения:А)
Б)
Решение:
А) по теореме Виета:
Ответ: сумма корней равна 16, а произведение равно 28.
Б) по теореме Виета:
Ответ: сумма корней равна 12, а произведение равно -45.
2.Пользуясь теоремой обратной теореме Виета, составьте квадратное уравнение, корни которого равны 2 и 5.
Решение: -общий вид приведённого квадратного уравнения.
,
Уравнение имеет вид:
Если умножить обе части уравнения на какое-нибудь число, то получим новое равносильное уравнение. Например:
Уровень В.
1. Найдите сумму и произведение корней уравнения:
А)
Б)
Решение:
А) По теореме Виета
Б)
Приведём к виду . Для этого разделим обе части уравнения на 2, получим:
2. Пользуясь теоремой, обратной теореме Виета, составьте квадратное уравнение, корни которого равны и
Решение:
Уравнение имеет вид:
Уровень С. (2балла)
Пример.
При каких значениях параметра a сумма квадратов корней уравнения равна 4.
Разбор задания С. (Слайд №3 «ссылка на уровень С»).
Уровень С.
Пример.
При каких значениях параметра a сумма квадратов корней уравнения равна 4.
Решение: По условию задачи уравнение должно быть разрешимо, т.е. и где - корни уравнения.
Значит:
так как по теореме Виета
Тогда
Ответ: a=0
Устный опрос учащихся (взаимопроверка и выставление баллов в карточку учёта результатов, в ходе урока результаты заносятся в электронный журнал).
Учитель: (параллельно идёт слайд №4 с вопросом)
Какое уравнение называется квадратным.
Учащиеся:
Квадратным уравнением называется уравнение , где - заданные числа
Учитель (параллельно идёт слайд №4 с вопросом)
Какое квадратное уравнение называется приведённым.
Учащиеся:
Квадратным уравнение вида называется приведённым. В этом уравнении старший коэффициент равен единице.
Учитель (параллельно идёт слайд №4 с вопросом)
Как привести квадратное уравнение к приведённому виду.
Учащиеся:
Всякое квадратное уравнение может быть приведено к виду делением обеих частей уравнения на
Учитель (параллельно идёт слайд №4 с вопросом)
Сформулируйте теорему Виета
Учащиеся:
Если и - корни уравнения то справедливы формулы , , т.е сумма корней приведённого квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
Учитель (параллельно идёт слайд №4 с вопросом)
Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета
Учащиеся:
Если числа таковы, что , , то и - корни уравнения
Учитель (параллельно идёт слайд №4 с вопросом)
Зачем нужна теорема Виета.
Учащиеся:
- Найти сумму и произведение корней квадратного уравнения, не решая его;
- Зная один корень, найти другой;
- Определить знаки корней уравнения;
- Подобрать корни уравнения, не решая его
Устный счёт с использованием электронного тренажёра (в начале оранжевые карточки, затем жёлтые, в ходе устного счёта «компьютерное тестирование» проходят все учащиеся класса). Математика 5-11 (Практикум. Лаборатория. Тренажёр для устного счёта).
(фиксируется время 2 мин. Решить приведённые квадратные уравнения, предложенные случайным образом компьютером, после работы компьютер выдаёт протокол результатов, и дети заносят их в карточку учёта результатов, в ходе урока результаты заносятся в электронный журнал). Учащиеся за партами работают с таблицей на карточках и проверяют совместно с учителем на электронной таблице, которая показывает правильность найденных ответов.
При выполнения первые выполняют 1-4 примеры, последующие 5-8 примеры: (Слайд№10 «ссылка переход к тесту»)
№ |
Уравнение |
p |
q |
x1 |
x2 |
1 |
х2+px+6=0 |
|
6 |
-2 |
|
2 |
х2+px+6=0 |
|
6 |
3 |
|
3 |
х2+3x+q=0 |
3 |
|
-4 |
|
4 |
х2+px+15=0 |
|
15 |
5 |
|
№ |
Уравнение |
p |
q |
x1 |
x2 |
5 |
х2+px-8=0 |
|
-8 |
-2 |
|
6 |
х2-3x+q=0 |
-3 |
|
1 |
|
7 |
х2+px-15=0 |
|
-15 |
-5 |
|
8 |
х2-3x+q=0 |
-3 |
|
-2 |
|
Проблемное задание (работа в группах), задания на красных листочках.
Учитель: Решите уравнение:
(Слайд№11)
Учащиеся решают разными способами, которые известны (через дискриминант, кто-то пытается через теорему Виета). Решая теоремой Виета, учащиеся получают .
Такие числа подобрать очень сложно (возникает проблема у учащихся).
Учитель:
Подобрать два числа, сумма которых равна (), а произведение корней равно () не так просто. Для преодоления возникающей трудности мы будем использовать приём, позволяющий свести задачу к нахождению целых корней вспомогательного уравнения.
Итак, открыли тетради, запишем дату и тему сегодняшнего урока. (Слайд№12)
(Объяснение нового материала на доске с использованием проблемно-диалогического метода).
Пусть требуется решить квадратное уравнение
(Для него ).
Умножив обе части данного уравнения на , перепишем его в виде
Обозначим , получим уравнение. Это приведённое квадратное уравнение. В полученном уравнении, т.е.
т.е. . Теперь видно, что для решения исходного уравнения достаточно решить вспомогательное квадратное уравнение и его корни разделить на . Показывается связь между уравнениями и
Для практического применения этого приёма мы формулируем его как инструкцию: «перебросить» коэффициент в свободный член, найти корни нового уравнения и разделить их на a.(Слайд№13)
Покажем это на конкретных примерах. (Слайд№14) Возьмём наше уравнение
Запишем вспомогательное уравнение , имеющее корни Следовательно, исходное уравнение имеет корни
Далее идёт решение №444 (1,3) с использованием теоремы Виета. Первый пример учитель решает у доски сам, далее у доски решают учащиеся 3 пример и пример из карточки. Решите уравнения:
У каждого на парте имеются карточки с заданиями.
Инструкция: «перебросить» коэффициент в свободный член, найти корни нового уравнения и разделить их на a.
Ребятам предлагается дополнительно работать с электронным учебником Алгебра 7-11. Электронный учебник справочник. Квадратные уравнения. Сильные учащиеся обычно сразу же обращаются к компьютерам.
Идёт самостоятельная работа за компьютерами и за партами. Индивидуальная работа учащихся, самооценка и коррекция знаний с использованием ИКТ.
Рефлексия: В заключение урока была организована самооценка собственной деятельности. На данном этапе были ярко выражены основные идеи урока, подведены итоги работы в группах и представлены вывода о значимости нового способа решения уравнений для дальнейшего обучения.
На уроке в качестве «яркого пятна» используется «Линия времени» электронного учебника «Математика 5-11. Практикум. Интерактивная линия жизни учёных математиков». (Слайд№15)
Подведение итогов урока:
Представление результатов по этапам урока в электронной форме: в виде таблиц и диаграмм.
Выставление оценок, распечатка результатов