Урок разновозрастного сотрудничества (4-й и 8-й классы) по теме: "Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 8


Учебник В.В.Репкина.

Тема: Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов.

Цели:

  • Через систему разноуровневых заданий определить освоение учащимися 4 класса темы «Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов».
  • Продолжать работу над формированием самооценки учащихся 4 класса и рефлексии учащихся 8 класса.

Тип урока: урок контроля и оценки по применению открытого способа.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность детей

1) – У нас сегодня необычный урок. К нам пришли ученики 8 класса, которые на этом уроке русского языка будут у вас «учителями» и помогут ответить на вопрос:
– Готовы ли вы к изучению следующей темы или ещё нет.
– Я обращаюсь к ученикам 8 класса. Возьмите карточку и выполните предложенное задание. (Приложение 1)

 – А теперь я обращаюсь к ученикам 4 класса. Над какой темой мы работаем на последних уроках русского языка?  

На доске алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов. Он закрыт и открывается учителем постепенно.

          ОСП в окончаниях
предмет     признак      действие  

1. Инфинитив.
2. Выделяем суффикс.
3.1 лицо, единственное число.
4. Основа: усекаемая или неусекаемая.
5. Суффикс -е- и усекаемая основа 

Суффикс -и- и усекаемая основа
Шипящий + суффикс - а- и усекаемая основа – это глаголы второго спряжения и ещё глагол «гнать».

– А как проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов?    (учитель постепенно открывает алгоритм)

– Пользуясь алгоритмом, вставьте пропущенные буквы в слова.
(слова на доске)
чита…м              (буква «е»)
смотр…м            (буква «и»)
в летн… м            (буква «е»)

 

 

2) – А сейчас вы будете работать в парах. Ученики 8 класса для вас приготовили задания, которые вам необходимо выполнить. Не будем терять времени, приступаем к работе. (Приложение 2)

3) – Закончили работать. Подведём итоги. Слово «учителям». Пожалуйста, кто готов выступить, оценить знания своего ученика?

– Есть ли какие-то рекомендации?

– Уважаемые «учителя», ответьте на вопрос, с которого мы начали:
– Готовы ли ученики 4 класса к изучению следующей темы?   

– Сейчас домашнее задание ученикам 4 класса. Ребята, которые испытывали трудности при выполнении 1 задания – возьмут карточку из конверта № 1 и т. д. (Приложение 4)

– Ребята, которые выполнили правильно все задания и не испытывали трудностей, составьте карточку-задание, аналогичную той, с которой вы сегодня работали, которая включает любое количество заданий.

– Домашнее задание ученикам 8 класса: проверить выполнение своего задания с помощью карточки-ключа. Карточку возьмёте при выходе. Итоги подведёте завтра на уроке русского языка. (Приложение 5)

4) Итоговая рефлексия.
С учениками 8 класса проводит рефлексию учитель русского языка и литературы, которая тоже присутствовала на уроке.
– Понравилось ли вам работать в роли учителей?
– Какие трудности испытывали?
– Что хотели бы пожелать своим «ученикам»?

– А у меня вопрос к ученикам 4 класса.
– Понравился ли вам такой урок? Что понравилось?
– Понравился ли вам «учитель»? А чем понравился?
– Что бы вы хотели ему пожелать?
– А хотел бы ты быть «учителем» для младших школьников? Почему? 

Учащиеся сидят парами: ученик 4 класса и ученик 8 класса.


Учащиеся 8 класса работают на карточках.


– Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. – Надо поставить глагол в инфинитив.
2. – Выделить суффикс.
3. – Затем поставить глагол в 1 лицо единственного числа.
4. – Посмотреть какая основа: усекаемая (если исчез суффикс) или неусекаемая (если суффикс сохранился).
5. – Если суффикс -е- или -и-  и основа усекаемая, то это глаголы второго спряжения. Сюда же относятся глаголы с суффиксом -а- и усекаемой основой, оканчивающейся на шипящий и глагол «гнать».
Учащиеся выполняют задние на доске, проговаривая алгоритм.
– «В летнем» – это прилагательное, здесь другой способ проверки. Проверяем с помощью прилагательного «злой».

Учащиеся 4 класса выполняют задание, проговаривая способ проверки ученикам 8 класса. Ученики 8 класса фиксируют работу на оценочных листах. 
(Приложение 3)

Все оценочные листы  вывешиваются на доску. Учащиеся 8 класса по очереди анализируют работы учеников 4 класса.

 

– Ученики 4 класса готовы к изучению новой темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов детей:

*Интересные задания.
*Весь урок работал, отвечал, общался.
*Понравилась работа на карточках.
*Хочу пожелать своему «учителю» чётче говорить, задавать вопросы более понятно.

Номинация «Общепедагогические технологии». Приложение 6