Научно-исследовательская работа по экологии "Изучение экологического состояния пришкольной территории"

Разделы: Экология


Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения  – двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.

Наиболее интересным аспектом деятельности старших школьников в этом направлении является участие в работе по изучению и оценке экологического состояния школы и близлежащих территорий. Подобную работу целесообразно проводить с учащимися 10 – 11 классов в рамках внеурочной деятельности. Её цель  –  активизировать внимание школьников к экологическому состоянию ближайшего окружения; обобщить и углубить их знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека; сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды; продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека; мотивировать необходимость деятельности по благоустройству пришкольных помещений.

Изучение экологического состояния пришкольной территории проводится по двум направлениям. Первое знакомство с планировкой пришкольного участка включает следующие исследования: выделение зон на пришкольной территории (спортивная, учебно-опытная, хозяйственная, зона отдыха и др.), определение общей площади каждой отдельной зоны, их соотношения и соответствия санитарно-гигиеническим нормам; описание географического положения пришкольного участка. Второе направление –изучение экологического состояния пришкольной территории включает следующие исследования: проведение анализа положения школы в микрорайоне; изучение степени запылённости воздуха в различных участках пришкольной территории; изучение видового состава растительности и её состояния; определение уровня шумовой нагрузки на пришкольную территорию; изучение роли растений пришкольного участка в улучшении микроклимата района.

Рассмотрим некоторые задания для изучения экологического состояния пришкольного участка.

Задание 1. Опишите расположение школы в микрорайоне. Определите, на каком расстоянии школа находится от производственных и коммунальных предприятий, жилых домов, автострады. 

Задание 2. Подсчитайте, какое количество автомобилей проходит по ближней автостраде за 1 час; за сутки. Определите приблизительно какое количество выхлопных газов от автомашины поступает в атмосферу микрорайона вашей школы в сутки, если известно, что один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 кг выхлопных газов.

Задание 3. Изучите степень запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории: со стороны жилых домов, со стороны предприятий, автомагистрали, в глубине зелёной зоны школы. Для этого соберите в указанных местах листья растений и приложите к их поверхности клеящуюся прозрачную плёнку. Затем снимите пленку и той стороной, где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли, прикрепите ее на лист белой бумаги. Сравните степень запыленности листьев разных мест, сделайте соответствующие выводы.

Задание 4. Зеленые насаждения играют большую роль в создании микроклимата, условий для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного перенагревания почву, стены зданий, тротуары. Изучите растительность пришкольной территории. Начинайте с защитной полосы, расположенной на границе участка школы. Она должна состоять из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5-2м, а со стороны улицы – не менее 6м. Определите видовой состав растений и опишите их расположение.

Задание 5. Подсчитайте количество деревьев и определите площадь кустарника, произрастающих на территории школы. Подсчитайте, сколько деревьев и какая площадь кустарника приходится на одного учащегося школы.

Задание 6. Определите, на каком расстоянии от здания школы расположены деревья и кустарники. Сопоставьте полученные результаты с требованиями к озеленению школы.

Задание 7. Определите, на каком расстоянии друг от друга растут на участке деревья. Расстояние между узколистными формами деревьев должно быть 5-6м, между широколистными – 8-10м. В городских условиях на одном гектаре должно располагаться от 90 до 150 деревьев.

Задание 8. Определите, какое количество пыли способны задержать зеленые насаждения вашего пришкольного участка. Для этого подсчитайте количество и опишите видовой состав деревьев и кустарников. Дерево средней величины за 24 ч восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек.

Задание 9. Зеленые насаждения защищают школу от шумового загрязнения, снижают внешнюю шумовую нагрузку. Определите уровень шумовой нагрузки на пришкольную территорию со стороны жилого массива, промышленных предприятий, автострады. Измерьте уровень шума у зеленой полосы со стороны автострады, а затем за зеленой полосой со стороны школы.

Задание 10. Опишите участок пришкольной территории, понравившийся вам больше всего. Зарисуйте его, рисунок приложите к отчету. В отчете укажите, что вам нравится, а что не нравится на пришкольном участке. После окончания всех исследований на основании полученных результатов учащиеся под руководством учителя составляют паспорт пришкольного участка, в который вносятся все полученные результаты и общую оценку экологического состояния прилегающих территории.

Проведение практических работ по экологии показывает, что подобная форма деятельности вызывает у школьников большой интерес к проблемам экологического характера, способствует формированию у них навыков исследовательской работы, развитию познавательного интереса, выработке умений и навыков по изучению окружающей среды, применению теоретических знаний на практике.

Литература:

  1. О.А.Шклярова «Изучение экологического состояния школы»; М.: «Педагогика», «Биология в школе»,  №3 1990.
  2. В.Г.Зарубин, Ю.В.Новиков «Гигиена города»; М.: Медицина, 1988.