Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Удвоенные согласные в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок повторения и закрепления.

Цели и задачи урока:

  • Продолжить  знакомство учащихся с произношением и правописанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными согласными буквами.
  • Развивать орфографическую зоркость, мышление, каллиграфическое письмо учащихся; обогащать словарный запас детей словами с удвоенными согласными.
  • Воспитывать чувство коллективизма, уважение к труду и к людям труда; продолжить предпрофориентационную работу – знакомство с профессией журналиста.

 
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, дидактический материал, учебник Р.Н.Бунеева, Е.В,Бунеевой «Русский язык» 3 класс 1 ч.,
тетрадь по чистописанию М.А.Яковлевой 3 класс.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка, который пройдет в форме деловой игры "Заседание редакционной коллегии газеты".  Вы сотрудники редакции, а я главный редактор.

(Приложение, слайд 1)

– Уважаемые коллеги, откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Результативность вашей работы будет зависеть от того, как вы активно будете участвовать в обсуждении всех вопросов.
– Итак, начнем.
Дорогие коллеги, какую бы работу мы с вами не делали, все начинается с разминки. Наша разминка– это минутка чистописания.

2. Минутка чистописания (тетрадь Яковлевой стр.7 №16)

_________________________________________________________________
_е  Е  е  Е  е_______________________________________________________
_Едва лучи солнца осветили аллею, всё оживилось и затрепетало.________

– Ребята, на что мы должны обратить внимание при работе? (Написание буквы, соединение)

(Приложение, слайд 2)

3. Беседа.

– Как вы понимаете, ВСЁ оживилось и затрепетало? (Ожила природа, проснулась земля, деревья, листья на деревьях, подул ветерок, вместе с природой проснулись люди, которые торопятся на работу, а многие спешат на работу с первыми лучами солнца).

– Ребята, а ваши родители спешили на работу? (Ответы детей)
– Кем работают ваши родители? И почему они боялись опоздать? (Ответы детей)

(Приложение, слайд 3)

 – Спешат на работу люди многих профессий, спешат и журналисты. Вот и вы сегодня боялись опоздать. (Приложение, слайд 4)
– Дорогие журналисты, посмотрите внимательно на предложение, написанное вами, и обозначьте все знакомые орфограммы в словах. (Дети называют орфограммы)
– Одна из орфограмм будет являться темой нашего обсуждения, мы работаем над ней вот уже несколько занятий подряд, она очень сложная, хитрая и требует к себе очень внимательного отношения.
– Какая это орфограмма? (Ответы детей)
– Конечно же, она самая – удвоенная согласная в корне слова.
– Ребята, а что мы о ней знаем? Можно ли её проверить? (Ответы детей)

(Приложение, слайд 5)

– Ребята, т.к. мы с вами являемся работниками прессы на сегодняшний день, было бы неплохо знать происхождение слова газета.

(Приложение, слайд 6)

– Ребята, а какие издания газет и журналов знаете вы? Какие газеты читают в вашей семье? (Ответы детей)
– Как называется газета на татарском языке? (Гэжит)
– Ребята, есть ещё одна профессия близкая профессии журналиста, какая, мы с вами сейчас узнаем в нашем учебнике из  страницы 49 упражнения 63.

4. Работа с учебником Р. Н. Бунеева, с выходом к интерактивной доске.

Учащиеся делят вертикальной чертой ту часть слова, где нужен перенос.

(Приложение, слайд 7)

– Похвально, с заданием справились отлично.
– Так какая же это профессия? (Ответы детей)
– Очень нелегка профессия корреспондента. Ему нужно успеть везде и всюду.
Он оказывается в самых неожиданных местах, чтобы написать статью. Его часто подстерегают опасности, но они ему не страшны, потому, что он любит свою профессию, ведь не зря он её когда то выбрал. Много наши российские корреспонденты бывают в горячих точках нашей страны. Именно из их первых уст мы узнаем все новости. Неотрывно с ними рядом и фотокорреспонденты, которые должны запечатлеть все новости на снимок.
– Ребята, а сейчас мы с вами сами побываем в роли фотокорреспондентов.

5. Игра "Фотограф". Выборочный диктант.

– Предлагается сфотографировать глазками слова из предложения, где есть удвоенная согласная буква/

(Приложение, слайд 8)

– Обозначьте удвоенные согласные, проверьте написанное, обменяйтесь тетрадками, если есть ошибки, исправьте, поставьте на полях отметки.
– Теперь проверим написанное вместе.

(Приложение, слайд 9)

– Молодцы, а теперь вертикальной чертой обозначим перенос этих слов.

(Один ребенок работает на интерактивной доске)

6. Физминутка

Развитие координации движений.

– Прошу всех сотрудников собраться, настало время небольшого перерыва.
– Ребята, в повседневной жизни мы используем газету иногда не по назначению, каким образом?

  • используем как веер;
  • скручиваем в трубку, смотрим как в подзорную трубу;
  • скрученной газетой "бьют мух";
  • читаем газету, не нужно забывать об этом главном назначении газеты, ведь в это вложено столько труда.

– Ребята, а для чего нам нужно читать газеты? (Узнать о новостях, собрать полезную информацию, быть высокообразованной личностью.)

7. Творческая работа

– Уважаемые коллеги, сейчас для вас наступило время для творческого задания.  Мы уже с вами говорили, чтобы газету было интересно читать, корреспонденты собирают и пишут интересные заметки и статьи.
Вы напишете небольшую заметку на тему "Ребята нашего класса".
В этой заметке вы расскажете о спортивных увлечениях, о хобби
своих товарищей. Заметка должна быть из 3-4 предложений, должны быть использованы слова с удвоенной согласной. Слова даны:

(Приложение, слайд 10)

– Начинайте работу. Другая часть сотрудников напишет заметку, используя   "Орфографический словарь". Вы должны найти слова с удвоенной согласной на определенную букву (А, Г, К ) и тоже написать заметку на заданную тему. Несколько детей получат карточки с заданием восстановить деформированный текст.

Карточка

Класс, наш, дружный; Римма, бассейн, занимается, в, плавание;
хоккей, Кирилл, в, играет; Филипп, теннис, любит, очень.
(Дети зачитывают свои работы)

8. Итог урока

– Ну и вот, уважаемые коллеги, мы закончили обсуждение нашей темы, подошел к концу наш урок. Как вы думаете, сегодняшний урок прошёл не впустую?

(Приложение, слайд 11)

9. Домашнее задание: выписать из орфографического словаря 10 слов с удвоенной согласной буквой в корне, обозначить орфограмму.
1-й ряд: упр. 72 стр.54.