Открытый урок по математике в 1-м классе. УМК "Планета знаний" Тема: "Отличное число. Состав числа 5"

Разделы: Начальная школа


Тема. Отличное число. Состав числа 5.

Цели:

  • Развивающие:
    • способствовать формированию у детей функциональной грамотности: умения выстраивать диалог, работать на основе сотрудничества, координировать свои действия с действиями других людей;
    • способствовать развитию мышления, творческих способностей и коммуникативных навыков при осуществлении проектной деятельности;
  • Образовательные:
    • познакомить с составом числа 5 из двух слагаемых;
    • способствовать формированию умений выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 5;
    • пропедевтика вычитания чисел, основанного на знании состава чисел;
    • закреплять знания о построении натурального ряда чисел; навыки счёта в изученном концентре;
  • Воспитательные:
    • способствовать воспитанию интереса к научной деятельности; трудолюбия; уважения к учёным-исследователям.

Оборудование:

Учителя:
  • проектор
  • презентация PowerPoint
  • ноутбук

Учащихся:

  • учебник «Математика» М.И.Башмаков
  • тетрадь №1
  • раздаточный материал (геометрические фигуры)
  • сигнальные линейки

ХОД УРОКА

1. Организация учащихся

– Сегодня  у нас на уроке математики гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь.
– Создадим хорошее дружелюбное настроение.
– Улыбнитесь друг другу, садитесь.

2. Актуализация знаний

(На этом этапе осуществляется также подведение детей к самостоятельному формулированию темы урока.)

– Ребята! Сегодня у нас урок-исследование.
– А что такое исследование? (Из своих наблюдений доказать, сделать выводы, «идти по следу».)
– Итак, мы, как настоящие учёные-математики должны заняться научной деятельностью и в конце урока сделать выводы, открытия по нашей теме.

1) Работа с отрезком натурального ряда чисел.

– За работу! Первый этап исследования «Разминка для ума».

<Приложение. Слайды 1, 2>

– Назови линии.

– Как называется первая линия?
– Что такое прямая линия?
– Как называется вторая линия?
– Что такое луч?
– Что такое отрезок?
– А как называется эта линия? (Числовой луч.)

<Приложение. Слайд 3>

– В чём особенность этого луча? (Разделён на равные отрезки, которые пронумерованы.)
– Какие вопросы друг другу вы хотели бы задать, глядя на числовой луч? (Правильность ответа проверяют сигнальными линейками)

Дети самостоятельно задают друг другу вопросы, направленные на усвоение представлений о построении ряда натуральных чисел.

– Разминка для ума» продолжается.

2) Работа с раздаточным геометрическим материалом в парах.

– Возьмите геометрические фигуры.
– Какое задание мы можем выполнить с этими геометрическими фигурами? (Мы можем их объединить по цвету, по размеру, по форме.)
– Выполните.

– На какие две группы мы разделили по форме? (Треугольники и круги.
– Сколько кругов? (3)
–Сколько треугольников? (2)
– Сколько всего фигур? (5)
– На какие две группы мы разделили по размеру? (Большие и маленькие.)
– Сколько больших фигур? (1)
– Сколько маленьких? (4)
– Сколько всего? (5)
– На какие две группы мы разделили по цвету? (Синие и красные.)
– Сколько красных? (4)
– Сколько синих? (1)
– Сколько всего? (5)

3) Формулирование темы

– С каким числом предметов вы встретились при выполнении этого задания? (С числом 5.)
– Сформулируйте тему урока. (Число5. Состав числа 5.)
– Что мы уже знаем об этом числе?
– Сколько предметов обозначает число 5?
– Чем отличается число от цифры? (Число обозначает количество предметов, цифра – знак для записи числа.)
Откройте учебники по закладке. Прочитайте, как называется тема нашего урока в учебнике? (Отличное число.)
– Как вы думаете, почему так назвали 5?
– Прочитайте, что ещё сказано об этом числе.
– Прежде чем перейти к следующему этапу нашего исследования, отдохнём.

Физминутка

Солнце глянуло в кроватку
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться три-четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.

3. Сообщения детей о числе 5

– Следующий этап исследования – «Узнай из книг»

<Приложение. Слайд 4>

Давайте послушаем, что узнали наши исследователи дома о том, где встречается число 5.
– Выходите к доске и представьте свои мини-проекты. Купцов Павел – чувства, Фак Настя – ладонь, Садыкова Полина – звезда, Денисов Дима –морская звезда, Полянский Кирилл – бастион, Марюнина Маша – клён.
– Молодцы! Славно потрудились.

4. Открытие нового знания

– Следующий этап исследования – «Наблюдение»

<Приложение. Слайд 5>

Откройте тетради. Мы выполняем №2 в тетради, но опираемся на иллюстрации в учебнике №2.
– Сколько всего чашек слева? (5)
– Сколько больших? (1)
– Сколько маленьких? (4)
– Как получить 5? (5 – это 1 прибавить 4.) Запишем.
– Сколько красных чашек? (4)
– Сколько зелёных? (1)
– Сколько всего чашек? (5)
– Как ещё  получить  5? (К 4 +1.) Запишем ниже.
– Посмотрите на правый рисунок.
– Сколько жёлтых чашек? (2)
– Сколько зелёных? (3)
– Сколько всего? (5)
– Как получили 5? (К 2+3.) Запишем равенство.
– Сколько высоких чашек? (3)
– Сколько низких? (2)
– Сколько всего? (5)
– Как получили 5? (К 3 + 2.) Запишем равенство.

№3 Сравним выражения:

  • Сумма 1 и 4 равна сумме 4 и 1.
  • Сумма 2 и 3 равна сумме 3 и 2.

– Почему равны суммы? Так как это состав числа5.
– Этап наблюдения подошёл к концу. Отдохнём.

Физминутка

Один, 2, 3, 4, 5
Будем вместе повторять.
1 да 4 будет … (5)
2 да 3 – тоже… (5)
3 да 2, 1 и 4
Всю пятёрку изучили.
А теперь мы отдохнём и опять считать начнём.
5 хлопков в ладоши. 5 прыжков на месте.

– Молодцы! Тихонько сели.

5.  Исследование продолжается. Следующий этап «Закрепление и обобщение знаний»

<Приложение. Слайд 6>

№5 по учебнику

– Сколько ложек? 4
– Сколько надо добавить, чтобы получилось 5? 1
– Почему? (5 – это 4 да 1.) и т. д.

Задание в тетради (< >) и № 4 – самостоятельно.

Взаимопроверка. Результаты проверки показывают сигнальными линейками.

– Молодцы! Все сделали без ошибок.

№ 1 в тетради с объяснением

6. Подведение итогов. Рефлексия

Мы подошли к последнему этапу нашего исследования.

<Приложение. Слайд 7>

– Какое число мы исследовали? 5
– Что нового мы узнали? 5 – это 4 да 1, 1да 4, 3 и 2, 2 и 3.
– Дополните числа, чтобы получить 5.

<Приложение. Слайд 8>

– Молодцы!

<Приложение. Слайд 9>

– Посмотрите на цифру 5.Налитая, симпатичная, цифра самая отличная!
– Максим подведёт итог нашего исследования.

Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей,
Клювов у пяти грачей,
Лопастей у листьев клена
И углов у бастиона,
Про все это рассказать
Нам поможет цифра… (пять)

– Что на уроке показалось вам самым интересным? Какое у вас теперь настроение?

Окончен урок и вас ждёт перемена.
И шум в коридорах опять.
И хочется мне успеть непременно
Вам доброе слово сказать.

– Спасибо за работу. Молодцы!

Список литературы:

  1. С.А. Козлова Первые итоги работы с новым учебником «Моя математика» (по материалам семинара для учителей начальной школы г. Тамбова) журнал «Начальная школа плюс До и После», №2, 2006
  2. Шаблон презентации  Александровой З.В.