Тема. Отличное число. Состав числа 5.
Цели:
- Развивающие:
- способствовать формированию у детей функциональной грамотности: умения выстраивать диалог, работать на основе сотрудничества, координировать свои действия с действиями других людей;
- способствовать развитию мышления, творческих способностей и коммуникативных навыков при осуществлении проектной деятельности;
- Образовательные:
- познакомить с составом числа 5 из двух слагаемых;
- способствовать формированию умений выполнять сложение чисел на основе знания состава числа 5;
- пропедевтика вычитания чисел, основанного на знании состава чисел;
- закреплять знания о построении натурального ряда чисел; навыки счёта в изученном концентре;
- Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к научной деятельности; трудолюбия; уважения к учёным-исследователям.
Оборудование:
Учителя:
|
Учащихся:
|
ХОД УРОКА
1. Организация учащихся
– Сегодня у нас на уроке математики гости.
Повернитесь к гостям, поздоровайтесь.
– Создадим хорошее дружелюбное настроение.
– Улыбнитесь друг другу, садитесь.
2. Актуализация знаний
(На этом этапе осуществляется также подведение детей к самостоятельному формулированию темы урока.)
– Ребята! Сегодня у нас урок-исследование.
– А что такое исследование? (Из своих
наблюдений доказать, сделать выводы, «идти по
следу».)
– Итак, мы, как настоящие учёные-математики
должны заняться научной деятельностью и в конце
урока сделать выводы, открытия по нашей теме.
1) Работа с отрезком натурального ряда чисел.
– За работу! Первый этап исследования «Разминка для ума».
<Приложение. Слайды 1, 2>
– Назови линии.
– Как называется первая линия?
– Что такое прямая линия?
– Как называется вторая линия?
– Что такое луч?
– Что такое отрезок?
– А как называется эта линия? (Числовой
луч.)
<Приложение. Слайд 3>
– В чём особенность этого луча? (Разделён на
равные отрезки, которые пронумерованы.)
– Какие вопросы друг другу вы хотели бы задать,
глядя на числовой луч? (Правильность ответа
проверяют сигнальными линейками)
Дети самостоятельно задают друг другу вопросы, направленные на усвоение представлений о построении ряда натуральных чисел.
– Разминка для ума» продолжается.
2) Работа с раздаточным геометрическим материалом в парах.
– Возьмите геометрические фигуры.
– Какое задание мы можем выполнить с этими
геометрическими фигурами? (Мы можем их
объединить по цвету, по размеру, по форме.)
– Выполните.
– На какие две группы мы разделили по форме? (Треугольники
и круги.
– Сколько кругов? (3)
–Сколько треугольников? (2)
– Сколько всего фигур? (5)
– На какие две группы мы разделили по размеру? (Большие
и маленькие.)
– Сколько больших фигур? (1)
– Сколько маленьких? (4)
– Сколько всего? (5)
– На какие две группы мы разделили по цвету? (Синие
и красные.)
– Сколько красных? (4)
– Сколько синих? (1)
– Сколько всего? (5)
3) Формулирование темы
– С каким числом предметов вы встретились при
выполнении этого задания? (С числом 5.)
– Сформулируйте тему урока. (Число5. Состав
числа 5.)
– Что мы уже знаем об этом числе?
– Сколько предметов обозначает число 5?
– Чем отличается число от цифры? (Число
обозначает количество предметов, цифра – знак
для записи числа.)
–Откройте учебники по закладке. Прочитайте,
как называется тема нашего урока в учебнике?
(Отличное число.)
– Как вы думаете, почему так назвали 5?
– Прочитайте, что ещё сказано об этом числе.
– Прежде чем перейти к следующему этапу нашего
исследования, отдохнём.
Физминутка
Солнце глянуло в кроватку
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться три-четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
3. Сообщения детей о числе 5
– Следующий этап исследования – «Узнай из книг»
<Приложение. Слайд 4>
– Давайте послушаем, что узнали наши
исследователи дома о том, где встречается число 5.
– Выходите к доске и представьте свои
мини-проекты. Купцов Павел – чувства, Фак
Настя – ладонь, Садыкова Полина – звезда, Денисов
Дима –морская звезда, Полянский Кирилл – бастион,
Марюнина Маша – клён.
– Молодцы! Славно потрудились.
4. Открытие нового знания
– Следующий этап исследования – «Наблюдение»
<Приложение. Слайд 5>
– Откройте тетради. Мы выполняем №2 в
тетради, но опираемся на иллюстрации в учебнике
№2.
– Сколько всего чашек слева? (5)
– Сколько больших? (1)
– Сколько маленьких? (4)
– Как получить 5? (5 – это 1 прибавить 4.)
Запишем.
– Сколько красных чашек? (4)
– Сколько зелёных? (1)
– Сколько всего чашек? (5)
– Как ещё получить 5? (К 4 +1.) Запишем
ниже.
– Посмотрите на правый рисунок.
– Сколько жёлтых чашек? (2)
– Сколько зелёных? (3)
– Сколько всего? (5)
– Как получили 5? (К 2+3.) Запишем равенство.
– Сколько высоких чашек? (3)
– Сколько низких? (2)
– Сколько всего? (5)
– Как получили 5? (К 3 + 2.) Запишем равенство.
№3 Сравним выражения:
- Сумма 1 и 4 равна сумме 4 и 1.
- Сумма 2 и 3 равна сумме 3 и 2.
– Почему равны суммы? Так как это состав
числа5.
– Этап наблюдения подошёл к концу. Отдохнём.
Физминутка
Один, 2, 3, 4, 5
Будем вместе повторять.
1 да 4 будет … (5)
2 да 3 – тоже… (5)
3 да 2, 1 и 4
Всю пятёрку изучили.
А теперь мы отдохнём и опять считать начнём.
5 хлопков в ладоши. 5 прыжков на месте.
– Молодцы! Тихонько сели.
5. Исследование продолжается. Следующий этап «Закрепление и обобщение знаний»
<Приложение. Слайд 6>
№5 по учебнику
– Сколько ложек? 4
– Сколько надо добавить, чтобы получилось 5? 1
– Почему? (5 – это 4 да 1.) и т. д.
Задание в тетради (< >) и № 4 – самостоятельно.
Взаимопроверка. Результаты проверки показывают сигнальными линейками.
– Молодцы! Все сделали без ошибок.
№ 1 в тетради с объяснением
6. Подведение итогов. Рефлексия
– Мы подошли к последнему этапу нашего исследования.
<Приложение. Слайд 7>
– Какое число мы исследовали? 5
– Что нового мы узнали? 5 – это 4 да 1, 1да 4, 3 и 2, 2
и 3.
– Дополните числа, чтобы получить 5.
<Приложение. Слайд 8>
– Молодцы!
<Приложение. Слайд 9>
– Посмотрите на цифру 5.Налитая, симпатичная,
цифра самая отличная!
– Максим подведёт итог нашего исследования.
Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей,
Клювов у пяти грачей,
Лопастей у листьев клена
И углов у бастиона,
Про все это рассказать
Нам поможет цифра… (пять)
– Что на уроке показалось вам самым интересным? Какое у вас теперь настроение?
Окончен урок и вас ждёт перемена.
И шум в коридорах опять.
И хочется мне успеть непременно
Вам доброе слово сказать.
– Спасибо за работу. Молодцы!
Список литературы:
- С.А. Козлова Первые итоги работы с новым учебником «Моя математика» (по материалам семинара для учителей начальной школы г. Тамбова) журнал «Начальная школа плюс До и После», №2, 2006
- Шаблон презентации Александровой З.В.