Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Цели урока: Закрепить и обобщить знания по разделу Раннее средневековье, развивать у детей интерес к предмету, эрудицию, сообразительность, быстроту в ответе и смекалку, в ходе таких мероприятий прививать любовь к предмету.
Оборудование: гербы, эмблемы, рисунок со средневековой башней, флаги, запись горна, мотеты, машина времени (рисунок), кроссворды, почетные грамоты, стрелы, головные уборы. Презентация. Приложение 1
ХОД УРОКА
Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие.
По тропам средневековья,
Мы пройти с тобою сможем.
Там огнем, мечом и кровью,
Путь истории проложен.
Знаний нынешних истоки,
В глубине веков хранятся,
"Рыцари" и "Крестоносцы",
В них помогут разобраться.
К обретению свободы,
Вечных истин достижению,
Шли великие народы,
Через войны и сражения.
Незаметно мчится время,
Отправляйся в путь скорее,
Чтобы сделать жизнь сегодня,
И прекрасней и светлее!
И так, на машине времени, мы отправляемся в средние века, на турнир рыцарей.
Звучит запись горна.
Мы попали в средние века на турнир. Судьями на нашем турнире будут учителя истории. За каждый правильный ответ дается золотая монета.
Когда-то, очень давно, в средние века, жили рыцари. Турниры в средние века были излюбленными развлечениями рыцарей, они собирали толпы людей. Претенденты на победу съезжались из разных стран. Только в турнирном бою можно было продемонстрировать публике, и в первую очередь дамам, свое умение владеть оружием, искусство верховой езды, храбрость и ловкость. Ведь настоящий бой обычно проходит без свидетелей. Турниры могли быть чисто семейным событием в честь свадьбы или посвящения в рыцари сына сеньора. Они были немногочисленные и непродолжительные. Большой турнир готовился заранее. Устроителем такого турнира выступал король или крупный барон. Участниками турниров были рыцари, защитники обиженных и слабых, борцы за христианскую веру. Посвящённому в рыцари повязывали меч, пристегивали золотые шпоры, вручали щит с гербом и шлем (ребята надевают головные уборы) (по 5 балл)
I тур - представление
Сейчас на ристалище столкнутся 2 команды и расскажут, какой особый знак они себе выбрали.
В средневековье знак отличия имел каждый сеньор, который украшал его боевой щит, знамя, ворота замка, печать. Первыми представляют себя “рыцари” затем “крестоносцы”.
1. Герб.
2. Эмблема.
3. Девиз.
4. О себе рассказ.
5. В честь кого дают бой, (дама повязывает шарфик на герб).
II тур - поединок
Главным событием турнира был поединок пар конных рыцарей в полном вооружении. Поединки были излюбленными развлечениями в средние века. Рыцари делали из них красочные, роскошные зрелища, становившиеся настоящими празднествами. В поединке нужно было выбить противника из седла ударом затупленного копья. И сейчас мы с вами посмотрим, кто же останется в седле "рыцари" или "крестоносцы". По очереди от каждой команды будут парно встречаться два противника, им будут задаваться вопросы, кто больше монет соберет за ответы, тот и победитель.
Вопросы:
1. Объединения мастеров ремесленников (цехи).
2. Старейшины родов, военные вожди племен (герцоги).
3. Городская знать (патриции).
4. Ряд правителей из одного рода, сменявших друг друга на престоле (династия).
5. Специальные помещения монахов (монастыри).
6. Военное состязание (турнир).
7. Специальные глашатаи объявляли имена рыцарей, вступающих в бой (герольды).
8. Главная городская церковь (собор).
9. Хозяйство феодала, передаваемое по наследству от отца к сыну (вотчина).
10. Доля продуктов сельского хозяйства, которую крестьяне отдавали владельцу вотчины (оброк).
11. Религия арабских племен (ислам).
12. Глава городского совета в Германии (бургомистр).
13. Ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных стран (ярмарки).
14. Выдающиеся произведения искусства или отлично сделанная вещь (шедевр).
15. Глава городского совета во Франции и Англии (мер).
16. Высокие башни около мечети (минарет).
17. Мусульманские школы (медресе).
18. Высший чиновник, который помогал халифу править государством (визир).
19. На основе Корана юристы разработали правила поведения, как они назывались? (шариат).
20. Путешествие с целью посещения святых мест (паломничество).
III тур - перестрелка
Команды задают друг другу вопросы (по 10 вопросов).
В средние века очень меткими были стрелки, вот и посмотрим на сколько остры стрелы у наших воинов.
Первыми свою стрелу пускают "рыцари", затем "крестоносцы".
IV тур - конкурс капитанов и совета мудрецов
Р - разгадать шараду::
1-й слог - нота.
2-й слог - установленный образец одежды.
Все вместе: изменения в обществе, преобразования (ре-форма).
К - разгадать шараду:
1-й слог - небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой.
2-й слог - русское национальное блюдо.
3-й слог - предлог.
Все вместе: одна из феодальных повинностей (бар-щи-на).
Кто первый разгадает свою шараду, тот первый отвечает на блиц-вопросы.
Совет мудрецов разгадывает кроссворд.
Блиц-вопросы:
1. Плата за невесту у мусульман? (Калым)
2. После смерти Мухаммеда кто управлял арабским государством? (Халифы)
3. Государство в долине реки Моравы в первой половине IX века? (Великоморавская держава)
4. Организация класса феодалов? (Феодальная лестница)
5. Крупный феодал? (Граф, герцог)
6. Мастер, изготавливающий посуду? (Гончар)
7. Постоянные отряды? (Дружины)
8. Кочевники из глубины Азии во времена великого переселения народов? (Гунны)
9. Единственный верховный правитель государства? (Король)
10. Руководитель монастыря? (Аббат)
11. Столовая в церкви? (Трапездная)
12. Почетное или высокое звание? (Титул)
13. Жилище феодала и его крепость? (Замок)
14. Главная башня в рыцарском замке? (Донжон)
Блиц-вопросы:
1. Останки тел святых мучеников? (Мощи)
2. Большие группы людей с одинаковыми правилами и обязанностями? (Сословия)
3. Грамоты о прощении грехов? (Индульгенции)
4. Церковный суд? (Инквизиция)
5. Организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения? (Орден)
6. Священные вещи в храмах? (Реликвии)
7. Особый налог на содержание духовенства? (Десятина)
8. Хранилище больших сумм денег? (Банк)
9. В Западной Европе и Византии дома для странников? (Госпитали)
10. Глава христианской Церкви в VI-VIII в.в.? (Римский папа).
11. К какой религии принадлежат требования?
1. Единый Бог в трех лицах.
2. Не убий, не кради, люби ближнего своего (Христианство)
12. Перечислите представителей феодальной лестницы. (1. Король 2. Герцоги и графы 3. Бароны, виконты 4. Рыцари)
13. Человек, занимавшийся изготовлением вещей из железа. (Кузнец)
14. Перечислите нормы поведения для рыцарей. (Кодекс рыцарской чести)
V тур - проверка знаний феодалов
“Верите ли вы, что…”
1. Барщина – это даровые работы крестьян в
хозяйстве феодала.
2. Феодальная вотчина – это большое хозяйство, в
котором работали зависимые крестьяне.
3. Турнир – это состязание рыцарей в силе и
ловкости.
4. Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором
производилось все для продажи.
5. Феодальная раздробленность – это разделение
феодалов по степени их богатства.
6. Централизованное государство-государство, в
котором вся страна подчиняется власти короля.
7. Индульгенция – церковный суд над еретиками.
8. Столетняя война – война между Англией и
Францией.
VI тур - (поэтический) состязание трубадуров
Трубадуры - особенно знаменитые поэты, слагающие стихи.
На придворных празднествах в замках крупных синьоров звучали величественные поэмы о старейших героях, стихи, посвященные рыцарским доблестям.
И в пятом туре мы послушаем наших поэтов, наших трубадуров.
Они должны нам спеть две песни: 1-я - для соперников, 2-я - в честь истории
Для соперников
Рыцари:
Вот здесь сегодня так случилось
И мы готовы побеждать
Вы крестоносцы, погодите,
Мы не хотим честь терять
Но вот уж наши трубадуры,
Здесь постараются сейчас
И на ристалище сразимся,
Мы в этот час, мы в этот час.
Припев:
Вперед за герб, ты "рыцарь" чести
С щитом мы будем воевать
Сегодня вот, сейчас мы здесь все - 2 раза
И честь свою нам не терять.
Крестоносцы:
В делах борьбы совсем не мирных
Стезя креста здесь такова
В Европе взнос, за честь и славу,
Не кошелек, а голова.
Но горн трубит, сойтись нам вместе.
И все решит последний бой
Мы все сразимся ради чести
Мы все с борьбой - 2 раза
Припев:
За честь и славу крестоносцев
За щит, за герб, за свой покой
Сразим в бою врагов опасных
И шпора будь всегда со мной.
В честь истории
Рыцари:
История! Как стихия властна
Никто тебе уж не судья
Бываешь часто и опасна
Бессмертна ты, в тебе судьба моя
Живи и процветай ты вечно,
Не упади как с древ увядший лист
И вознесись под небеса подобно песне,
Не оставляя чистый лист.
Крестоносцы:
История! Твой долг хранить законы,
Творить судьбу, следить за обороной.
Мы без тебя не знаем ничего,
Без помощи твоей не разберемся, посмотри.
Будь с нами ты, суди, карай лукавых,
Вознеси обиженных из мук.
И стань единой царицей наук.
Рефлексия:
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
полезен / бесполезен
интересен / скучен
интересно / не интересно
Кроссворд: (вопросы)
1. Римская золотая монета, принятая в королевстве франков?
2. Совокупность законов какой-либо страны?
3. Кто управлял церковными делами в больших областях?
4. Область Северной Италии?
5. Представители религиозных организаций , деятельность которых направлена на распространение своего вероисповедания Наибольшее развитие получило в христианстве?
6. Обещание монаха при начале жизни в монастыре?
7. Период времени в 100 лет?
8. Нарушение заповедей Божьих, что обрекало по мнению христиан душу умершего на вечные муки?
9. Средство передвижения купцов по морю?
10. Слой населения - служители церкви?
10. Хозяйство феодала передаваемое по наследству от отца к сыну?
12. Тип хозяйства, при котором все вещи производились не на продажу, а для собственного пользования?
13. Крупный землевладелец в средние века?
Подведение итогов.
1. Выявление победителя.
2. Награждение грамотами.
Судьи говорят итоги турнира.
Награждают команды, занявшие 1 и 2 место.
Библиографический список:
- Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков. М.: Просвещение, 1992.
- М.Бойцов, Р.Шукуров. История Средних веков. М., 1994 г.
- Д.И.Иловайский . История в художественной литературе (методическое пособие). М., 1981 г.
- Н.И.Запорожец. Книга для чтения по истории средних веков. М.: Просвещение, 1991 г.
- Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
- Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. Методическое пособие по истории средних веков. М., 1984 г.
- Мацкайлова О.А. Познавательные игры в курсе истории Средних веков // Преподавание истории в школе № 8, 1999, с. 29–35.
- Старобинская Г.И. Обобщающее повторение в курсе истории Средних веков // Преподавание истории в школе № 6, 1998, с. 44–57.