Тема урока: «Меланж и яичный порошок»
Цели урока:
- Образовательная:
- обеспечить проверку и оценку знаний по теме «Яйца» (товароведение пищевых продуктов), «Значение блюд из яиц в питании человека», «Блюда из яиц» (спецтехнология»);
- создать условия для изучения и запоминания новых понятий «меланж», «яичный порошок».
- Развивающая:
- научить учащихся расчленять изучаемую тему на составные части, выделять её отдельные существенные стороны, переходить от конкретного к абсурдному.
- Воспитательная:
- создавать условия для проявления учащимися чувства долга и ответственности;
- чувства коллективизма, исполнительности, инициативы, целеустремлённости, внимательности, способности к самовыражению.
Тип урока: урок усвоения знаний с подготовкой к изучению нового материала через повторение и активизацию опорных знаний.
Форма проведения: урок «командная борьба».
Используемые методы:
- репродуктивный – обучение по программирующим пособиям: использование на уроке натуральных образцов, учебных плакатов, схем, таблиц.
- частично-поисковый (эвристический) с постановкой задачи, самостоятельным поиском «за» и «против» с использованием учебных пособий.
Межпредметные связи:
- спецтехнология т. «Блюда из яиц», «Мучные кондитерские изделия»
- санитария и гигиена т. «Санитарные требования к обработке яиц»
- химия т. «Свойства белков»
Материально-техническое оснащение урока: овоскоп, натуральные образцы яиц, меланжа, яичного порошка, плакат «Строение яйца», схема получения меланжа, таблица химического состава, схема получения яичного порошка, таблица «Требования к качеству яичных продуктов», слайды, мультимедийное оборудование.
Самостоятельная работа: работа по инструкциям.
ХОД УРОКА
I Организационный момент (2 мин.):
1. Рапорт дежурного
2. Психологический настрой учащихся:
Цена улыбки
«Она ничего не стоит, но много дает. Она
обогащает тех, кто её получает, не обедняя при
этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение,
а в памяти остается порой навсегда. Она,
порождает атмосферу доброжелательности и служит
паролем для друзей.
Это улыбка. Она придаст нам уверенности. Так
давайте друг другу улыбнёмся и станем друзьями»
(учащиеся обмениваются эмблемами с изображением
улыбки, улыбаются друг другу).
3. Целевая ориентация:
Должны знать: химический состав яйца и яичных продуктов, показатели качества, классификацию, ассортимент, условия реализации и хранения, использование в кулинарии и приготовлении мучных кондитерских изделий.
Должны уметь: давать
органолептическую оценку качества яйца и яичных
продуктов. Определять вид, сорт. Рационально
использовать в кулинарии и кондитерском
производстве.
Предотвращать поступление некачественных,
вредных для здоровья продуктов и товаров.
II Актуализация опорных знаний
Группа делится на две команды и избираются
капитаны, которые по жребию набирают себе
команды, по очереди вытаскивая фамилии учащихся.
Благодаря такому распределению число сильных,
средних и слабых участников в команде примерно
одинаково. Каждая команда садится за свой стол с
закреплённым определённым номером.
Назначается эксперт для подсчёта баллов.
1-й этап «Блиц-вопросы». Преподаватели задают командам вопросы. Нужно постараться за 2 минуты дать как можно больше ответов.
Вопросы первой команде:
1. Как делят яйца в зависимости от вида птицы? (Куриные,
утиные, гусиные, индюшиные)
2. Какие из этих яиц используют в кулинарии? (Куриные)
3. Почему нельзя использовать утиные яйца? (Они
могут содержать вредные для организма человека
микроорганизмы)
4. Назовите три основных части куриного яйца. (Скорлупа,
белок, желток).
5. Благодаря какой части яйца желток удерживается
в центре яйца? (Благодаря градинкам и плотному
белку).
6. Какова энергетическая ценность 100г.яиц? (157
ккал)
7. Одинаков ли химический состав белка и желтка? (Нет.)
8. Перечислите минеральные вещества, входящие в
белковую часть яйца? (Натрий, калий, кальций,
железо, хлор, фосфор, магний, сера, йод, цинк,
свинец, бром и марганец).
9. Какие яйца называются диетическими? (Которые
хранились не более 7 суток).
10. Назовите самый большой вес яйца и самый
маленький. (65 г. – отборные, 42 г. второй
категории).
11. Как называется прибор, проверяющий свежесть
яиц? (Овоскоп).
12. Что такое тумак? (Это дефект яйца с
испорченным содержимым, имеющего
гнилостный запах).
13. Как называется классическая упаковка для яиц? (Ящики
с бугорчатыми прокладками).
14. Какая оптимальная температура хранения
куриных яиц? (Не выше 20оС, не ниже 0оС,
в холодильнике 0 – 2оС.)
Вопросы второй команде:
1. Какая часть яйца препятствует проникновению
бактерий внутрь яйца? (Надскорлупная плёнка и
подскорлупная оболочка)
2. Какие вещества содержит скорлупа? (Углекислые
и фосфорно-кислые кальций и магний)
3. Какая часть яйца содержит больше витаминов? (Желток:
А, D, В1, В2, В3, РР, а в белке – В1, В2, В12.)
4. Белки яйца полноценны? (Да, они содержат все
незаменимые аминокислоты).
5. Какие жироподобные вещества содержатся в
желтке? (Лецитин и холестерин).
6. Благодаря какому из них ограничивают
употребление яиц при заболеваниях печени? (Холестерин).
7. Какие яйца называют столовыми? (Срок хранения
которых не превышает 25 суток).
8. А можно ли яйца хранить дольше? (Да, в
холодильнике до 120 суток).
9. Какой краской маркируют диетические яйца? (Красной).
10. А столовые? (Синей).
11. Можно ли крупные и мелкие яйца упаковывать в
одну упаковку? (Нет, мелкие упаковывают
отдельно и на этикетке обозначают «мелкие»)
12. На штампе каких яиц не указывают дату
сортировки? (На штампе столовых яиц).
13. Куда приклеивают этикетку с данными о пищевой
ценности? (На ящик).
14. Какой вид тепловой обработки можно
использовать для яиц при приготовлении блюд? (Варку,
жарку и запекание).
2-й этап «За» и «против»:
Преподаватель по товароведению формулирует задачу и объявляет число баллов за идею. Время на решение задачи 30 сек. Капитан объявляет о готовности и называет участника, который будет отвечать.
Преподаватель: Белки яиц – это источник белков высокой биологической ценности. Это очень полезно. За первую идею – 10 баллов.
1-я команда:
- Да, мы согласны. Яичный белок состоит на 85% из воды, а остальное протеины (альбумин, муцин, овомукоид и др.)
- Одни из них способствуют хорошей растворимости, другие обладают пенообразующей способностью, третьи – придают связанность. Но в общем они легко усваиваются организмом человека.
- В состав протеинов белка входит вещество лизоцим, которое обладает бактерицидными свойствами.
- В свежем яйце содержится в незначительном количестве вещество авидин, который находится в связанном состоянии с биотином в виде авидин-биотинового комплекса. А как известно недостаток биотина в организме приводит к дерматитам, полысению.
2-я команда:
- Мы посмеем возразить вам. В некоторой степени мы согласны, что яйца полезны. Но не стоит забывать (это мы знаем из уроков химии), что отдельные белки играют отрицательную роль. Послушайте.
- Как известно, каждый орган человека содержит ферменты, которые ускоряют все химические процессы, происходящие в клетках. Так, белок яйца овомукоид угнетает действие трипсина (фермента поджелудочной железы), и поэтому сырые яйца усваиваются плохо.
- Мы согласны, что белок лизоцим – антибиотик, но он же может способствовать развитию потаённой микрофлоры – микробов паратифозной группы.
Преподаватель: Жир яиц – очень полезен для организма человека. С этим не поспоришь. За идею – 8 баллов.
1-я команда: Жира в желтке 32%. Он находится в виде эмульсии, содержит значительное количество незаменимых аминокислот, благодаря чему легко усваивается организмом человека и относится к самым биологически полноценным. А холестерин способен связывать и обезвреживать ядовитые вещества в организме.
2-я команда: Поспорить можно. Не следует забывать, что существуют ещё жироподобные вещества. В яйце преобладает лецитин (его в желтке 10%) и холестерин, из которого в организме человека образуются такие биологически активные вещества, как гормоны коры надпочечников, половые гормоны и жёлчные кислоты. Поэтому употребление яиц должно быть ограничено при холецистите, циррозе печени и заболеваниях, сопровождающихся нарушением функций печени и жёлчных путей.
3-й этап «Преданья старины глубокой»
Преподаватель спецтехнологии (показывая яйцо):
«Удивительно гармоничная форма яйца, его
белизна, а главное – спрятанное под хрупкой
скорлупой таинство рождения новой жизни во все
времена воспринимались в народе как символ
довольства и полного благополучия в семье,
плодородия и обновления.
А какие вы знаете истории, связанные с этим
продуктом?»
1-я команда: Древние восточно-славянские пастухи в первый раз после зимы, выгоняя стадо на выпас брали с собой куриные яйца, надеясь, что их коровы станут такими же круглобокими и дадут хороший приплод.
2-я команда: Центральное место отводилось яйцу в пасхальных обрядах. Яйца освящали в церкви, «христосовались».
1-я команда: А на «Вознесение» (это сороковой день после пасхи) крашеные яйца выносили в поле и подбрасывали вверх. Это делалось для того, чтобы рожь выросла такой же высокой.
2-я команда: Наиболее обрядовым блюдом из яиц у славян всегда считалась яичница. Ею кормили молодых на свадьбе, на Троицу угощали девушек.
Слово эксперту: выводы по опросу.
III Формирование новых понятий и способов действия (до 16 мин.)
Перед изучением нового материала мы разделим
группу на различных «специалистов», которые
будут заняты каждый своей проблемой, записанной
в инструкции:
1) «теоретики»; 2) «химики»; 3) «технологи»; 4)
«повара»
«Теоретики» – фиксируют получение яичных
продуктов.
«Химики» – разбирают химический состав яичных
продуктов.
«Технологи» – занимаются установлением
качества яичных продуктов.
«Повара» – интересуются использованием яичных
продуктов.
В каждой группе есть эксперт, который в карточке
контроля фиксирует работу всех учащихся,
параллельно вместе с другими изучая вопрос.
В конце урока, при закреплении материала,
«специалисты» высказывают своё мнение. При этом
учитывается качество ответа, его краткость,
чёткость, степень усвоения материала.
Эксперты подсчитывают баллы каждому участнику.
Инструкции:
1. Для «химиков»:
- определите химический состав меланжа и яичного порошка.
- определите: в чём различие.
2. Для «теоретиков»:
- Определите: стадии изготовления мороженых яичных продуктов и яичного порошка.
- Определите: в чём сходство и в чём различие.
- Как восстанавливают яичный порошок?
3. Для «технологов»:
- Определите: каким требованиям к качеству должны отвечать меланж и яичный порошок.
- Определите: в чём сходство и в чём различие.
4. Для «поваров»:
- Определите: преимущество меланжа и яичных порошков перед куриными яйцами.
- Как используют их в кулинарии?
- Как хранят?
Изложение материала по вопросам:
- Мороженые яичные продукты (преподаватель спецтехнологии).
- Требования к качеству мороженых яичных продуктов (преподаватель товароведения).
- Использование в кулинарии (преподаватель спецтехнологии).
- Хранение, упаковка мороженых яичных продуктов (преподаватель товароведения п/п).
- Яичные порошки (преподаватель спецтехнологии).
- Требования к качеству яичных порошков (преподаватель товароведения п/п).
- Использование в кулинарии (преподаватель спецтехнологии).
- Упаковка и хранение яичных продуктов (преподаватель товароведения п/п).
Для повышения стойкости яиц при хранении и повышения их транспортабельности вырабатывают мороженые яичные продукты и яичные порошки.
Мороженые яичные продукты
изготовляют в виде яичного меланжа (смесь белка и
желтка в естественной пропорции), яичного желтка
и яичного белка.
Яичные мороженые продукты вырабатывают из
доброкачественных свежих и холодильниковых
куриных яиц, отвечающих требованиям стандарта, и
используют в хлебопекарном и кондитерском
производстве.
Химический состав мороженых яичных продуктов
аналогичен составу куриных яиц.
В его состав входят белки (12,7%), жиры (11,5%),
углеводы (0,7%), вода (74%). Энергетическая ценность 100
г меланжа 157 ккал.
Яйца, предназначенные для производства
мороженых продуктов, независимо от маркировки,
до разбивки тщательно сортируют. Грязные яйца
моют, дезинфицируют 1–1,2 %-м раствором хлорной
извести и после ополаскивания водой разбивают.
Содержимое яйца выливают в фарфоровую,
алюминиевую или стеклянную чашку, проверяют на
запах и лишь после установления
доброкачественности выливают в общую емкость.
Полученную таким образом яичную массу фильтруют.
При этом она освобождается от белочной и
желточной пленок, кусочков скорлупы и градинок.
Жидкую яичную массу расфасовывают в жестяные
стерилизованные банки. Банки заполняют не
полностью, затем их запаивают и направляют в
морозильную камеру. Процесс изготовления яичных
масс с момента разбивки яиц до отправки в
морозильную камеру должен длиться не более 20 мин.
Яичную массу замораживают в камерах при
температуре –16...–18 °С. Яичная масса считается
замороженной при достижении в. центре банки
температуры –5...–6°С. Срок хранения – 8 мес.
Важными показателями качества мороженых яичных
продуктов, наряду с другими органолептическими и
физико-химическими показателями, являются
температура, которая должна быть не выше –6 °С, и
наличие бугорка по центру замороженной яичной
массы, свидетельствующего о том, что в процессе
хранения она не оттаивала. (Приложение
1).
Требования к качеству мороженых яичных продуктов
Как и свежие яйца, так и полученные из них
продукты могут содержать патогенные
микроорганизмы. Поэтому меланж проверяют на
наличие мезофильных бактерий группы кишечных
палочек, альмонеллы и золотистого стафилококка;
яичный порошок – кроме всех перечисленных
микроорганизмов ещё и наличие плесеней.
Вкус и запах мороженых яичных продуктов должны
быть свойственные данному продукту, без
посторонних привкусов и запахов. Консистенция в
мороженом виде твердая, после оттаивания жидкая.
Цвет в мороженом виде у меланжа темно-оранжевый,
у белка – от беловато-палевого до
желтовато-зеленого, у желтка – палево-желтый.
После оттаивания цвет у меланжа от
светло-желтого до светло-оранжевого, у белка –
палевый, у желтка – жёлтый.
Используют их в кондитерском производстве,
размораживая в банках на воздухе при температуре
18-20° С или в воде при температуре 20° С. Хранят при t
–9…–10о С 8 месяцев.
Яичный порошок готовят из смеси
желтка и белка или отдельно из желтка и белка. По
питательной ценности 11–12 г яичного порошка
соответствуют 1 яйцу.
В яичном порошке содержится воды 6,8%, белка – 45%,
жира – 37,3%, углеводов – 7,1%, золы – 3,2%.
Энергетическая ценность 100 г яичного порошка 542
ккал.
По сравнению с морожеными яичными продуктами
яичный порошок более транспортабелен, не требует
дорогой жестяной тары, может храниться вне
холодильников. Яичный порошок используют в
хлебопекарной и кондитерской промышленности.
Яичную массу, предназначенную для сушки, готовят
так же, как и при производстве мороженых яичных
продуктов. Сушка яичной массы производится
распылительным способом. Кроме яичных порошков
методом распылительной сушки изготовляют также
сухие омлеты.
Требования к качеству яичных порошков. Вкус
и запах яичных порошков, свойственные
высушенному яйцу или белку, или желтку, без
посторонних привкусов и запахов. Структура
порошкообразная, комочки легко раздавливаются,
цвет яичного порошка светло-желтый, сухого белка
– желтовато-белый, сухого желтка – от
светло-желтого до желтого с оранжевым оттенком,
однородный по всей массе.
При оценке качества яичных порошков определяют
растворимость, влажность, кислотность и титр
кишечной палочки. (Приложение 2).
Хранение. Упаковывают яичный порошок
в фанерные барабаны, бочки и многослойные мешки с
полиэтиленовыми вкладышами. Хранят его в сухом
прохладном затемненном помещении без резких
колебаний температуры и влажности, при t не выше 2оС
до 2-х лет, если влажность 60-70%.
Используют яичные порошки для приготовления
омлетов, льезона и в кондитерском производстве.
Для восстановления яичного порошка на одну его
часть берут 3,5 части жидкости, размешивают, дают
набухнуть в течение 30-40 мин.
Использование в кулинарии. Яичные продукты используют для приготовления омлетов, соусов, мучных кондитерских изделий, кремов. (Приложение 3)
IV. Закрепление нового материала:
Высказывания «Специалистов»:
«Химики»: В химическом составе меланжа и яичного порошка одно сходство – это наименование пищевых веществ: белки, жиры, углеводы, зола, вода; а различие – в их количестве. Мы не будем повторяться, называя проценты (они видны на таблице), а укажем на то, что эта разница заключается в том, что мороженые яичные продукты – это натуральная смесь белка и желтка в естественных пропорциях, а в яичном порошке – концентрированная. Поэтому в порошке количество пищевых веществ больше.
«Теоретики»: разобрав вопрос
получения мороженых яичных продуктов и яичного
порошка, мы заметили, что первые стадии до
пастеризации повторяются: сортировка, мойка и
дезинфекция, ополаскивание, освобождение от
скорлупы, проверка доброкачественности и
перемешивание. А затем, при приготовлении
мороженых яичных продуктов массу расфасовывают,
упаковывают и замораживают. А при приготовлении
яичного порошка высушивают и упаковывают.
Восстановить яичный порошок легко: разводят
водой 1 : 3,5.
«Технологи»: сходство требований к качеству меланжа и яичного порошка в том, что вкус и запах должны быть свойственными данному виду и цвет практически схож – от светло-жёлтого до тёмно-оранжевого. А консистенция не может быть одинаковой, т.к. меланж – это замороженная жидкость, а порошок – это сухое вещество. Поэтому у меланжа консистенция твёрдая, а у порошка – порошкообразная.
«Повара»: нам очень удобно пользоваться этими продуктами. Во-первых, нет проблем с доставкой (куриные яйца, несмотря на сложную упаковку всё равно бьются). Во-вторых, использовать их удобнее, т.к. не требуется длительной первичной обработки. Меланж и яичный порошок используют в кондитерском производстве, для приготовления омлетов, льезона. В-третьих, повышается стойкость при хранении.
Выводы по опросу.
Эксперты фиксировали работу «специалистов» и
выставили количество баллов.
Преподаватели делают выводы и выставляют оценки.
Домашнее задание: Учебник З.П. Матюхиной: стр. 190-196, конспект. Подготовиться к контрольной работе по теме «Яйцо и яичные продукты».