Урок математики. 2-й класс. "Сети линий. Пути"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема урока: Сети линий. Пути.

Цели урока:

  • Учиться решать практические задачи с сетями пересекающихся линий.
  • Развивать математическую речь, логическое мышление.
  • Воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

Тип урока: повторение и закрепление изученного.

Методы и приемы: словесный (рассказ, беседа, диалог), наглядный, индуктивно-репродуктивный, словесно-наглядный.

Оборудование урока  для учителя: учебник, карточки с заданиями.

Оборудование урока  для учащихся: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка.

Используемая литература:

Математика, 2 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей. – М., “Баласс”, “С-инфо”, 1997, – 256с.: ил.
Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. заведений. –  3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 288с.

План работы:

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Актуализация знаний и постановка темы урока (5 мин.)
  3. Работа над темой урока (7 мин.)
  4. Физминутка (1 мин.)
  5. Повторение изученного (15 мин.)
  6. Рефлексия учебной деятельности (2 мин.)
  7. Домашнее задание

Этапы урока

Дидактическая задача каждого этапа урока

Методы и приемы, используемые на каждом этапе урока

Содержание этапа

1. Организационный момент

Заинтересовать детей, настроить их на контакт. Словесный У: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Юрьевна и сегодня урок математики, буду вести у вас я.
Сядьте  на свои места, успокойтесь. Настройтесь на работу. А чтобы у вас было хорошее настроение, я вам прочту стих.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.

У: Ребята, а с каким настроение вы пришли сегодня на урок, выберите одну из фигурок.

(Ребята показывают каждый свою фигуру)
У: Давайте, посмотрим, какое настроение у вас будет в конце нашего урока.

2. Актуализация знаний и постановка темы урока

Заинтересовать детей, выявить знания учащихся. Словесный (беседа), словесно- наглядный, На доске запись:

Мы пришли сюда у… (учиться)
Не лениться, а тру… (трудиться)
Только тот кто много з… (знает)
В жизни что-то до… (достигает).

У: Прочтите стихотворение, договорив слова.
Согласны ли вы с этим?
Что же мы будем делать?
У: Правильно ребята, мы с вами сегодня будем учиться решать задачи с сетями пересекающихся линий, развивать нашу математическую речь.
У: Молодцы, ребята, теперь откройте тетради и запишите число и классная работа.
(Задание на доске)
У: Ребята, обратите внимание на доску, на ней представлено первое задание.
У: Продолжите ряд: 2, 3, 5, 8, …
Внимательно рассмотрите числовой ряд и определите закономерность.
У: Можно ли сразу назвать число? Какую закономерность вы выявили?
Д: Следующие число является результатам суммы 2 предыдущих чисел.
У: Назовите следующие три числа? (Выходит один ученик к доске)
Д: 13, 21, 34
У: Как вы их нашли?
(Ответы детей)
У: Молодцы, а теперь следующее задание.
У: Записать неравенства, вставляя недостающие цифры. (Один ученик решает у доски)
5.4 < 514                         206 > .06                       715 > 7.5
У: А вы ребята, запишите эти неравенства в тетрадь.
У: Прочитайте неравенства, которые получились у вас?
Д: 504 < 514                         206 > 106                       715 > 705
У: Может, быть кто-то из вас записал другие неравенства.
(Примеры детей)
У: Как узнать, насколько одно число больше другого?
У: Молодцы,  теперь ребята, решите выражения, расставьте ответы в порядке убывания у себя в тетрадях и расшифруйте слово.
(На доске решает один ученик, все остальные решают самостоятельно)

Ш 16  +  8 (24)                                О 37 + 13(50)
О 80 – 9    (71)                                Т 42 – 6    (36)
Ы 80 – 54  (26)                                И 62 – 58 (4)
К 16 + 58    (74)                              Р 94 – 27  (63)
К 17 + 4       (21)

74 71 63 50 36 26 24 21 4
К О Р О Т Ы Ш К И

У: Какое слово у вас получилось?
Д: Коротышки.
У: Кто такие Коротышки?
Д: Герои произведения Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Это друзья Незнайки.
У: Где же живут Коротышки?
Д: В цветочном городе.
У: Вы хорошо потрудились и, мне кажется, что нам можно отправиться к Коротышкам на экскурсию в Цветочный город.

3. Работа над темой урока

Повторить ранее изученный материал Словесный (беседа), слвесно-наглядный, У: Ребята, откройте учебник на с.70  и рассмотрите схему Цветочного города.
№1, с.70 – работа по схеме Цветочного города.
У: Теперь ребята, ответьте на вопросы?
а) Сколько линий в метро Цветочного города?
Д: 5.
б) Сколько станций на кольцевой линии? Назови их.
Д: 10.
  • Мандариновая
  • Леденцовая
  • Пломбирная
  • Вишневая
  • Одуванчиковая
  • Сиреневая
  • Тюльпановая
  • Тенистая
  • Абрикосовая
  • Огурцовая

в) Сколько линий проходит через «Площадь Роз»? Назови по порядку станции этих линий.
Д: 3

  • Плошадь Маргариток – Мандариновая – Грушевая – Площадь Роз –  Сиреневая – Солнечная.
  • Карамельная – Леденцовая – Шоколадная – Площадь Роз – Лютиковая –  Тюльпановая – Зеленая
  • Клубничная – Вешневая – Площадь Роз – Аллея Ромашек – Тенистая – Проспект Гладиолусов.

г) Назови разные способы проезда от станции «Абрикосовая» до станции «Площадь Маргариток».
Д:  

  • Абрикосовая – Огурцовая – Мандариновая – Площадь Маргариток
  • Абрикосовая – Грушевая – Мандариновая – Площадь Маргариток

У: Молодцы, продолжаем работу № 2, с. 70.
(Чтение одним учащимся)
У: Какое задание вы должны выполнить?
Кто догадался, как выполнять это задание?
Что значит замкнутая линия?
(Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях)

 

У: На что похож наш чертёж?
(Варианты ответов детей.)
У: Можем ли мы назвать его сетью линий?
Д: Да
У: Почему мы можем назвать полученный чертеж сетью линий?
(Вариант ответов детей: 2 кольцевые линии, прямая линия.)
У: Давайте с вами вспомним, что такое сети линий? (Сеть метро, дороги.)
У: Молодцы, ребята, вы, наверное, устали? Я вам предлагаю немного отдохнуть. Встали.

4. Физминутка Восстановить внимание ребят на уроке.   Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
5. Повторение изученного Отработать умение решать задачи, уравнения. Словесно-наглядный
Работа со схемой.
У: Мы продолжаем экскурсию по Цветочному городу и отправляемся на  № 4, с. 71
Работа над задачей.
У: Прочитайте задачу.
(Чтение задачи одним учеником.)

Анализ текста.

У: Что означает число 438?
Д: Общее количество малышей
У: Что значит на 15 больше?
Д: Увеличить на 15
У: Сколько было домов на Тюльпановой улице?
Д: 3
У: Сколько малышей живет в первом доме?
Д: 108
У: Что необходимо найти в задачи?
Д: Количество малышей в третьем доме?
Заполнение схемы на доске.
У: Заполните схему
Схема с ошибкой (вместо знака  +  поставлен  – )  заполнена и закрыта на доске, детям предлагается заполнить самостоятельно, а затем проверить схему)


У: Что у вас получилось? (Открывается схема) Я тоже заполнила схему, я правильно все сделала?
(Дети выявляют ошибку)
У: Молодцы.
У: Что нам необходимо знать, что бы ответить на вопрос задачи?
Д: Общее количество малышей и сумма малышей в первом и втором доме.
У: Общее количество малышей нам известно. Как нам узнать, сколько малышей во втором доме?
Д: Количество малышей первого дома сложить с 15 по условию.
У: Молодцы, теперь запишите решение задачи у себя в тетради.

  • 108 + 15 = 123(мал.) во втором доме.
  • 108 + 123 = 231(мал.) в первом и втором доме.
  • 438 – 231 =  207(мал.) в третьем доме.

У: Посмотрите внимательно на доску. Кто решил задачу, так же как и я? У кого другое решение? Объясните свое решение?
У: Мы ответили  на вопрос задачи?
Д: Да.
У: Как проверить, что мы с вами решили задачу верно?
Д: Сложим  количество малышей в каждом доме.
231 + 207 = 438
У: Значит задача решена у нас правильно.
У: Вы справились и с этим заданием, теперь я вам предлагаю под №5 с.71 рассмотреть числовые выражения.
Первый столбик.

715 + 85 – 649
950 – 278 – 570

У: Рассмотрим первое числовое выражение. Сколько действий в этом числовом выражении?
Д: 2
У: Какие здесь представлены числа?
Д: Трехзначные.
У: Выполняем по порядку. (Выходит один ученик к доске)
   715        800
+    85     – 649
    800        151
У: Решаем второе числовое выражение.
   950          672
–  278       – 570
    672          102
У: Как мы вычитаем трехзначные числа? (Ответы детей)
У: Молодцы,  у нас есть еще одно задание, давайте рассмотрим
№ 6 с. 71
800 – х = 162
х +  487 = 503
У: Рассмотрим  первое уравнение.
800 – х = 162
У: Чем является неизвестное число?
Д: Частью
У: Как найти нам неизвестную часть?
Д: Необходимо из целого вычесть известную  часть.
У: Правильно, решаем уравнение.
800 – 162 = 638            800
                                   – 162
                                      638
Проверка: 638 + 162 = 800
    638
+ 162
    800
У: Молодцы, уравнение решено правильно.
У: Следующие  уравнение
х +  487 = 503
У: Чем является неизвестное число?
Д: Частью.
У: Как найти нам неизвестную часть?
Д: Необходимо из целого вычесть известную часть.
503 – 487 = 16
   503
– 487
    16
Проверка: 16 + 487 = 503
    487
 +  16
    503
У: Третье уравнение решаем самостоятельно.
Х – 58 = 679
У: Проверяем, чем является неизвестное число?
Д: Частью.
У: Как найти нам неизвестную часть?
Д: Необходимо целое сложить с неизвестной частью.
У: Какой ответ у вас получился?
Д: 737

6. Рефлексия учебной деятельности

    У: Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок, какое у вас сейчас настроение, поднимите фигуру с вашим настроением?
У: Спасибо за урок.

7. Домашнее задание