Цель: знакомство с видами треугольников: прямоугольным, остроугольным, тупоугольным и их отличиях на рисунках.
Материал: индивидуальный набор прямоугольных треугольников (8 штук), шаблоны равносторонних треугольников, линейка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сегодня, друзья, мы отправимся в путь
Хорошее настроение взять с собой не позабудь!
Ждут нас встречи и друзья,
Треугольников семья.
II. Загадка в стихах
В детском саду есть… паровоз,
Шесть автомобилей,
Чёрный пёс – блестящий нос,
Белый кот Василий,
Восемь куколок в одной
Кукле деревянной.
И Петрушка заводной,
Рыжий и румяный.
Кто внимательно прослушал,
Сколько в том саду игрушек? (19)
– Как получить число 19 путём сложения двух слагаемых, одно из которых число двухзначное, а другое однозначное.
III. Устный счёт
– А сейчас немного посчитаем. Каждая цифра обозначена буквой, решив столбики, мы расшифруем слова.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
с | г | м | у | в | р | к | о | л | б |
11 – 6 = 5 Р
12 – 6 = 6
К
8 – 5 = 3 У 15 – 8 = 7 О 13 – 8 = 5 Р 9 – 8 = 1 Г 11 – 9 = 2 М 12 – 9 = 3 У 12 – 5 = 7 О 14 – 5 = 9 Б 7 – 6 = 1 Г 10 – 2 = 8 Л |
– Какие ещё геометрические фигуры вы знаете? (Рисунок 1)
Вы всем известны,
Без вас не обойтись нигде,
Вы так чудесны,
Вы так нужны везде.
Вы – Геометрические фигуры
– Что вы знаете об этой фигуре. А сегодня на уроке подробнее поговорим о свойствах этой фигуры.
IV.Сообщение темы урока
– Почему треугольник мы называем треугольником? (Рисунок 2)
№1.
Трилистник – это лист из трёх
листиков. Трилистник изображён на гербе
Ирландии.
Трилогия – это роман или фильм в трёх
частях.
Треух – это зимняя шапка с тремя ушами.
Триптих – это картина или икона из трёх
частей.
Треугольник – это фигура с тремя
углами.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
– Интересно, а трикотаж – это три кота
или нет?
– Найдите слова, в которых встречается число три:
Стрижи, троица, вытри, трижды, тройной, трио,
трико….
Триада, тридевятое, тридцать, триллион,
троеборье, троечник, тройня, тройчатка.
Этот город нам знаком. Мы были в нём когда-то. И вот на страже у ворот Стоят родных три брата. |
|
Узнает очень просто Меня любой школьник. Я тупо-прямо-остро Угольник треугольник. |
|
Все в нашем городе – друзья, Дружнее – не сыскать. Мы треугольников семья, Нас каждый должен знать. |
V. Геометрическое конструирование
– Из каких фигур состоит узор?
– Сколько треугольников? (8)
– Из каких треугольников состоит котик? (Прямоугольных)
(Рисунок 3)
№ 2.
– Треугольник с прямым углом называют прямоугольным.
– Что можем сказать об этой фигуре?
Острых два, а третий прям –
Прямоугольным зваться буду.
– Треугольник с тупым углом называют тупоугольным.
– Чем похожи фигуры? Чем отличаются?
С одним тупым углом –
И я тупоуголен.
– Треугольник, у которого все углы острые, называют остроугольным.
Если остры углы –
И я остроуголен.
(Рисунок 4)
№ 3.
– Сколько на рисунке прямоугольных треугольников? 3, 9, 6
3+ 9 + 6 = 18
– Сколько тупоугольных? 1, 5, 8
1 + 5 + 8 = 14
– А сколько остроугольных треугольников? 2, 4, 7
2 + 4 + 7 = 13
– Сложи числа на треугольниках одного
вида.
– Какое число лишнее? Почему? (13, нечётное)
VI. Физкультминутка
Встали дети, скажем тихо.
Раз, два, три, четыре, пять.
Потянулись, чуть присели
И соседа не задели,
А теперь придётся встать,
тихо сесть, считать начать.
VII. Практическая работа
№ 4.
– Измерьте треугольник. Каким является
равносторонний треугольник – прямоугольным,
остроугольным или тупоугольным?
– Треугольник, у которого все стороны равны,
называют равносторонним. Все
равносторонние треугольники имеют одинаковую
форму, но могут иметь разные размеры.
По сторонам бываю я равносторонним,
Когда все стороны равны.
– Равносторонний треугольник является остроугольным.
№ 5.
Прямоугольник разрезали на два одинаковых прямоугольных треугольника.
– Какие фигуры можно сложить из этих
треугольников?
– Какая у них площадь (в клетках)?
(Рисунок 5)
№ 6
– Сколько треугольников на рисунке?
– Сравни свой ответ с ответом товарища?
(Рисунок 6)
Очень быстро и умело
«Треугольники «считать».
Например, в фигуре этой,
Сколько их! Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по «краю» и «внутри».
VIII. Самостоятельная работа
Найти периметр треугольника со сторонами 4 см, 5 см, 8 см.
Р = 4см + 5 см + 8 см = 17 см
IX. Итог
Нам друзья возвращаться пора,
Но друзья треугольники хотят
Знать, хорошо ли вы запомнили их имена.
– Повторим виды треугольников и их свойства.
Проверочная работа (тест)
Имеет прямой угол | Имеетравные стороны | Имеет острый угол | Имеет тупой угол | |
Остроугольный треугольник | ||||
Тупоугольный треугольник | ||||
Прямоугольный треугольник |