Урок по математике, УМК "Планета знаний". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: знакомство с видами треугольников: прямоугольным, остроугольным, тупоугольным и их отличиях на рисунках.

Материал: индивидуальный набор прямоугольных треугольников (8 штук), шаблоны равносторонних треугольников, линейка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сегодня, друзья, мы отправимся в путь
Хорошее настроение взять  с собой не позабудь!
Ждут нас встречи и друзья,
Треугольников семья.

II. Загадка в стихах

В детском саду есть… паровоз,
Шесть автомобилей,
Чёрный пёс – блестящий нос,
Белый кот Василий,
Восемь куколок в одной
Кукле деревянной.
И Петрушка заводной,
Рыжий и румяный.
Кто внимательно прослушал,
Сколько в том саду игрушек? (19)

– Как получить число 19 путём сложения двух слагаемых, одно из которых число двухзначное, а другое однозначное.

III. Устный счёт

– А сейчас немного посчитаем. Каждая цифра обозначена буквой, решив столбики, мы расшифруем слова.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
с г м у в р к о л б
                    11 – 6 = 5   Р                                           12 – 6 = 6   К                                8 – 5 = 3   У
                    15 – 8 = 7   О                                          13 – 8 = 5   Р                                 9 – 8 = 1   Г
                    11 – 9 = 2  М                                          12 – 9 = 3   У                                12 – 5 = 7 О
                    14 – 5 = 9  Б                                            7 – 6 = 1    Г                                 10 – 2 = 8 Л

– Какие  ещё геометрические фигуры вы знаете? (Рисунок 1)

Вы всем известны,
Без вас не обойтись нигде,
Вы так чудесны,
Вы так нужны везде.
Вы – Геометрические фигуры

– Что вы знаете об этой фигуре. А сегодня на уроке подробнее поговорим о свойствах этой фигуры.

IV.Сообщение темы урока

– Почему треугольник мы называем треугольником? (Рисунок 2)

№1.

Трилистник – это лист из трёх листиков. Трилистник изображён на гербе Ирландии.
Трилогия – это роман или фильм в трёх частях.
Треух – это зимняя шапка с тремя ушами.
Триптих – это картина или икона из трёх частей.
Треугольник – это фигура с тремя углами.

Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.

– Интересно, а трикотаж – это три кота или нет?
– Найдите слова, в которых встречается число три:

Стрижи, троица, вытри, трижды, тройной, трио, трико….
Триада, тридевятое, тридцать, триллион, троеборье, троечник, тройня, тройчатка.

Этот город нам знаком.
Мы были в нём когда-то.
И вот на страже у ворот
Стоят родных три брата.

Узнает очень просто
Меня любой школьник.
Я тупо-прямо-остро
Угольник треугольник.

Все в нашем городе – друзья,
Дружнее – не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать.

V. Геометрическое конструирование

– Из каких фигур состоит узор?     
– Сколько треугольников? (8)
– Из каких треугольников состоит котик? (Прямоугольных)

(Рисунок 3)

№ 2.

– Треугольник с прямым углом называют прямоугольным.
– Что можем сказать об этой фигуре?

Острых два, а третий прям –
Прямоугольным зваться буду.

– Треугольник с тупым углом называют тупоугольным.
– Чем похожи фигуры? Чем отличаются?

С одним тупым углом –
И я тупоуголен.

– Треугольник, у которого все углы острые, называют остроугольным.

Если остры углы –
И я остроуголен.

(Рисунок 4)

№ 3.

– Сколько на рисунке прямоугольных треугольников?   3, 9, 6

3+ 9 + 6 = 18

– Сколько тупоугольных?  1, 5,  8

1 + 5 + 8 = 14

– А  сколько остроугольных треугольников? 2, 4, 7

2  + 4 + 7 = 13

– Сложи числа на треугольниках одного вида.
– Какое число лишнее? Почему? (13, нечётное)

VI. Физкультминутка

Встали дети, скажем тихо.
Раз, два, три, четыре, пять.
Потянулись, чуть присели
И соседа не задели,
А теперь придётся встать,
тихо сесть, считать начать.

VII. Практическая работа

№ 4.

– Измерьте треугольник. Каким является равносторонний треугольник – прямоугольным, остроугольным или тупоугольным?
– Треугольник, у которого все стороны равны, называют равносторонним. Все равносторонние треугольники имеют одинаковую форму, но могут  иметь разные размеры.

По сторонам бываю я равносторонним,
Когда все стороны равны.

– Равносторонний треугольник является остроугольным.

№ 5.

Прямоугольник разрезали на два одинаковых прямоугольных треугольника.

– Какие фигуры можно сложить из этих треугольников?
– Какая у них площадь (в клетках)?

(Рисунок 5)

№ 6

– Сколько треугольников на рисунке?
– Сравни свой ответ с ответом товарища?

  (Рисунок 6)

Очень быстро и умело
«Треугольники «считать».
Например, в фигуре этой,
Сколько их! Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по «краю» и «внутри».

VIII. Самостоятельная работа

Найти периметр треугольника со сторонами 4 см, 5 см, 8 см.

Р = 4см + 5 см + 8 см = 17 см

IX. Итог

Нам друзья возвращаться пора,
Но друзья треугольники хотят
Знать, хорошо ли вы запомнили их имена.

– Повторим виды треугольников и их свойства.

Проверочная работа (тест)

  Имеет прямой угол Имеетравные стороны Имеет острый угол Имеет тупой угол
Остроугольный треугольник        
Тупоугольный треугольник        
Прямоугольный треугольник